Россия – страна несанкционированных свалок | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Россия – страна несанкционированных свалок

Аннотация: В статье приведена статистика образования отходов на территории РФ, количества несанкционированных свалок. Дана краткая оценка экологического состояния России. Приведено понятие несанкционированной свалки. Проанализированы методы борьбы с появлениями несанкционированных свалок в европейских государствах.

Ключевые слова: несанкционированная свалка, коммерческая свалка, стихийная свалка, утилизация отходов, статистика несанкционированного размещения ТБО.

Ежегодно на территории Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн отходов, из которых используется около 2 млрд. тонн, или 28,5 %. На свалках, полигонах принадлежащих предприятиям, накоплено свыше 2 млрд. тонн опасных отходов [2, с.365]. Оценка сложившейся ситуации свидетельствует о постоянном росте количества образующихся в стране отходов. В связи с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования, так называемых несанкционированных свалках, что представляет большую опасность для окружающей среды и жизнедеятельности общества в целом.

Утилизация отходов подразумевает использование отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения [1]. При постоянном увеличении потребительского спроса растет объем образования отходов. Вывоз отходов и их утилизация на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных задач в России, требующей срочного решения. На начало 2017 года на территории Российской Федерации выявлено 52444 места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на общей площади 15223 га. Наибольшее количество свалок ТБО расположено на землях населенных пунктов – 55%, в водоохранных зонах – 16%, на землях сельскохозяйственного назначения – 15%, на землях лесного фонда – 7% [3, 4]. Российские мусорные свалки и отвалы занимают площади, сравнимые с площадью таких государств, как Нидерланды (4,15 млн. га) или Швейцария (4,12 млн. га), вдвое больше Израиля (2,2 млн. га) или Словении (2,0 млн. га). Причем эта площадь ежегодно увеличивается на размер территории Москвы в ее новых границах [3]. Самые крупные несанкционированные свалки в России зафиксированы в Московской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской, Свердловской, Томской и Челябинской областях. Количество несанкционированных свалок зависит от плотности населения какого-либо города, это хорошо прослеживается на специально интерактивной карте мусорных несанкционированных свалок в России: www.kartasvalok.ru. Карта детально показывает территории максимального скопления отходов, их динамику и возможность контроля. Главная проблема накопления отходов в России — низкая экологическая культура населения.

Государство практически не воспитывает население в сфере обращения с отходами, не информирует его о грамотных механизмах регулирования сложившейся ситуации. В нашей стране слабо развита сфера переработки отходов (малое количество заводов, но большое количество свалок) [4, с.51]. К 2020 году на территории РФ планируется построить всего лишь 6 мусороперерабатывающих и 6 мусоросжигательных заводов. Возведение данных объектов в таком количестве не решит кардинально проблему регулирования в сфере обращения с отходами. Для решения данной проблемы следует перенимать опыт других стран. Признанным европейским лидером в сфере обращения с отходами является Швеция. Ситуация с отходами в Швеции характеризуется достаточно низкими темпами роста отходов и высоким уровнем их переработки.

Ежегодно в Швеции производится около 4,2 тонны отходов. На сегодняшний день в Швеции перерабатывается более 80 процентов всех видов бытовых отходов. Примерно 18 % оставшегося мусора сжигают. И только 2 % занимает вывоз отходов на полигоны для их захоронения. Большей частью инфраструктуры для утилизации отходов владеют муниципалитеты. Основная доля полигонов (200 по стране) находится в государственной собственности, также, как и мусоросжигательные заводы (из 26 только 1 – частный). Также в Швеции имеется 25 государственных заводов и один частный завод по компостированию. В настоящее время растет доля энергетических компаний в секторе сжигания отходов. Частные инвестиции направляются, как правило, в систему сбора и вторичной переработки. Ответственным за систему управления отходами в Швеции является Министерство окружающей среды. Контроль над вопросами обращения с отходами осуществляет также Шведское природоохранное агентство.

Разработкой региональной политики в сфере обращения с отходами занимаются управления по вопросам окружающей среды в составе администраций 21 административного округа. Управление отходами в муниципалитетах осуществляется муниципальными властями. Именно они несут ответственность за переработку и утилизацию отходов домашних хозяйств. Кроме того, местные производители отвечают за переработку отдельных фракций в рамках так называемой «расширенной ответственности производителей» [5]. Таким образом, в Швеции применяются следующие инструменты: — расширенная ответственность производителя; — производители несут ответственность за переработку отходов, возникших в результате производства и использования их продукции (в том числе упаковки); — обязательная сортировка отходов; — налог на захоронение отходов (введен в 2000 г., уточнен в 2003 г.); — запрет на захоронение биоразлагаемых и горючих отходов; -установление для домашних хозяйств «плавающей» ставки муниципального сбора за обращение с отходами в зависимости от объема, веса или частоты вывоза отходов.

Интересен опыт Швейцарии. Каждый житель Швейцарии обязан сортировать мусор независимо от социального статуса. Нарушителям грозит крупный штраф. За соблюдением закона следит «мусорная» полиция. Также законопослушные швейцарцы должны привезти рассортированный мусор на пункты приемки, откуда его направляют на перерабатывающие предприятия. В стране на перерабатывающие заводы попадает более 90% использованной стеклотары. На улицах Женевы расставлены металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету. Почти треть печатной продукции тоже возвращается в пункты приема вторсырья. Батарейки, содержащие опасные для живых организмов реагенты, никогда не выбрасываются в мусорное ведро, как и старые электрические приборы, домашняя техника, строительный мусор. Например, для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят "скворечники" – небольшие ящики.

Отдельно собираются PET-бутылки, лампы дневного света, консервированные банки [5]. В Германии также действует система раздельного сбора мусора. Для каждого вида ТБО имеется своя бочка. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигоном, доставляется или непосредственно на полигон, или в центр по сортировке, или на мусороперегрузочную станцию [5].

Таким образом, правительство Германии сокращает транспортные расходы. В центрах по сортировке собранные упаковочные материалы сортируются вручную. Различные виды бытовых отходов перерабатываются стекольной промышленностью; обществом по утилизации бумаги; обществом по утилизации использованной упаковки из искусственных материалов, полимерных пленок, банок, бутылок, пенопласта; металлургической промышленностью; обществом по утилизации упаковки из алюминия. В борьбе с несанкционированными свалками нужен комплексный подход. Он включает изменение законодательной базы, обучение общества экологической культуре, а тек же грамотное и прозрачное размещение полигонов, постоянное инвестирование данных объектов, выработка комплексной системы работы с отходами.

Список использованных источников 1. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СПС «Консультант плюс» 2. Васильев А.В., Васильева Л.А. К вопросу о системном обеспечении экологической безопасности в условиях современного города. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. —2016. — Т. 5. — № 2. — С. 363—368. 3. Минприроды огласило статистику по несанкционированным свалкам http://www.solidwaste.ru/ 4. Рябов Ю.В. Обоснование механизмов защиты земельных ресурсов от возникновения несанкционированных свалок // Региональные исследования. №1 (39), 2013 — С. 49-56 5. Утилизация отходов в Европейских странах https://greenplaneta.org/kak-utiliziruyut-otxody-v-shvejcarii/

Тельманов А.С., Бочарова А.А.


Комментировать


− 4 = ноль

Яндекс.Метрика