Практика осознанности в формировании основ здорового и устойчивого образа жизни

Аннотация. Существует значительный объем литературы, целью которой является акцентирование ключевой роли преподавания основ физического воспитания в формировании привычек здорового образа жизни в России. Тем не менее, этот подход все еще недостаточно увязывается с вопросами достижения психологического благополучия, оставаясь преимущественно практикой физического усовершенствования человека. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы сделать человеческую жизнь устойчивой – как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. С этой целью мы высказываемся за введение практики майндфулнеса как мировоззренческого основания дальнейшего развития здорового и устойчивого способа жизни.

Его основными элементами является развитие навыков сознательного принятия решений, чувствования (а не только анализировать) и принимать ситуации, отношения к нашим мыслям как к продуктам сознания, а не как к отдельно стоящей реальности, приближения к проблемным ситуациям, а не убегания от них, жить «здесь и сейчас» и предпочтения психологически питающих видов деятельности. Внедренные в повседневную общественную жизнь и практику принятия политических решений, эти принципы могут стать основой здорового и устойчивого способа жизни и константой сознательной стратегии развития человеческого общества. Ключевые слова: майндфулнес, осознанность, устойчивый образ жизни, здоровый образ жизни, физическая культура.

В отечественной литературе накоплен огромный багаж наработок, как практического, так и теоретического характера, подчеркивающий роль физической культуры и ее преподавания на всех ступенях обучения, для всех возрастных, гендерных и социальных категорий в формировании привычек здорового образа жизни. И тем не менее совершенно очевидно, что результативность как чисто разъяснительной, не побоимся этого слова, пропагандистской работы, так и практических занятий и мероприятий – от традиционных уроков физкультуры, выпуска и распространения литературы и создания веб-сайтов до массовых мероприятий типа велопробегов, марафонов и даже локальных, региональных и общегосударственных программ, направленных на повышение уровня здоровья населения – оставляет желать много лучшего. С нашей точки зрения, одной из важных причин подобной ситуации является то, что здоровый образ жизни в общественном сознании слишком мало ассоциируется не только с физическим, но и с психическим здоровьем личности.

Вторым важным моментом является то, что недооценивается также роль индивидуального психического здоровья в изменении общего психологического климата в обществе, роль того самого общественного сознания, о котором так часто социологи, культурологи и философы говорят как о некоем самостоятельном, сущностном явлении. Вероятно, для указанных специалистов подобная взаимосвязь не представляется проблематичной; однако стоит отметить, что даже в пределах социальной философии вопрос о взаимоотношении личности и общества, влиянии личности на историю продолжает оставаться одним из наиболее сложных и неоднозначных. Проблема формирования основ устойчивого образа жизни является проблемой мультидисциплинарной и общесоциальной.

И если в ряде предыдущих наших публикаций мы, следуя установившейся сегодня тенденции связывать устойчивый образ жизни с экономикой и экологией, писали в основном о социоэкономических основаниях таких стратегий, то сегодня нам становится очевидно, что устойчивость социоэкономического развития и устойчивость развития личности нераздельно связаны с устойчивостью экосоциальных стратегий. Точно также и здравоохранительные тенденции и мероприятия так и останутся «внешними» по отношению к человеческой сущности, лишь «телесными» ее манифестациями, если мы не сможем объяснить – прежде всего, в педагогическом процессе – и помочь прочувствовать то, как здоровый образ жизни создает ту самую психологическую остойчивость (в данном случае не следует путать с устойчивостью), к которой так стремится современный человек, живущий в постоянно глобализирующемся мире. Иными словами, здоровый и устойчивый образ жизни связан с осознанием тех изменений на уровне индивидуального сознания, которые происходят в связи с практикованием физической культуры.

А изменения в индивидуальных сознаниях оказываются триггерами изменений в общественном сознании, создающем питательную среду постоянно поддерживаемых (sustainable) социоэкономических практик. Поэтому первостепенной задачей внедрения здорового образа жизни в самую ткань общественной жизни является развитие осознания тех положительных изменений, к которым мы стремимся, визуализацией конечного результата, к которому мы хотим прийти. Такая практика существует уже весьма давно, и в истории известна под различными названиями.

Одним из распространенных сегодня ее вариантов является т.н. майндфулнес (что обычно переводится как «осознанность») – разновидность светской медитации, т.е. медитации, не связанной и не направленной на получение религиозных переживаний. Важно особо подчеркнуть, что майндфулнес представляет собой не технику, а именно практику особого рода отношения не только к миру и себе как физическому индивиду, но и как к индивиду сознательному, т.е. способному к осознаванию себя, своих мотивов и целей, к открытой и честной коммуникации с другими людьми и с собой. Майндфулнес не следует рассматривать лишь как введение тех или иных элементов релаксации в практику физического воспитания и тренировок. В этой связи важным является замечание одного из пионеров использования идей майндфулнеса на Западе, Джона Кабат-Зинна, что медитация – это не техника, а способ бытия [3]. Майндфулнес – это, скорее, необходимое условие и одновременно способ освоения человеком мира, способ, далекий от привычного для цивилизации Запада инструментального, пользовательского отношения к миру и другим людям. Цель практикования майндфулнеса – быть «здесь и сейчас» – не может пониматься как проповедь безудержного гедонизма.

Нахождение в настоящем моменте означает внимательное и открытое восприятие процессов, происходящих в теле и сознании человека, а также восприятие динамической, а не статической, природы мира. «Сознающий себя и происходящее с ним человек гораздо эффективнее учится, так как способен «отслеживать» свои собственные реакции и состояния, сознательно создавать в себе установку на восприятие и принятие – проблема, которую, на самом деле, не под силу решить учителю либо преподавателю. Ведь без такого внутреннего осознания себя и целей обучения любое знание – практическое ли, теоретическое ли – будет восприниматься как внешнее, требующее дополнительных (и весьма значительных усилий) для интериоризации» [1, С.107]. Д. Пенман и М. Уильямс выделяют следующие основные характеристики осознанного способа жизни: (1) осознанный выбор вместо жизни на эмоциональном и психосоциальном автопилоте, (2) умение чувствовать, а не только анализировать, (3) отказ от «борьбы» с ситуацией в пользу ее принятия, (4) восприятие своих собственных мыслей не как самостоятельной реальности, а лишь как продуктов сознания, (5) преодоление привычки избегания проблемных ситуаций в пользу «приближения» к ним, (6) прекращение бесконечных путешествий сознания во времени (постоянное «пережевывание» того, что было или предвосхищение того, что будет) в пользу жизни здесь и сейчас, наконец, (7) прекращение истощающих нервную систему занятий и предпочтение тех видов деятельности, которые «питают» ее, оказывая благотворное действие на человека [2, С.29-32]. Хочется обратить внимание, что трансформация этих изначально индивидуальных практик в практики социальные не только возможна, но и вполне естественна – достаточно лишь добавить в каждый из этих пунктов выражение «человека и общества» – и спектр практик индивидуальной осознанности дополнится практически неисчерпаемым спектром разнообразных видов социальной деятельности – от выбора жизненного партнера до выборов политических, от понимания самоценности различных культурных и социальных практик до стимулирования таких видов социоэкономической деятельности, которые, в свою очередь, станут субстратом здорового и устойчивого образа жизни как постоянной стратегии развития человеческого общества.

Список литературы 1. Бразуль-Брушковский Е.Г. Реализация осознанности в развитии физической культуры обучающихся / Е.Г. Бразуль-Брушковский // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 февраля 2019 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т». 2019. – С.105-108. 2. Уильямс М., Пенман Д. Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 288 с. 3. Kabat-Zinn J. Coming to our Senses: Healing Ourselves and the World Through Mindfulness. – N.Y.: Hyperion, 2005. – 631 p.

Бразуль-Брушковский Е.Г.


Комментировать


4 − два =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru