Образ будущего в сознании молодежи Москвы

Специфика российского молодежного движения

Аннотация. В статье рассматриваются особенности образа будущего в сознании московской молодежи. Автор анализирует образ будущего в контексте проблемы формирования национально-государственной идентичности. Автор приходит к выводу, что у молодых жителей Москвы существует неопределенный образ будущего. В этом они схожи как с представителями других возрастных групп москвичей, так и с молодыми людьми, проживающими в других регионах.

Ключевые слова: образ России, образ будущего, национальногосударственная идентичность, молодежь, Москва

Актуальность размышлений об образе будущего в настоящее время обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, наличие образа будущего с точки зрения социальной психологии важное основание групповой интеграции. «В условиях непрерывных изменений не только успешность, но и само выживание личности, различных групп и организаций, общества в целом оказываются в зависимости от их способности к рефлексии открывающихся перед ними долгосрочных возможностей и угроз» [3, с. 1].

Во-вторых, внимание к образу будущего обусловлено острой необходимостью конструирования национально-государственной идентичности в России, о которой в последние годы много говорит руководство страны. Достаточно вспомнить выступления Президента РФ В.В. Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в 2013 г. или на съезде Союза ректоров в 2014 г. В-третьих, в современной политической науке недостаточно внимания уделяется этому вопросу, исследований на данную тематику проводится не так много (например, в сравнении с изучением образа прошлого) [4; 5; 7].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Представления о будущем выстраиваются в тесной связи с представлениями о пошлом и настоящем, поскольку носят не отвлеченный характер, а имеют конкретное ассоциирование с реальной действительностью и обуславливают отношение к ней. В ситуации кризиса идентичности обращение к прошлому, к своей истории есть попытка понять настоящее и определить будущее: «в ситуации непонятного настоящего и неопределенного будущего ответ на вопрос “Откуда мы?” становится единственным основанием для ответа на вопрос “Кто мы”» [2, с. 29]. Представления о будущем выражают видение гражданами перспективы развития страны, его условий и факторов, а также эмоциональное отношение к нему в континууме «оптимизм/пессимизм». Как известно, на политические представления граждан, в определенной степени обусловлены регионом их проживания.

В этом смысле Москва является особым регионом по своему социальному, экономическому, политическому и культурному состоянию, которое детерминирует особенности формирования национально-государственной идентичности ее граждан, в первую очередь молодежи, и определяет специфику восприятия страны, в том числе и ее будущего. Сегодня в Москве можно проживают представители множества этноконфессиональных и социально-культурных групп, а также огромное количество мигрантов из бывших советских республик, которых обычный молодой человек не всегда в состоянии отличить от граждан России, приехавших, например, из республик Северного Кавказа.

В отличие от национальных республик, в которых полиэтничность является привычным явлением, в Москве появление разнообразных этносов имело лавинообразный характер, что не дало возможности ни приезжим приспособиться к обычаям и нормам поведения, привычным для «старых» москвичей, ни этим москвичам признать в качестве имеющих право на существование обычаи и нормы поведения приезжих. Результаты исследования, проведенного в рамках подготовки диссертации, показывают, что в сознании московской молодежи не сформирован образ будущего, который является основой конструирования идентичности национально-государственного типа.

Представления школьников о своей стране в целом когнитивно бедные, стереотипизированные и в подавляющем большинстве случаев имеют отрицательный эмоциональный знак. Шаблонность представлений о России обусловлена теми оценками и трактовками, которые доминируют в школьных и ВУЗовских учебниках, сообщениях средств массовой информации, материалах Интернет-ресурсов. Если посмотреть на темпоральные характеристики образа России в сравнительном аспекте, но наиболее четкими и содержательными являются представления о прошлом, а наименее конкретными – представления о будущем.

«Молодежь, люди с самым большим будущим, представляет свою жизнь лишь на пару лет вперед», – отмечают социологи [1]. Интересно отметить, что поколенческая специфика не обуславливает сколько-нибудь существенных особенностей образа будущего России в сознании московской молодежи: в своих представлениях о будущем страны они в значительной мере схожи с представителями более старших возрастных групп. Как отмечают ученые, неопределенность представлений о будущем и поиск идентификационных оснований в прошлом (преимущественно советском) свойственны сегодня всем российским гражданам, независимо от возраста: «параллель “великое прошлое – великое будущее” достаточно часто применяется респондентами при оценке будущего положения страны» [6, с. 376]. Наиболее важными целями, которые должны стоять перед нашей страной в ближайшие 10 лет, молодые люди считают достижение высокого уровня экономического развития (27,6%) и сохранение порядка в стране (20,8%). То есть ценностные основания образа будущего носят материалистический характер, это общий тренд восприятия страны в темпоральном аспекте [9]. Хотя с точки зрения эмоционального отношения, молодежь в целом смотрит в будущее более оптимистично, нежели россияне среднего и старшего возраста.

Москва как регион проживания также не является существенным фактором, обуславливающим образ будущего страны в сознании ее молодых жителей. Когнитивная простота и эмоциональность представлений о будущем на фоне общей неопределенности свойственны в целом всем молодым россиянам [8]. Таким образом, можно заключить, что молодежь Москвы имеет размытый и неопределенный, но достаточно оптимистичный с точки зрения эмоционального отношения образ будущего, опирающийся в своих эмоциональных оценках и ценностном наполнении на представления о великом и героическом прошлом нашей страны. Конструированием образа будущего как одного их элементов национально-государственной идентичности молодежи должны заниматься органы государственной власти, образовательные организации, средства массовой информации.

Литература

1. Волков Д. Завтра не наступит никогда // Ведомости. № 4134 от 09.08.2016.

2. Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. №5.

3. Нестик Т.А. Коллективный образ будущего: социально-психологические аспекты прогнозирования // Вопросы психологии. 2014. №1.

4. Пищева Т.Н. «Образы будущего» в массовом сознании 2007-2008 гг. /Актуальные проблемы современной политической психологии / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РИОР. 2010/

5. Пищева Т.Н. Образы будущего в массовом сознании как фактор, влияющий на сценарии политического развития России / Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008/

6. Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012.

7. Пятых К.Э., Сенцов А.Э. Представление концепта будущего в политической идеологии современной России // Молодой ученый. 2015. №8.

8. Селезнева А.В. Молодежь в современной России: политические ценности и предпочтения. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014.

9. Селезнева А.В. Ценностные детерминанты образа России в сознании россиян // Международные отношения. 2015. №3. С. 341-347.

Регнацкий В.В.


Комментировать


9 − = три

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru