Национальная культура как фактор духовной безопасности общества

В сегодняшнем непростом времени смысл и миссию государственной культурной политики можно свести к двум приоритетам: разработка мировоззренческих основ национальной идеологии, без которой нация лишается созидательной энергии и функционирует лишь как биологическая единица (как «овощ» в медицинской терминологии); анализ духовных угроз и разработка на государственном уровне условий, блокирующих деструктивные энергии и в итоге обеспечивающих духовную безопасность нации.

Спектр духовных угроз сегодня весьма значителен: усиливается экспансия либеральных ценностей, которые в контексте «русского культурного мира» играют деструктивную роль и выполняют репрессивные по отношению к духовным традициям функции; в общественное сознание активно внедряются жизненные стратегии, основу которых составляет гедонизм и культ удовлетворения человеческих похотей, индивидуализм и аморальность, необузданное потребительство.

Эти ценности подаются как высший жизненный идеал, смысл человеческого бытия (а значительной частью сегодняшней молодежи они уже приняты, стали руководством к действию). Идет атака на духовный фундамент христианской цивилизации со стороны нетрадиционных религий (а русская культура, как никакая другая, выстрадала право быть носительницей подлинных христианских ценностей). Ядро национальной духовной культуры разрушается в результате некритичного заимствования и насильственного внедрения американизированных экономических и политических моделей, которые зарождались на принципиально иной ценностно-нормативной почве западноевропейской культуры.

К сожалению, в последние годы такое заимствование характерно и для сферы образования, которое выступает основным институтом сохранения культуры народа, — оно подвергается насильственному «оболониванию», вопреки здравому смыслу и мнению педагогической общественности.

Процесс разрушения духовно-нравственных основ «русского мира» существенно усилился с развитием средств коммуникации и приходом новых эффективных технологий обработки массового сознания, которые активно используются в деле разрушения традиционных моральных норм, размывания представлений о норме и патологии, о добре и зле. Существенную роль в разрушении духовного кода культуры играют СМИ — в хаотичных на первый взгляд информационных потоках обнаруживается некая целеустремленность, воля, организующая и подчиняющая эти потоки единой цели: разрушению моральных основ христианской по своей сути русской культуры и формированию «человека языческого». Начиная с середины прошлого века, запущен беспощадный маховик индустрии зрелищ, основанный на деструктивных (и репрессивных по отношению к классической духовности), но глубоко встроенных в человеческую природу инстинктах: сексе и насилии.

Этот невиданной мощи маховик постепенно убивает саму суть культуры — ее духовность, а в человеке — его душу как основу человечности. Сегодня это волна захлестнула общество, в котором всесильно и безнаказанно правят СМИ и шоу-бизнес. К сожалению, цивилизационные процессы и интенсивные международные коммуникации, являясь, с одной стороны, фактором прогресса, одновременно угрожают целостности культур различных народов мира. В последнее десятилетие эти негативные тенденции усиливаются экспансией антигуманных ценностей массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом.

Мы можем стать свидетелями утраты культурой своей сущностной функции — быть гуманистическим ориентиром и критерием развития цивилизации и человека. Вся история России связана со стремлением достойно ответить на вызовы времени; реализовать объективные возможности рационального использования природной среды; успешно решать возникающие экономические и геополитические проблемы; обеспечивать достаточно высокое качество жизни людей, и решающую роль в этом играет культура, как всепроникающая созидательная сила, способная внести конструктивные начала в претворение в жизнь любых социально значимых задач.

В сложившейся ситуации стратегической задачей культурной политики является обеспечение духовной безопасности нации, и прежде всего путем сохранения традиционных матриц национальной культуры. Проблема сохранения культурной самобытности первична в системе государственных приоритетов — от ее решения зависит успешность решения всех других проблем, душевное здоровье нации, без которого у страны и народа нет шансов на будущее, без которого любые программы экономической модернизации останутся пустым славословием (или циничным способом разворовывания государственного бюджета, что сейчас и происходит).

На всех этапах становления и развития цивилизации культура неизменно играла огромную созидательную роль. Это подтверждает история Киевской Руси, где посредством Крещения в 988 году князь Владимир привнес в страну не только христианство, но и европейскую культуру, оказавшую самое конструктивное влияние на духовную жизнь населения. Об этом свидетельствуют Петровские реформы, в рамках которых достижения культуры Западной Европы послужили примером модернизации России. Культура европейского Просвещения вооружила Екатерину II идеями использования обучения и воспитания как ведущего средства совершенствования государства и общества; коренного улучшения уровня организации экономики, системы управления и духовной жизни.

Опора на культуру придала конструктивные начала либеральным преобразованиям Александра II, приведшим к тому, что вторая половина XIX столетия стала вершиной развития духовного мира российского общества. Культура обеспечила возможностьСоветскомуСоюзу совершить исторический рывок в повышении уровня образования, развитии науки и промышленного производства, в вовлечении десятков миллионов людей в эстетический всеобуч и социальнокультурное творчество. Включаясь в дальнейшее развитие государства и общества, нельзя не учитывать опыт модернизации начала XVIII века или в годы советской власти.

Однако, осознавая историческую значимость гигантского прорыва, который обеспечили эти титанические по новизне и объему акции, современная Россия не может и не должна оплачивать этот прогресс разорением и уничтожением миллионов соотечественников, как это было в петровское или сталинское время. Пример постиндустриального развития западных цивилизаций убедительно показал, что креативно-информационное общество и без применения варварских средств способно обеспечить такой уровень технологического развития, который делает возможным всеобщий доступ к элементарнымматериальным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена.

Используя конструктивный опыт стран с высокоэффективной экономикой, Россия способна стать государством, благополучие которого будет обеспечиваться не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами. Исключительную роль культура приобретает в креативно-информационную эпоху, утверждая себя в качестве базового фактора модернизации всех сфер жизнедеятельности — от экономики и политики до науки, образования и иных областей духовной жизни.

Культура доказала, что является генератором успешного развития общества, ее ведущей созидательной силой, основой которого выступают научные знания и реальные возможности эффективно использовать объективный потенциал информационной техники и информационных технологий; обеспечить подлинное торжество демократии; создать условия достижения нового, принципиально более высокого качества жизни. Креативно-информационная эпоха обеспечивает широчайшие возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако цивилизационный процесс приобретает гуманистическую направленность лишь в условиях опоры на культуру.

Богатая история, высокий уровень образования и уникальные достижения в литературе и искусстве предопределяют объективно сложившиеся возможности успешного развития общества. Однако этого явно мало, ибо необходимы и практические технологии реализации имеющихся созидающих ресурсов, реальное использование уникального потенциала отечественной культуры.

Нельзя не учитывать, что в России проживает более 160 народов и народностей со своим менталитетом, традициями, проблемами. Объединить их и направить на активное созидание может только великая идея социального развития, совместная созидательная деятельность во всех областях экономической, политической и духовной жизни, высочайшая культура межнациональных отношений. А. И. Солженицын очень точно заметил, что «цивилизация питает тело, а культура — душу, и только в их единстве реален подлинный прогресс». Недетерминированная культурой цивилизация несет в себе истощение природной среды, нарушение экологического баланса, угрозу ядерных катастроф и иные катаклизмы. И это еще раз подтверждает, что именно культура должна стать ведущим стержнем модернизации в России.

Противоречия цивилизации начала XXI века проявляются в том, что, успешно решая одни проблемы, она негативно сказывается на других. Человечество достигло потрясающих возможностей информатизации и коммуникации, но, не задействовав при этом созидающий потенциал культуры, оно пока не обрело способности достаточно эффективно использовать их в гуманистических целях. Глобализация многократно расширила параметры технической кооперации и торгового обмена, но завалила мир далеко не лучшими образцами квазиискусства, нанесла ущерб фольклору, прикладному творчеству, другим компонентам традиционной культуры. Появление телевидения и бурный рост информационного влияния Интернета позволили каждому стать свидетелем того, что происходит на планете.

Однако век телевидения, Интернета и мобильной связи увел огромную массу людей от книги, от возможностей, читая или обмениваясь письмами, глубоко осмысливать прочитанное и написанное. Преодолению сложившихся противоречий и обеспечению конструктивного развития цивилизации может помочь использование заложенного в национальной культуре генетического кода, который способен придать ей гуманистическую направленность, передать систему фундаментальных ценностей, народных традиций, нравственных норм, эстетических принципов, конструктивно осмыслить исторический опыт.

Современную культуру справедливо рассматривают как фактор модернизации страны, ибо информационная, технологическая, духовная культура любого россиянина должна соответствовать требованиям утвердившейся ныне креативно-информационной эпохи. Однако это далеко не единственная и даже не главная функция культуры. Проникая во все сферы жизни, утверждая смыслы и скрепы общественного бытия, сохраняя историческое наследие и историческую память, формируя гуманистические традиции, стимулируя развитие креативных качеств личности, она в первую очередь утверждает высоконравственную, социально активную и духовно богатую личность.

И это дает все основания утверждать, что культура не услуга, не надстройка материального базиса, как утверждали марксисты, а основа, фундамент цивилизации, на который опирается созидание и социальный прогресс. Как совокупность гуманистических требований, которые индивид свободно и осмысленно определил для себя, культура носит всепроникающий характер. Она начинается у ребенка с формирования санитарно-гигиенических навыков, элементарного овладения речью и способами общения, сопровождая человека до последних дней жизни, проявляясь в культуре познания, культуре труда, культуре общественных отношений, культуре быта и досуга; нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической, физической культуре; в способности везде и во всем строить свою жизнь по законам Чести, Добра и Красоты.

Главная характеристика культуры проявляется в ее вечности, в непреложном участии в функционировании цивилизации на всех этапах ее зарождения, становления и развития. Устаревает техника, исчерпывают себя научные открытия и высокоэффективные технологии; в недалеком будущем на смену Интернету и мобильному телефону придут новые достижения креативно-информационной эпохи. Время неможет лишь поколебать ценности, которые интегрируют в себе все вечное и непреходящее, что может быть присуще человечеству. «Гамлет», «Фауст», «Мертвые души», «Идиот», «Анна Каренина», «Чайка», «Мастер и Маргарита» никогда не устареют, равно как Венера Милосская, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Даная» Рембрандта, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Реквием» В. А. Моцарта, V симфония П. И. Чайковского; философия Платона и Аристотеля; египетские пирамиды, ТаджМахал и такие энциклопедии человеческого гения, как Талмуд, Библия или Коран, будут жить столько, сколько суждено существовать цивилизации.

Гений русского Средневековья Андрей Рублев создал свою «Троицу» в XIV веке, но и сегодня не иссякает поток посетителей Третьяковской галереи, которые не могут оторваться от этого потрясающего своей духовной силой творения. Так же как время не может остановить очередь в Лувр, где ежегодно 8,5 млн людей со всех концов света стремятся насладиться потрясающей улыбкой Джоконды на картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — созданного в XV веке эталона мирового изобразительного искусства. Опыт многих стран, вставших на путь демократических преобразований, свидетельствует о том, что любые реформы, осуществляемые без учета самобытности национальной культуры, идут с большим трудом и в итоге терпят крах.

Поэтому очень важно зафиксировать, что культура должна стать базовой предпосылкой и главным критерием выработки моделей общественных преобразований. Принятые Правительством РФ «Основы государственной культурной политики» ориентируют на то, чтобы в долгосрочные государственные интересы входила разработка инновационных подходов к развитию культуры и культуроохранительной сферы, к обеспечению постоянного воспроизводства культурно-интеллектуального потенциала общества, к усилению просветительной и образовательной функции культуры, к осуществлению стратегического рывка, опирающегося на культурно-гуманитарные императивы и триаду «культура, образование, наука», к достижению роста экономики путем инвестирования в человеческий капитал. Только совокупность условий сохранения и развития национальной культуры и консолидированное участие социальных сил в культурном строительстве смогут обеспечить духовную безопасность общества. Сегодня страна переживает время горького похмелья после «капиталистической вакханалии», время выработки новых духовных парадигм человеческого бытия. В философских и культурологических кругах высказывается точка зрения, согласно которой мир доживает последние относительно спокойные времена перед глобальным кризисом, аналогов которому еще не было и который сметет не только капитализм, но и построенную на его идеологической платформе цивилизацию.

В новом социуме, который, надо полагать, будет существенно отличаться от сегодняшнего, обязательно будут востребованы ценности солидарности, справедливости, нестяжательства, духовности, совести, милосердия — ценности, которые исповедовала на протяжении многих веков русская культура.

В такой непростой ситуации в задачу культурной политики входит: поиск духовных оснований осуществляемых реформ и инициированных властью проектов; корректировка ценностной платформы экономических моделей и форм политического устройства; адаптация к специфике отечественной духовности сложившихся в западной культуре образовательных практик и концепций; разработка мировоззренческих основ национальной идеологии, которая помогла бы народу обрести смысл и осознать свою культурную миссию, выйти за пределы животного существования (а для многих — физического выживания), вернуть нации безжалостно украденный либеральными реформаторами смысл жизни, вдохнуть в нее веру и созидательную энергию

Н. В. Буров


Комментировать


3 − три =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru