В данной статье представлен обзор этапов развития и анализ материально-технического обеспечения мероприятий по тушению пожаров, обобщен материал по укомплектованности пожарных частей и их боеспособности. Ключевые слова: пожарное дело, пожарные насосы, паровые машины, пожарный гидрант, противопожарное оборудование, пожарная техника.
Пожарное дело тесно связано с инженерной деятельностью, предполагающей проектирование и разработку новых технологических систем. В настоящее время пожарная охрана в своей повседневной работе все больше опирается на научные достижения и обоснования. Вместе с тем наука не может изучаться в отрыве от техники в силу их тесной взаимозависимости, а техническая потребность продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов [1, с. 20–22].
К началу XX столетия из всех городов Урала, помимо Екатеринбурга, лишь Пермь с населением в 32 тыс. чел. обладала сравнительно четкой организацией пожарного дела. В Перми, кроме 2 городских частей, имелась еще пожарная команда на пушечных заводах в составе 1 паровой машины, 8 труб, 25 бочек, 2 багровых ходов, 12 служителей и 39 лошадей. Оставалась характерная для всего городского хозяйства проблема – отсутствие водопровода, а порой и простейших колодезных устройств, что порождало настоящую пожарную эпидемию. Даже такие промышленные центры Урала, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Алапаевск, Ревда не имели водопровода [2].
Техническая оснащенность пожарной охраны была недостаточной и примитивной. Например, городская пожарная охрана Екатеринбурга с населением в 70 тыс. чел. в начале XX века имела на вооружении двух команд всего 9 ручных пожарных насосов [3, с. 7]. Сразу после революционных событий 1917 г. некогда было заниматься реорганизацией пожарной охраны. С 1918 года почти весь Урал был занят белыми. Были разорены пожарные обозы, реквизированы лошади, многие пожарные погибли. По мере освобождения Урала основные усилия в области развития пожарной техники были направлены на сбор, ремонт и пополнение пожарного инвентаря [4].
В пожарном отношении уральские города и села были очень уязвимы, т. к. более 40 % жилья находилось в непригодном для эксплуатации состоянии. Это усугубляло и без того большую пожарную опасность. Если в 1917 г. в Екатеринбурге было зарегистрировано 124 пожара с ущербом 122,36 золотых руб., то к 1921 г. количество пожаров увеличилось в 1,6 раза, а ущерб возрос более чем в 200 раз [5, с. 103]. Обозы пожарных команд уральских городов с течением времени совершенствовались. Конные тяжелые ходы заменялись усовершенствованными и легкими, старинная сбруя, замедлявшая закладку лошадей, уступила место новым способам закладки с подвесной сбруей на крючках и карабинах [5, с.102–103]. Для подъема пожарного дела требовались финансовые средства. В стране, пережившей две войны, на пожарную охрану денег не хватало. Для получения средств на приобретение пяти автомашин в г. Екатеринбурге было предложено организовать лотереи и платные концерты в клубах. Весь доход от этих мероприятий должен был пойти на улучшение быта пожарных и на содержание пожарного обоза.
С механизацией пожарного обоза возросла оперативность выезда и скорость прибытия пожарных к месту возгорания. Достоинством автомобилей являлось и использование их энергии для приведения в действие пожарных насосов и механических лестниц. В 1920–1930-е гг. пожарная охрана на Урале повсеместно претерпела коренные изменения. Так, в 1924 г. была проведена телефонизация Свердловска, в 1925 г. введена система водопровода, в 1927 г. начал действовать водопровод с 97 гидрантами давлением 6 атмосфер, введена в эксплуатацию городская электростанция, приобретена пожарная техника, в том числе специального назначения, что позволило тушить пожары значительно быстрее, чем прежде. Наряду с традиционными приемами и способами тушения пожаров, стали внедрять новые приемы и огнетушащие средства: водяной пар, углекислый газ, азот, порошки. На таких объектах промышленности, как Уралвагонзавод, Пышминский электролитный и Алапаевский металлургический заводы, были созданы хорошо оснащенные ведомственные пожарные команды. К 1940 г. на вооружении пожарной охраны Свердловской области состояло 220 основных пожарных автомобилей и 5 автомобилей специального назначения [6].
С началом войны на Урале в короткие сроки начали разворачиваться эвакуированные предприятия, вследствие чего он превратился в крупнейшую промышленноэкономическую базу страны, что требовало дальнейшего совершенствования материально-технической базы средств пожаротушения. По инициативе жителей Свердловска была закончена вторая очередь четвертого водопровода, реконструированы головные водопроводные сооружения и обеспечен пуск первой очереди канала Чусовая–Исеть,
что позволило увеличить подачу воды городу с 38 до 63 тыс. куб. м в сутки, в результате пожарная опасность в области снизилась более чем в 2 раза [7, с. 3–9]. В послевоенное время в связи с индустриальным развитием народного хозяйства, потребность в противопожарном оборудовании и пожарной технике вновь возросла. В начале 50-х годов страна приступила к техническому перевооружению пожарной охраны. Например, в 1954 г. устаревшие марки основных пожарных автомобилей в Свердловской области стали заменять новыми с улучшенными техническими характеристиками, с закрытыми кабинами для личного состава, с центробежными двухступенчатыми насосами.
На шасси среднего танка Т-34 был оборудован повышенной мощности пожарный вездеход, который мог доставить к месту пожара емкость с 10 куб. м. воды. Кроме того, пожарные автомобили оборудовались радиостанциями, что позволило оперативно решать вопросы тушения пожаров . В конце 50-х годов в Свердловске одной из первой в системе ГУПО была построена дымокамера, были применены передвижные перегородки для изменения планировки задымляемого помещения и внедрена система «Квадрат» для слежения за местонахождением газодымозащитников, а для тушения пожаров применен генератор воздушно-механической пены высокой кратности, который вот уже многие годы используется при тушении пожаров не только в нашей стране, но и за рубежом [8, с. 59–68]. В 1970-е годы пожарные подразделения и добровольные дружины укомплектовывались штатными пожарными автомобилями и дооборудованными для сельской местности мотопомпами, механическими и штурмовыми лестницами, огнетушителями [9, с. 73–76]. Боевые расчеты получали полноприводные пожарные автомобили повышенной мощности с усовершенствованным насосом (максимальная подача воды 40 л/сек), автоцистерной емкостью 2400 л. и бак пенообразователя емкостью 150 л.
Помимо того, на вооружение пожарных частей поступает радиостанция «Пальма» с двумя пультами управления [10, с. 208]. Кроме пожарных автомобилей, пожарные Свердловской области имели на вооружении дымососные установки, кислородные и воздушные изолирующие противогазы, теплоотражательные костюмы, облегченный механизированный инструмент и другое оборудование и приспособления. К основному огнетушительному средству – воде – добавились химическая и воздушная пена, огнетушащие порошки и инертные газы.
В начале 70-х гг. ХХ века в условиях преобладания сторожевого вида охраны в подразделениях Свердловской области использовались простейшие, с точки зрения сегодняшнего дня, технические способы защиты объектов от пожаров: приборы «Сигнал-3», «Гудок», на крупных базах и складах – концентраторы малой емкости типа «Сигнал-12», «Комар». Указанные приборы представляли собой релейные схемы контроля и коммутации цепей ОПС (охранно-пожарной сигнализации) и выдавали сигналы «Тревога» на выносные световые и звуковые сигнализаторы. В те годы это был единственный способ оповещения сторожей о внештатной ситуации. С середины 1970-х гг. создаются приемно-контрольные приборы «Сигнал39», «Рубин», «Топаз», охранные извещатели типа РВС, «Электроника» и др., авто-
матизированные системы централизованного наблюдения «Сатурн», «Циклон», «Комета» с ручной тактикой взятия объектов под охрану (снятия с охраны), аппаратура высокочастотного уплотнения «Атлас» и др. Многие образцы техники, созданные в тот период, являются базой для нынешней аппаратуры охранно-пожарной сигнализации [6; 11]. Необходимо также отметить тенденцию к деградации парка пожарной техники, которая интенсивно старела, а ее надежность снижалась. Так, в конце 1990-х гг. 51,8 % основных пожарных автомашин отработали свой ресурс, но из эксплуатации не выводились.
Число пожарных автоцистерн, требующих списания, ежегодно увеличивалось до 7 %, а объем новых поступлений составлял 2,5–3 % от действующего парка [12, с. 352], что существенно влияло на эффективность работы подразделений пожарной охраны. Кратко рассмотрим этапы развития отечественной пожарной техники: 1915– 1931 гг. – начальный этап промышленного производства пожарных автомобилей (ПА) в России. Пожарная техника выпускалась в малых количествах; 1931–1947 гг. – промышленное производство ПА по иностранным прототипам. Выпуск специального шасси для ПА ЗИС-11; 1947–1960 гг. – переход на производство новых моделей автомобилей с повышенной проходимостью. Для ПА организован выпуск шасси ЗИС-150П (151П) с форсированным двигателем и увеличенным числом оборотов; 1960–1990 гг. – переход на производство нового поколения советских автомобилей; 1990 г. – по настоящее время – создание отечественного пожарного шасси для ПА, адекватных своему времени.
К сожалению, в развитии пожарной науки и техники наша страна отстает от передовых стран мира примерно на 20–25 лет [12, с. 204]. Современный этап развития пожарного дела (во многом противоречивый) следует рассматривать как переходный период к последующему развитию системы пожарной безопасности. Исследование показало, что только стабильно развивающееся государство может обеспечить динамичное развитие противопожарной службы, внедрение передовых пожарных технологий в промышленное производство.
Список использованных источников
1. Пуришкевич В.М. Национальное бедствие России. СПб., 1909.
2. История Перми // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DO%98% D1%81% D1%81%DO%BE%D1%80%.
3. Отчет Екатеринбургского пожарного общества за 1915 г. Екатер., 1916.
4. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф.158-р. Д. 616. Л. 33.
5. Екатеринбург. Справочник. Екатеринбург, 1923.
6. ГАСО. Ф. 88-р. Оп. 1. Д. 1988. Л. 95, 176, 204 ; Оп. 2. Д. 1359. Л.
7; Д. 5771. Л. 18–35. 7. Пожарные Свердловской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. : метод. пособ. для руководителей политических занятий в частях пожарной охраны Свердловска. Свердловск, 1960.
8. Бузунов В.Ф. Пожарная охрана прежде и теперь. Улан-Удэ, 1983.
9. Иванников В.П. Справочник руководителя тушения пожара. М., 1987.
10. Яковенко Ю.Ф. Россия: Пожарная охрана на рубеже веков. Тверь, 2004.
11. Архив управления внутренних дел Свердловской области (АУВДСО) Ф. 53. Д. 8. Т. 1. Л. 85 ; Д. 2/2. Л. 95. 12. Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. М., 1988.
В.Н. Корник