Объяснительная журналистика в региональных СМИ

1

Объяснительная журналистика – жанр, направленный на подробное раскрытие темы доступным для читателя языком. Для него характерно отсутствие заумной терминологии, что помогает разобраться в сложных для восприятия темах. Читая статьи данного жанра, человек должен осознавать: «Почему я должен это знать?» и «Что я должен об этом знать?».

Первые образцы объяснительной журналистики появились весной 2014 года, когда Эзра Кляйн (бывшим журналистом «Washington Post») создал новый информационный ресурс «Vox.com», активно использующий «карточки» – форму подачи информации в более краткой, нежели полноценные статьи, и ясной читателю форме. Рождение нового формата представления информации было связано с постоянно растущим информационным потоком и необходимостью рассказать просто о сложном.

В таком виде материал воспринимался легче, становился более понятным. Впервые этот жанр был выделен в тренд современной журналистики Всеволодом Пулей, главным редактором в «Russia Beyond The Headlines», в начале 2015 года. Формы объяснительной журналистики активно использовались зарубежными интернет-порталами. Например, «The New York Times» создала особый проект под названием «Upshot», специализирующийся на визуализации различных данных. Нельзя забывать и о таких крупных российских интернет-ресурсах, как «Медуза» и «APPARAT.CC», которые также используют жанр объяснительной журналистики. На «Медузе», как и на «Vox.com», можно найти множество интересных «карточек». Всего там шесть разделов: новости, истории, разбор, игры, шапито и атлас, и в каждом есть примеры объяснительной журналистики. «APPARAT.CC» также рассказывает о различных событиях и современной культуре в легкой для читателя форме. В академическом и журналистском сообществе современная объяснительная журналистика оценивается по-разному. Например, Дмитрий Сурнин, главный редактор газеты «Мой район» (г. Москва), летом 2015 года в своем посте на Facebook критично отозвался о «появлении» объяснительной журналистики.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Свои слова он аргументировал тем, что это «естественная и понятная работа журналиста – непонятное делать понятным». Также он упомянул о таком жанре как Explanatory journalism, за который вручалась Пулитцеровская премия, и который, по его мнению и есть объяснительная журналистика. Журналист пишет и про то, что «карточки» не были придуманы ни «Vox.com», ни «Медузой», и утверждает, что «вопросно- ответная» форма подачи информации не является заимствованием у названных источников. Другой русский журналист Филипп Колесников в своей статье «Все, что вы хотели знать про объяснительную журналистику» рассказал о недостатках данного жанра. Главный минус, по его мнению, что «несмотря на свое название, в конце каждой второй объяснительной заметки ставят дополнительные ссылки», статьи оказываются поверхностными и не точными. Андрей Якупов на сайте Look at me в статье конца 2014 года разделяет понятия «Explanatory journalism» и «объяснительная журналистика», аргументируя это тем, что то, «за что давали призы в этих категориях, далеко от того, что мы за уходящий год привыкли считать explanatory.

Тогда награды раздавались, скорее, за глубокое и длительное погружение в тему, раскопку ходов, связей, зависимостей, трендов». Он также пишет о том, что «explanatory – это скорее формат материала, а не жанр журналистики», так как для объяснительной журналистики существуют особые признаки, которые выделил Рой Питер Кларк в статье «50 приемов письма»: «1) отсутствие лишней и неважной информации в текстах; 2) за один раз рассказывается одна сложная история; 3) перевод терминов на понятный обывателю язык; 4) использование аналогий и сравнений; 5) простые предложения; 6) цифры и другие данные; 7) больше визуализации; 8) списки фактов, хронология событий» [5]. Именно так можно отличить обычную журналистику от объяснительной. В контексте сказанного становится понятно, что то, за что давали Пулитцеровскую премию еще с 1985 года, не является объяснительной журналистикой, к которой обращаются современные СМИ. В статье О. С. Бурковой «Объяснительная журналистика и ее влияние на трансформацию имиджевых политических текстов» связываются такие понятия, как объяснительная и аналитическая журналистика. В ней автор указывает на то, что «объяснительные тексты – продукт трансформировавшихся аналитических текстов» [1]. На первый взгляд можно подумать, что аналитическая и объяснительная журналистика – одно и то же, но это не так. Аналитическая журналистика обобщает и трактует факты, строит прогнозы, а в объяснительной ничего подобного нет.

Эти жанры преследуют разные цели, что заметно отличает их друг от друга. Если аналитическая журналистика рассчитывает на то, что сориентирует читателя в общественной жизни, поможет ему определить жизненную позицию, то объяснительная же, в первую очередь, старается сделать информацию понятной и полезной читателю. О.С. Буркова пишет, что «аналитические тексты очень сложны в восприятии для среднестатистического представителя электората, а объяснительные тексты могут быть понятны любому человеку» [1], таким образом, разграничивая объяснительную и аналитическую журналистику. Региональные медиа также обращаются к жанру объяснительной журналистики. У информационного агентства «AmurMedia» есть особый раздел, который называется «карточки». Выходят материалы с различной периодичностью с 17-ого января прошлого года, на данный момент здесь около 30 «карточек». В материале «Как спасти себя в толпе» [3] всего 5 карточек, но они подробно раскрывают заданную тему. Структура такая: на первой карточке вопрос, который и является названием и темой статьи (сама она имеет название «все карточки», остальные уже нумеруются от первой), а на последующих задаются вопросы, на которые сразу же даются ответы.

То есть читателю объясняется причина, по которой написана сама статья и показан пример поведения, который необходим в данной ситуации. Например, на вопрос «Как подготовится на случай непредвиденных обстоятельств» читатель сразу же получает такой ответ: «Попав в переполненное людьми помещение, постарайтесь определить, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и другие), обратите внимание на запасные и аварийные выходы. Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но оттуда сложнее добираться до выхода.

Избегайте больших скоплений людей. Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события» [3]. «AmurMedia» дает ответы и на такие вопросы, как: «Что делать, если уже оказался в толпе?», «Как распознать подготовку к терактам?», «Я обнаружил подозрительный предмет, что мне делать, кроме как звонить в профильные ведомства?». Следующий набор «карточек» от 12-ого января прошлого года «Как стать автомобилистом в Хабаровске» [4] схож с предыдущимматериалом.

Но в одна из карточек содержит инфографику. В первой же карточке после названия автором предоставлен график средней стоимости обучения в автошколах Хабаровска, наглядно отвечающий на вопрос «Сколько стоит и как долго учиться». Из ответов на вопросы складывается инструкция для желающих стать автомобилистом. Оба материала является классическим примером объяснительной журналистики, ведь на вопросы: «Что я должен знать» (как мне получить водительские права) и «Почему я должен это знать» (потому что я хочу стать автомобилистом) мы получаем ответы в процессе чтения. В то же время, в отличие, например, от «Медузы», мы получаем не объяснение по теме, а скорее инструкции по выполнению чего-либо.

В сетевом издании «ЛюдиДВ» 22 января 2016 года была опубликован материал на тему: «Невидимый враг — Вирус гриппа Н1N1» [7], которая тоже относится к жанру объяснительной журналистики. Благодаря собранному журналистом материалу читатель узнает о самом вирусе и том, какие симптомы ему присущи, то есть получает упрощенную информацию о сложной теме, которую он может применить в жизни. В конце автор призывает читателя обращаться к врачу в случае появления симптомов заболевания. Данный материал, как и карточки на AmurMedia, отвечает на вопросы «Что и почему я должен знать», а так же дает объяснение сложной терминологии. В публикации используются простые предложения. Все это позволяет нам отнести этот материал к жанру объяснительной журналистики.

На интернет-портале «Пространство Хабаровск» есть интересная статья в жанре объяснительной журналистики: «Где искать вещи, потерянные в общественном транспорте?» [2], в ней, помимо текста в формате «вопрос-ответ» и репортажных вставок присутствуют фотографии, украшающие материал. Здесь мы получаем ответы на такой вопрос, как: «Что делать, если вы оставили вещь в автобусе», пару полезных советов, а в конце статьи находим телефоны и адреса, которые могут пригодиться в данной ситуации. То есть, все те же признаки, выявленные Роем Питером Кларком, позволяют отнести данную статью к жанру объяснительной журналистики.

Объяснительная журналистика как форма представления информации заняла свое место в системе современных жанров журналистики. Она позволяет вовлечь читателя в чтение новостей, помогает осознать индивидуальную ценность полученной информации и применить ее к своей жизни. Региональные медиа вслед за зарубежными и федеральными также обращаются к этому привлекательному для читателя формату. Но в хабаровских СМИ такие материалы довольно редкое явление и редакции пока не используют всех его возможностей.

Список использованной литературы:

1. Буркова О. С. Объяснительная журналистика и ее влияние на трансформацию имиджевых политических текстов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obyasnitelnaya-zhurnalistikai-ee-vliyanie-natransformatsiyu-imidzhevyh-politicheskih-tekstov#ixzz4e8psHWjZ.

2. Где искать вещи, потерянные в общественном транспорте / Пространство Хабаровск. URL: http://prokhv.ru/articles/searchitems/.

3. Как спасти себя в толпе / AmurMedia. URL: http://amurmedia.ru/cards/tolpa/.

4. Как стать автомобилистом в Хабаровске / AmurMedia. URL: http://amurmedia.ru/cards/startdriving/.

5. Кларк Р.П. «50 приемов письма». URL: http://www.newsman.tsu.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Roy_Piter_Klark_50_priemov_pisma.pdf.

6. Колесник Ф. Все, что вы хотели знать про объяснительную журналистику / URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/vse-chto-vy-hoteli-znat-pro-obyasnitelnuyu-zhurnalistiku/.

7. Невидимый враг – Вирус гриппа Н1N1 / Люди ДВ. URL: http://ludidv.ru/about-8/item/762-svingripp. 8. Якупов А. Что объяснила журналистика в этом году. URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/14/210423-explanatory

Сенотрусова А. С., Чередниченко Л.В.


Комментировать


9 − семь =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru