Надолго ли застой?

Почему 11-я российская книжная выставка-ярмарка осталась без военной прозы?...

Почему 11-я российская книжная выставка-ярмарка осталась без военной прозы?…

По долгу работы и по причине увлечения автор этих строк бывает на книжных ярмарках относительно регулярно. Поэтому есть возможность проследить некоторые тенденции развития российского книжного дела. В данном случае — на книжных витринах 75-го павильона ВВЦ в Москве.

Рынок — мера спроса и потребления. Рынок книги и культуры, если можно так сказать, показатель душевного состояния общества. Но всегда ли тонко чувствует продавец конъюнктуру рынка? Не знаю, как там за границей, а российский рынок чаще всего ведет острую конкурентную борьбу с главной задачей подмять конкурента, а потом уж все остальное. Иначе, чем объяснить, что владельцы первых книжных рядов на ВВЦ меняются как перчатки, а ассортимент из года в год один и тот же: дорогущие в классной коже, золоте и драгоценных камнях подарочные тома, никак не рассчитанные на скромную зарплату среднего россиянина. Чаще всего эти книги о царях, истории России до 1914 года. Создается впечатление, что книги продаются не для чтения, а для украшения интерьера, либо уже действует на днях озвученная формула В. Жириновского: «Все для блага элиты, ибо рабочие, кроме Шариковых, ничего обществу не дают…»

В тень отходит классика. Побеждает все больше легкий жанр, проповедуемый авторами типа Оксаны Робски и ей подобных: «В постели с олигархом», «Живая мишень» и т.п., в которых мало мысли, выразительности и художественности, зато с избытком жирного сюсюканья, экстрима и пустых фраз наподобие: «Я долго не могла найти подходящего места в самолете и ,наконец, удобно устроилась рядом с пропеллером»…

Зато прилавки детской литературы ломятся от обилия и сравнительной дешевизны. Все в красках и добротных обложках — трудно мимо пройти. Усилия тут продолжают наращиваться: за пять дней ярмарки более двадцати рекламных мероприятий, от презентации новинок до «праздника детской литературы». Не думаю, что продавцы всерьез озаботились темой детства. В основу, скорее всего, положен сугубо трезвый расчет: родному дитяти ни в чем не откажешь.

Как человек военный, автор внимательно всматривался, как в обложках книг отражаются темы военного патриотизма и обороны. Патриотизм любой державы — неотъемлемая часть печатного слова. Его связывают прежде всего с ростом национального самосознания, укреплением государственности, мощи Вооруженных Сил, нравственным и патриотическим воспитанием молодежи. За последние пять лет руководством страны в этих областях сделано немало. Достаточно отметить усилившуюся заботу о техническом оснащении армии, подъеме и развитии отечественного Авиапрома как важного фактора боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Увы, печатное слово по этому пути пока не пошло. Хуже того: вопреки желанию большинства населения, печатная индустрия не только застыла, но и по инерции проклятых 90-х продолжает откатываться назад. К при- меру, скажем, если 6 – 7 лет назад в пропаганде патриотической темы активно участвовали «Воениздат», «Военный парад», «Граница», «Красная Звезда», «Щит и меч», «РИЦ МО РФ», «Правительство Москвы», «Советский писатель», «Абрис», «Арт-родник», «Алгоритм», «Вече», «Русь» и прочая, прочая, то сегодня, казалось бы, в более благополучный финансовый период большинство из них «приказало долго жить» или сменило ориентацию. Верными патриотическому и оборонному курсу остались лишь издательство «Правительство Москвы», «Граница», частично «Вече» да «РИЦ МО РФ» (в ярмарке участвовало свыше 400 агентств, компаний, издательств и групп). Как и десять лет назад, тема патриотизма и в прямом, и в переносном смысле во многом остается на задворках. Характерный пример: специальный зал для пресс-конференций пустовал, но места там писателям В. Распутину, В. Кружину, С. Куняеву почему-то не предоставили, пресс-конференцию они проводили в тесном павильончике.

Совершенно исчезли с полок ранее всегда востребованные книги о флоте и авиации, попались на глаза долгий «старожил» выставок «Познай себя в бою» А. Покрышкина да «Свастика в небе» К. Барта и все.

Конечно, книжный рынок не главное мерило всего, но заставляет поразмышлять на досуге. В любом развитом государстве об армии пишут всегда, ведь армия не только основная оборонная структура, но и школа мужества и становления мужчин. Разве наша армия настолько утратила лицо, что о ней не хотят писать? Не верю! Армия в сегодняшних своих бедах не виновата. Даже в период застоя и последующего охаивания армия России дала немало примеров мужества и героических дел, достойных писательского пера: стойкость десантников Пскова и Павло-Посадского ОМОНА в Чечне, трагедия и действия личного состава «Курска», служба миротворцев в Абхазии… А экипажи подводных лодок и дежурные расчеты ВВС и ПВО, круглосуточно несущие боевое дежурство на Севере и Камчатке по охране государственных границ? Разве все они не достойны писательского внимания? Достойны! Только писать, кажется, о них некому. Образовался разрыв писательских поколений. Из признанных писателей-фронтовиков остались лишь В. Бондарев да В. Карпов, люди весьма и весьма почтенного возраста. А за ними кто?…Мелькнул где-то Г. Свиридов с «Рингом» да «Черным солнцем Афганистана», а больше-то никого и нет. Элита горбачевского и ельцинского «засола», начав травлю Вооруженных Сил, надолго отшатнула от нее многих талантливых людей. Теперь мы пожинаем горькие плоды.

И надо что-то срочно делать. То ли специальный факультет армейской прозы в Литературном институте открывать, то ли писательские курсы при госуниверситетах, то ли на стажировку в Белоруссию и Китай склонных к писательской деятельности журналистов отправлять. Наверное, об этом уже настало время задуматься и не только в недрах Министерства обороны, ФСБ, МЧС, но и в идеологических центрах страны рангом повыше. Застой не должен быть бесконечным. Безусловно, важно, когда армия хорошо обута и одета, вооружена, вкусно ест и пьет. Но не менее важно, что о себе читает, на каких примерах воспитывается, о чем думает. Опыт многих армий мира это убедительно доказал.

Анатолий КОРОБОВ

 


Комментировать


+ семь = 9

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru