Районная краеведческая игра «Путешествие сквозь века» как средство формирования у учащихся интереса к памятникам Петергофской дороги

Петергофская дорога – цепочка резиденций и усадеб представителей русской знати, выстроенная вдоль южного побережья Финского залива. Инициатором ее появления стал император Петр I, который после основания СанктПетербурга, решил создать «парадные ворота» новой столицы и даровал своим приближенным участки земли вдоль приморской трассы, приказав «строить свои забавные домы каменные изрядною архитектурною работаю, украшать огороды…». Целенаправленным исследованием и описанием памятников Петергофской дороги занимался Сергей Борисович Горбатенко. В своей книге он пишет, что Петергофская дорога развивалась и совершенствовалась в течение 150 лет и превратилась в единый ансамбль, где роскошные дворцы чередовались с красивыми природными и сельскими пейзажами [1]. Ко второй половине XIX в. вдоль Петергофской дороги появляются многочисленные дачи, а дальше – революция, национализация, разрушения Великой Отечественной войны, новая застройка…

Многие исторические памятники Петергофской дороги или утрачены, или находятся на грани разрушения. Как исправить ситуацию? Все понимают, одних карательных мер недостаточно – нужны меры воспитательные, в том числе работа с подрастающим поколением. Многие педагоги и детские психологи сходятся во мнении, что игровые программы могут выполнять не только развлекательную и рекреативную функцию, но и являться средством развития познавательных потребностей. Концепция Edutainment «Обучение через развлечения» существует уже давно и успешно применяется многими музеями [2]. Когда процесс получения знаний связывается у ребенка с получением положительных эмоций, с новыми яркими впечатлениями, появляется желание продолжать этот процесс и дальше. Если же ребенок получает знания в области истории родного края, он начинает чувствовать свою сопричастность с прошлым и ощущать необходимость сохранения исторических объектов.

Привлечь внимание детей и подростков к памятникам Петергофской дороги, стимулировать интерес к их изучению призвана районная краеведческая игра «Путешествие сквозь века». Она ежегодно проводится Краеведческим музеем г. Ломоносова совместно с Домом детского творчества Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. «Путешествие сквозь века» обычно проходит в два этапа (проводятся две игры на перекликающиеся темы). Итоги подводят как после каждого этапа, так и по истечении года. В игре участвуют команды из пяти учащихся 5–6 классов образовательных учреждений района. Что важно для детей в этом возрасте? Среди групп интересов «доминант подростка» психолог Л. С. Выготский выделил «доминанту романтики»: стремление к неизведанному, рискованному, приключениям [3]. Подростки достаточно азартны, игра может их увлечь. «Путешествие сквозь века» каждый раз дает новые эмоции и впечатления, игра проходит на разных площадках, часто на открытом воздухе, на территории исторических парков. Не менее важно для подростков самовыражение. Учащимся хочется проявить себя, заслужить положительную оценку взрослых и сверстников. Игра «Путешествие сквозь века» предоставляет такую возможность. Участникам даются разноплановые задания, которые позволяют продемонстрировать не только уровень знаний, но также творческие и физические способности, умение работать в команде и пр. Каждый ребенок может себя проявить в том, в чем он силен.

Исследования показали, что для подростка важно понять, представить, что чувствовали или могли чувствовать люди в ушедшую эпоху, поэтому при работе с данной аудиторией целесообразно использовать театрализацию [4]. И театрализация широко применяется в игре «Путешествие сквозь века»: ведущие программы и ее участники часто перевоплощаются в исторических персонажей. Команды заранее готовят небольшие театрализованные представления (миниспектакли), посвященные теме мероприятия. Идея проводить «Путешествие сквозь века» появилась еще 2011 г. Педагоги дополнительного образования, занимавшиеся с детьми краеведением, стали устраивать игры, которые позволяли ребятам из разных групп, разных коллективов встретиться и продемонстрировать друг другу свои знания и таланты. Так были проведены краеведческие игры «Петровская ассамблея», «В гостях у Елизаветы Петровны» (на базе ДДТ Петродворцового района) и игра «Сокровища Екатерины II» (на базе ГМЗ «Петергоф», в Ораниенбаумском парке). В 2012 г. игра «Путешествие сквозь века» стала проводиться под эгидой Краеведческого музея г. Ломоносова. Тогда же игра получила статус районного мероприятия, сегодня она проводится при поддержке отдела образования Петродворцового района. ДДТ Петродворцового района занимается распространением информации и сбором заявок от образовательных учреждений. Краеведческий музей г. Ломоносова разрабатывает программу мероприятия при содействии специалистов ДДТ. Проведение программы осуществляется совместными усилиями. К сотрудничеству при необходимости также привлекаются:

– СПб ГБУ «Централизованная библиотечная система Петродворцового района Санкт-Петербурга»; – ГБОУ ДОД ДЮЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга «Петергоф»; – ФГБУК «Государственный музей-заповедник "Петергоф"». Так, на территории ГМЗ «Петергоф» в парке «Александрия» проводился один из этапов игры «Путешествие сквозь века» – игра «Царская школа». Данный парк был местом отдыха семей императоров Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Дети императоров в парке не только отдыхали, но и учились. За успехи в обучении дочерям и сыновьям Николая I давали белые шары. Такие же шары должны были зарабатывать участники игры «Царская школа», посещая станции в разных уголках Александрии – «уроки царской школы». Ведущие игры, которые были на станциях, не только проверяли знания и умения, но и рассказывали детям интересные факты из истории парка и жизни его владельцев. Перед началом игры была театрализованная заставка: гостей встречали «император Николай I» и «императрица Александра Федоровна» – сотрудники ГМЗ «Петергоф». Если «Царская школа» проходила в форме игры по станциям, то другой этап «Путешествия сквозь века» проходил в форме квеста (работы с маршрутными листами).

Называлась данная игра «В усадьбе Лейхтенбергских» и разворачивалась она на территории парка «Сергиевка». Этот парк – бывшая усадьба старшей дочери императора Николая I Марии Николаевны и ее мужа Максимилиана Лейхтенбергского. Командам нужно было при помощи карты найти основные достопримечательности парка, сориентироваться, где север, юг, запад и восток. Участники игры находили архитектурные детали зданий, определяли места, изображенные на старинных фотографиях, отвечали на вопросы и разгадывали кроссворды. Оценивалась, прежде всего, правильность выполнения заданий. Но дополнительные балы давались и за скорость. Следующие три игры в разные годы проходили на базе Краеведческого музея г. Ломоносова. Музей находится на Еленинской улице. Эта улица получила название в честь великой княгини Елены Павловны, супруги младшего сына Павла I, Михаила Павловича. Елена Павловна была владелицей Ораниенбаумской усадьбы. Великая княгиня большое внимание уделяла общественной и благотворительной деятельности, оказывала поддержку талантливым писателям, художникам, музыкантам и просто нуждающимся людям. Этой женщине и знаменитым людям, которые приезжали к ней в Ораниенбаум, была посвящена игра «Прием у Елены Павловны». Команды, приглашенные к «великой княгине», должны были подготовить тематические театрализованные представления, дабы порадовать «Елену Павловну».

После выступлений участников игры состоялся мастер-класс по танцам XIX в. Затем команды посещали «гостиные». В «интеллектуальной» и «ораниенбаумской» гостиной дети демонстрировали свои знания, в «литературной» – выразительно читали стихотворение А. С. Пушкина, которое тот написал Елене Павловне в альбом. Сами пытались придумать стих и оставить его в «альбоме великой княгини». «Медицинская гостиная» позволила девочкам почувствовать себя сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины, основанной при поддержке Елены Павловны. Они облачались в костюмы сестер и оказывали мальчикам «медицинскую помощь». Гостиная «Живые картинки» позволила детям поучаствовать в модной забаве XIX в., «оживлении» полотен известных художников, а заодно узнать, каким живописцам покровительствовала великая княгиня. Игра «Едем в Ораниенбаум» проходила в октябре 2014 г. и была посвящена 150-летию с того момента, как Ораниенбаум и Санкт-Петербург соединила железная дорога. Участникам игры было дано задание: подготовить красивые маршрутные листы и отразить в них, во-первых, путь от своего учебного заведения до ближайшей железнодорожной станции, во-вторых, историю железной дороги. Специально для этой игры сотрудниками музея был создан тематический фильм и, как для многих других игр, разработана викторина с гиперссылками, которая транслировалась на большой экран. Использование современных технических средств, компьютерных технологий, к которым подростки привыкли, делает игру привлекательней для данной аудитории. Интересно прошла игра «Вотчина князя Ижорского» в октябре 2015 г. Помимо уже ставших традиционными театрализации и исторического танцевального мастер-класса, гостей ждало «строительство» картонного Меншиковского дворца.

Сначала игроки просто собирали дворец из многочисленных деталей. Потом задание усложнилось: один участник должен был строить с закрытыми глазами, а другие ему подсказывать. В будущем мы планируем при поддержке методической службы Городского дворца творчества юных повысить уровень краеведческой игры «Путешествие сквозь века» с районного на городской. Опыт Краеведческого музея г. Ломоносова показал, что сотрудничество музея с учреждениями дополнительного образования может быть плодотворным не только с точки зрения привлечения посетителей. Образовательные учреждения могут оказать значительную поддержку в организации мероприятий, причем мероприятий не только для детей, но и для взрослых, например «Ночь музеев». В образовательных учреждениях работают квалифицированные специалисты (педагоги, музыканты, художники), которые в большинстве случаев рады сотрудничать с музеем. Им это интересно и нужно для аттестации. Сегодня специалисты много говорят и пишут о том, что музеям необходимо развивать межотраслевое взаимодействие, налаживать связи с образовательными учреждениями [5], и районная краеведческая игра «Путешествие сквозь века», на взгляд автора, является удачным примером того, как это можно сделать.

Примечания

1. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб., 2001. C. 8–30.

2. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки) vestnik.yspu.org/releases/2012_4pp/36.pdf

3. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. kpip.kbsu. ru/eluch/vozr_psih.doc

4. Гафар Т. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред. А. Щербакова, сост. Н. Копелянская. М., 2012. C. 29–37.

5. Гафар Т. Указ. соч. C. 29–37; Мацкевич М. Проект «Урок в музее», или Оптимизация «добычи знаний» // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Вып. 2 / Сост. Н. Копелянская. М., 2015. C. 119; Донина И. Н. «Собака по имени тигр»: методическая разработка занятия в детском отделе «Начало начал» постоянной экспозиции ГМИР // Культовый предмет в современном музее: Хранение презентация, актуализация: научно-методический сборник. СПб., 2011. С. 61.

М. Ю. Дымникова, г. Ломоносов


Комментировать


2 × = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru