Образ современного ученого в росийских и американских сериалах начала XXI века

Аннотация: будучи самым массовым искусством, кино, с одной стороны, представляет зрителю модели поведения, а с другой – отражает национальную ментальность. Стараясь выявить элементы образа учёного, характерные для массового сознания в сегодняшней России и Америке, мы обратились к современным киносериалам. Анализ такого креализованного текста, включающего как вербальные, так и невербальные иконические знаки, требует интеграции филологического и семиотического подходов.

Ключевые слова: кинотекст; образ; массовое сознание.

На фоне глобального все ускоряющегося развития науки и технологий, а также продвижения науки как области человеческой деятельности и ее интенсивной популяризации интересно было бы выявить и описать основные черты образа ученого в массовом сознании и варианты общего представления об ученых, существующие в разных культурах на данный момент. Художественные образы (включая кинообразы), в отличие от создаваемых в документальном кино и СМИ (интервью, публичные лекции и т.п.), гораздо сильнее воздействует на зрителей и создают в общественном сознании соответствующий импринтинг, который часто становится устойчивым мнением. Указывая на это свойство искусства, Й. Леерссен пишет о том, что именно в области художественного вымысла наиболее эффективным образом формируются, распространяются и закрепляются национальные стереотипы [2].

Будучи самым массовым искусством, кинематограф, с одной стороны, по выражению Г. Слышкина, “является поставщиком моделей поведения для среднего носителя культуры” [1, c. 4], а с другой – отражает национальную ментальность. Источником большинства прецедентных феноменов, цитат, аллюзий, включая типажи людей, сегодня является именно кинотекст. Сериалы – это современный популярный киножанр, имеющий самую большую аудиторию зрителей и представляющий немалый интерес для исследования массового сознания. Кроме того, сегодня в жанре сериала работают мастера художественного кино, достаточно вспомнить такие имена, как Паоло Соррентино, Вуди Аллен, Валерий Тодоровский. Таким образом, обращаясь именно к этому материалу, мы надеемся получить достаточно репрезентативную картину Сравнивая черты типажей научных работников, созданных в сериалах, с тем привлекательным имиджем ученого, который специально формируется и пропагандируется в СМИ, можно обнаружить устойчивые стереотипные представления о науке и ученых, а также те черты этих образов, которые подвержены изменениям как в ретроспективной, так и в кросс-культурной перспективе.

В рамках данного кросс-культурного синхронического исследования мы постарались выделить типажи ученых, представленные в современных сериалах в двух культурах, описать грани образов выделенных типажей, их аксиологическую составляющую, найти общие для обеих культур и специфичные черты. Художественный образ – сложный объект для исследования, который требует особого подхода. В данной работе предлагается алгоритм анализа, при котором во внимание принимается внешний облик героя (персонажа), его речевой портрет, социальный статус и материальное положение, отношения с другими персонажами, коммуникативные навыки и модели поведения, судьба персонажа и его роль в развитии сюжета, его мировоззрение и морально-нравственные характеристики. Обязательно учитывается жанр произведения, диктующий тональность и стилистику изображения героя. Поскольку кинообраз создается с помощью аудиальных и визуальных средств, его исследование должно сочетать различные методы. Так, речевой портрет предполагает лингвистический анализ, тогда как визуальные элементы образа требуют обращения к другим семиотическим системам, включающим соответствующие символы и знаки.

Литература 1. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Геннадий Геннадиевич Слышкин, Марина Алексеевна Ефремова. – М: Водолей Publishers, 2004. 153c. 2. Leerssen, J. Imagology: History and method / Manfred Beller, Jeop Leerssen // The cultural construction and literary representation of national characters. – NY: Amsterdam-New York, – 2007. p. 17–31

М.А. Арапова


Комментировать


6 × = сорок восемь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru