«Налоговые каникулы» как антикризисная мера государственной поддержки малого бизнеса в России

1

Одной из наиболее насущных проблем малого бизнеса является проблема налогообложения. В странах с давними традициями рыночного хоз яйствования налогообложение малого бизнеса способствует развитию этого сектора экономики, но в России система налогообложения малого бизнеса пока очень несовершенна.

Малый бизнес занимает особое место в экономике, поскольку увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, способствует быстрому переналаживанию производства и тем самым оперативной реакции на потребности рынка; способствует развитию кон куренции. Малый бизнес в инновационной сфере создает уникальную наукоемкую продукцию. В условиях экономического кризиса поддержка малого бизнеса приобретает особую значимость в силу ряда причин: позволяет решать проблему занятости, поскольку способствует с озданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; способствует трудоустройству работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих т очек», инвалидов, молодежи, женщин).

Рост доли экономически активного населения в связи с развитием малого бизнеса увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. В России малый бизнес становится именно тем самым резервом, когда экономический кризис в короткое время может уничтожить крупные компании. Также является актуальным тот факт, что от малых предприятий поступают отчисления в государственный бюджет, тем самым поддерживая экономику страны [2]. Основная цель поддержки малого предпринимательства в виде налоговых послаблений – развитие малого бизнеса, которое должно повлечь за собой улучшение экономической ситуации в стране.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

С 1 января 2015 года правительством введена специальная налоговая мера по стимули рованию развития малого предпринимательства в России. Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществ ляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде нулевой процентной ставки, которые будут действовать в 2015 — 2018 годах [1].

При этом субъекты Российской Федерации вправе будут устанавливать ограничения на пр именение нулевой ставки, в том числе в виде предельного размера доходов индивиду а льных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей. Льготные каникулы для малого бизнеса не будут предоставляться уже нынешним предпринимателям, так как считается, что они прошли путь становления и в помощи им нет необходимости.

По мнению разработчиков, п ринятие закона должно способствовать вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельно сть без привлечения наемных работников. Это дает возможность открыть бизнес, внедриться на рынок и вывести бизнес из тени. С другой стороны, подобные меры ведут к снижению доходов государственного бюджета, и, как следствие, к уменьшению государственных программ поддержки субъектов МСБ. Кроме того, многие эксперты отмечают, что из — за освобождения впервые зарегистрировавшихся предпринимателей от налогов, будет увеличиваться нагрузка на уже состоявшихся предпринимателей. Не исключены также риски, связанные с массовой перерегистрацией предпринимателей, бороться с которой затратно и сложно.

Кроме того, все права по установлению налоговых каникул в регионах отданы органам власти субъектов РФ. Учитывая сложное положение большинства региональных и местных бюдже тов, по мнению ряда экспертов, органы государственной власти регионов вряд ли пойдут на отказ от дополнительных средств в местные бюджеты в виде фискальной нагрузки от малого бизнеса без государственной помощи. Получение нужного эффекта от внедрения подоб ной меры поддержки, по нашему мнению, возможно в случае расширения списка категорий, которым будет доступен льготный режим: помимо индивидуальных предпринимателей льгота должна касаться и юридических лиц, кроме начинающих предпринимателей налоговыми пос лаблениями должны пользоваться и действующие бизнесмен ы соответствующих отраслей экономики.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2014 N 477 — ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (29 декабря 2014 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172963/ — 2015 г. — дата обращения — 09 марта 2015 года

2. Изатмуродова А.Х. «Надзорные каникулы», как фактор стимулирования развития малого биз неса в России // http://politika.snauka.ru/2015/02/2340/ — 2015 г. — дата обращения — 10 марта 2015 года .

А.Н. Куликова

 


Комментировать


× 1 = два

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru