Проявление отдельных видов коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач деятельности в Российской Федерации, поскольку данное явление относится к числу наиболее опасных, социально негативных, угрожающих институтам государства и стабильности общества, подрывает устои общественной жизни, а также доверие к правоохранительным органам и органам власти, оно способно порождать и сохранять социальную напряженность.

В целях борьбы с коррупцией в нашей стране принято так называемое «антикоррупционное законодательство». С 2008 года Президентом Российской Федерации систематически утверждаются Национальные планы и Национальные стратегии противодействия коррупции, приняты Федеральные законы: «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273- ФЗ, «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ.

Многие федеральные и региональные законы приведены в соответствие с требованиями законодательства о противодействии коррупции. Государственные закупки составляют значительную часть бюджетных расходов. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, объем закупок для государственных нужд ежегодно составляет 6 трлн. руб., что составляет более 30% федерального бюджета.1 Именно государственные закупки стали одним из инструментов распределения бюджетных средств и реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, агропромышленного комплекса.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Подписанный главой государства В.В. Путиным Указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»2 , среди основных задач соответствующих структур выделяет борьбу со взятками и откатами при государственных закупках, в том числе и при осуществлении закупок для нужд УИС, пресечение «конфликта интересов», выявление, арест и возвращение из-за рубежа активов, полученных преступным путем. Федеральные органы власти должны скорректировать свою работу по предупреждению коррупционных преступлений.

Коррупция в сфере государственных закупок проявляется в вовлеченности заказчиков в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов», что приводит к значительным переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Значительная часть этих средств зачастую присваивается как заказчиками, так и недобросовестными участниками. Для предупреждения нецелевого использования государственных средств призвано законодательство, регламентирующее государственные закупки, но, не смотря на достаточно четкую регламентацию закупочной деятельности современным законодательством, на практике остается множество путей, ведущих к коррупционным проявлениям.

На различных этапах проведения закупок существуют свои способы и ухищрения. Например, при формировании документации заказчик целенаправленно может не указывать регламент поставки, технические характеристики товара, что является значимой характеристикой. Либо наоборот применяется слишком подробное описание объекта закупки, тем самым подводя документацию под конкретный товар или конкретного производителя. Возможно указание тех потребительских свойств, реализация которых невозможна.

Чтобы отсечь «ненужных» участников, могут быть заявлены повышенные или так называемые эксклюзивные требования к исполнителям. Зачастую заказчики изначально устанавливают завышенные цены контрактов, привлекая к конкурсным процедурам «своих» участников, с которыми и договариваются о последующем дележе разницы между полученной ценой торгов и реальной рыночной ценой на данную продукцию. Или, к примеру, выбирая предложение с самой низкой стоимостью, должностное лицо разворачивает ситуацию так, чтобы честные игроки не выдержали снижающего ценового давления, и торги выиграла «своя» фирма. Впоследствии выясняется, что победитель неправильно оформил документы и заказ достается другой подставной фирме, которая во время конкурсной процедуры предлагала цену на считанные рубли ниже, чем честные конкуренты.

По прежнему не решен вопрос о практической возможности подачи заявок в электронной форме и получения информации об открытии доступа к ним в режиме реального времени, что позволило бы снизить коррупционную составляющую, и предоставить больше возможностей для предпринимателей с помощью упрощения участия в закупках. Также это позволило бы снизить государственные расходы, поскольку компании, предложения которых могли быть раньше необоснованно отклонены из-за проблем с оформлением документов, получат возможность участвовать в торгах. Некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.) также можно отнести к числу самых распространенных коррупционных схем. При проведении процедуры запроса котировок организаторы процедуры принимают заявки от участников с предложениями о цене контракта (котировки) и выбирают самую низкую цену.

Это делается для того, чтобы проанализировать предложения, а потом выясняется, что в процессе сбора котировок произошла «техническая ошибка», в результате объявляют новую процедуру. Естественно, организаторы уже знают самую низкую цену, которую могут предложить участники закупки, и подставная фирма в результате предлагает цену чуть ниже самой низкой. Борьба с различными проявлениями коррупционных схем возможна с помощью предупреждения коррупции, формирования и проведения активной антикоррупционной политики государством.

Наиболее эффективными методами борьбы с коррупционными факторами при осуществлении госзакупок в первую очередь являются обеспечение гласности и прозрачности, а также общественное участие в процессах предотвращения коррупции.

ЖУРАВЛЕВА Е.А


Комментировать


6 + = восемь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru