Особенности глобальной стратегии развития России

История подсказывает те основания, на которых мы должны возрождать Россию

Движущая сила глобализации – тенденция государств к либерализации торговли, рынков капитала, усилению координации международной стратегии производства и распространения продукции. Мировая экономика, которая становится все более и более единой, требует объединенной, по крайней мере, согласованной экономической политики [1]. Процессы глобализации имеют прямое отношение к национальной экономической политике любого из государств, ограничивая их возможности.

Отсюда следует объективная потребность координации экономической стратегии отдельных стран, включая нашу [2]. Современная рыночная экономика невозможна без разработки глобальной стратегии развития страны. С началом рыночных реформ Россия сделала несколько попыток активизации процессов интеграции, но повторяющиеся кризисы – мировые и национальные, тормозят эти процессы.

Успешное решение проблемы эффективного включения России в глобальные процессы зависит от восстановления экономики страны через ее структурное регулирование и создание эффективных институтов законодательных, организационных, материальных и технических [3]. Необходимо и активизировать участие России во всемирных организациях: Международная Корпорации Финансов, Международное Агентство инвестиций, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др. [4]. Это позволит расширить участие нашей страны в многосторонних международных экономических проектах, число которых с участием России постоянно увеличивается. Решение проблемы ускорения интеграции России в мировую экономику невозможно без решения названных внешних проблем и следующих внутренних задач: промышленное реструктурирование; проведение налоговой реформы, которая позволила бы стабилизировать государственные доходы и стимулировать отечественное производство; обеспечение серьезного контроля над бюджетными расходами и роста денежно-кредитного компонента дохода; внедрение гибкой таможенной политики.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В настоящее время мировое сообщество, все более и более заинтересованно Россией как партнером по торговле [5]. Однако текущая система взаимодействия с мировым рынком ущербна для России. Пока глобализация дает больше возможностей нашим партнерам, чем нам. Для России, из-за множества исторических, политических и геоэкономических причин, решить эту проблему особенно важно, и чтобы избежать негативных сценариев, она должна предпринять энергичные усилия во всех областях экономической, социальной и финансовой политики.

Реализуемая сегодня стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. создает внутреннюю основу глобальной стратегии России и предполагает перевод экономики на инновационный путь развития, уходя от энерго-сырьевого. Стратегия соответствует требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и не противоречит конституционным целям социального государства. Среди основных задач реализации стратегии: вхождение в число мировых технологических лидеров; повышение производительности труда в ведущих секторах российской экономики в четыре раза; увеличение доли среднего класса до 60% и более; сокращение смертности в полтора раза; а так же увеличение средней продолжительности жизни населения до возраста 75 лет. Президент В.В. Путин, представляя стратегию внутреннего развития, акцентировал внимание на необходимости решении трёх основных проблем: 1) создании равных возможностей для людей; 2) формировании мотивации к инновационному поведению; 3) радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда. Такая установка положена в основу глобальной стратегии России стратегии опережающего развития на основе формирования нового технологического уклада как определяющего направления антикризисной политики государства. Реализация стратегии осложнена политическим противостоянием с высокоразвитыми странами и экономическими санкциями с их стороны, приведшими к активации Россией стратегии импортозамещения, с одной стороны, и укрепления экономического союза со странами Евроазиатского региона. Эта стратегия характеризуется пониманием затруднительного положения российской экономики.

За последние несколько лет правительство нашей страны обращает большое внимание на внедрение кластерных подходов в экономике. Есть мнение, что именно данная политика способна помочь России перейти на новый этап развития, уходя от сырьевой направленности в экономике. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, при определении направлений перехода к инновационному социально-ориентированному развитию, указывается переход к новой модели пространственного развития российской экономики, который в свою очередь предполагает формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

В соответствии с данной концепцией, был подготовлен проект перечня инновационных территориальных кластеров (не менее 6-8 до 2020 года), которые ориентированы на современные производства в основный отраслях экономики России, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, и в формировании территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий. Среди данных кластеров можно выделить несколько, набирающих обороты и олицетворяющих развитие и применимость данной политики по отношению к России.

К таким кластерам относятся:

1. Москва, с производством новых высокотехнологичных материалов, лазерных и радиационных приборов (г. Троицк). 2. Санкт-Петербург, в котором происходит стремительное развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. 3. Свердловская область, в которой образован крупный титановый кластер. 4. Ульяновская область. Ядерно-инновационный кластер города Димитровграда является стратегически важным объектом России. Данные инновационные территориальные кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объёмов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.

За данным развитием следует прочное укрепление России на мировой арене. Первые шаги к становлению мощной державы уже приносят свои результаты. Развитие кластерной направленности в экономике должным образом начинает сказываться не только формально, но и фактически на жизни страны. Так, например, в представленных регионах видна тенденция повышения уровня жизни, из чего можно сделать вывод, то данная стратегия развития является грамотным экономическим и политическим решением. Именно данные меры должны в полной мере поспособствовать развитию страны в мировом пространстве и вывести её на лидерские позиции наравне с ведущими странами [7].

Литература:

1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник. – М.: Экономика, 2006. (Высшее образование: Экономика).

2. Сорос Дж. Заметки о глобализации: Пер. с англ. / Сорос Д.М.: Рудомино, 2002.

3. Дергачев В.А., Глобалистика. Уч.пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

5. Угрозы XXI века (глобальные проблемы). http://humanitar.ru/page/ch1_20

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) 7. Медведева Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы / Вопросы экономики, №10, 2015.

Астафуров Н.А., Хайкин М.М.


Комментировать


− 6 = один

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru