Роль СССР в становлении и развитии международного спортивного движения в 1920-е гг. | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Роль СССР в становлении и развитии международного спортивного движения в 1920-е гг.

Poterya-vesa-ot-dietyi-i-podvodnyie-kamni

Процесс становления рабочего спортивного движения шел одновременно с ростом влияния коммунистических и рабочих партий. Хотя первые рабочие спортивные кружки создаются еще начиная с XIX в. в Швейцарии, в дальнейшем лидерство в этом направлении перешло к США и Германии. Первые лиги, союзы не имели большой политической силы, они подвергались гонениям, их руководителей арестовывали. Основной задачей первых рабочих спортивных обществ была борьба за выживание .

Российская империя не отставала от мировых тенденций – спортивное движение в стране также зародилось еще в конце XIX в., однако основное распространение получило лишь в промышленно-развитых районах. Часть обществ имела военный и даже националистический уклон, другие были чисто спортивно-гимнастическими обществами – «для всех». Однако вступление в их ряды затруднялось рядом ограничений: возрастных, социальных, необходимостью платить членские взносы и т. д. Как правило, состоять в них могли лишь люди определенного имущественного ценза, что делало спорт занятием для элитарных слоев. В то же время отчасти в противовес этим обществам создавались команды, которые не только не имели устава, но зачастую и постоянных членов. Однако недооценивать роль этих по внешности неформальных организаций в развитии спортивного движения не стоит. Особый импульс «рабочий спорт», как форма объединения промышленного пролетариата, получил во всем мире после Октябрьской революции 1917 г.

К началу 1920-х гг. относятся первые контакты советских спортивных организаций с международными. Идея создать советскую рабочую организацию принадлежала шотландскому профсоюзному деятелю, коммунисту Уильяму Галлахеру и советскому большевику Н. И. Подвойскому. Она родилась во время работы II конгресса Коминтерна в июле–августе 1920 г., когда для его делегатов была устроена пышная демонстрация достижений советской физической культуры – воспитанников Всеобуча. 19 июля 1921 г. в помещении московского Яхт-клуба на Воробьевых горах открылся I Учредительный конгресс Красного спортивного Интернационала (КСИ). Его участниками стали делегаты проходивших параллельно в Москве конгрессов: Коминтерна, Профинтерна и Коммунистического Интернационала молодежи – всего 13 человек2 . Решение создать советскую альтернативную организацию возникло после того, как попытка вступления в Люцернский Спортинтерн (ЛСИ) – международную рабочую спортивную организацию, созданную в 1920 г. в швейцарском Люцерне, не увенчалась успехом. ЛСИ стал противником КСИ и начал клеймиться им как «не соответствующий духу пролетарского спортивного движения».

Политическая конъюнктура и сложная международная обстановка стали причиной того, что международное спортивное рабочее движение возглавил не советский Красный Спортинтерн, а Люцернский. Первый конгресс КСИ выработал и принял «Манифест ко всем рабочим в мире», где сообщалось о создании Красного спортивного Интернационала, излагались основные задачи революционного спортивного движения, а также содержался призыв к революционной деятельности. В Манифесте, в частности, говорилось: «Красный Интернационал Спорта и Гимнастики призывает все рабочие, профессиональные и юношеские организации создавать свои чисто пролетарские, революционные очаги физической культуры, свои спортивные и гимнастические союзы, на каждом предприятии иметь свои пролетарские спортивные и гимнастические ячейки»3 . Вскоре после учреждения КСИ направил в Народный Комиссариат по иностранным делам (НКИД) обращение с просьбой передать по его каналам сообщение о создании Красного спортивного Интерна-

ционала4 . Это привело к тому, что в некоторых секциях ЛСИ стали образовываться оппозиционные группы, в которые входили сторонники идей КСИ. Аналогичное оповещение было сделано и по линии Коминтерна. 18 октября 1921 г. председатель Исполкома КСИ Н. И. Подвойский направил письмо председателю Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьеву о целях и задачах Красного Спортинтерна5 . Позже Исполком Коминтерна принял постановление о признании КСИ. Как говорилось в уставных документах организации, «Красный Спортинтерн должен состоять при Коммунистическом Интернационале, должен находиться в тесной связи с профсоюзами и КИМом» . Среди задач КСИ назывались: «использование развивающегося спортивного движения для дела социальной революции»; создание во всех странах мира мощных, пролетарских, революционно-спортивных союзов под знаменем Коммунистического Интернационала и подготовка в них, благодаря легальности военных и спортивных упражнений, спаянных, дисциплинированных, проникнутых коммунистическим миропониманием, подготовленных во всех отношениях боевых сил коммунистической партии; «физическое развитие пролетариата, в особенности пролетарской молодежи, вырождающейся в условиях труда в капиталистическом обществе»7 . В ноябре 1921 г. сформировалось бюро КСИ, куда вошли представитель Коминтерна, КИМа, Международного женского секретариата (Женотдела)8 . Структура руководства КСИ во многом повторяла структуру Коминтерна. Конгресс становился главным органом КСИ. В период между конгрессами все полномочия по управлению переходили к исполкому (ИК КСИ).

Однако из-за нехватки кадров и финансирования и внутренних проблем Советской России, первоначально КСИ занимался не международным спортивным движением, а принимал участие в кампаниях «пролетарской солидарности» МОПРа и Межрабпомома: помощи голодающим Поволжья и Германии, политическим заключенным «буржуазных тюрем» и их семьям, бастовавшим рабочим и безработным и т. д.9 Лишь после II Конгресса, КСИ приступил к реализации задач, для которых был создан. Организационная структура КСИ претерпевала незначительные изменения. В аппарате исполкома помимо президиума и секретариата в разное время создавались комиссии, отделы. Так, 14 августа 1925 г. была создана Технико-методическая комиссия, игравшая большую роль в деятельности КСИ и затем разделившаяся на три подкомиссии: массового оздоровления, восточной работы, спартакиады.

В 1929 г. были созданы Норвежская и Греческая комиссии, однако упоминаний в документе об их работе в архивном фонде КСИ практически не встречается. Большинство из комиссий не являлись постоянно действующими, а создались по мере необходимости, для проведения конкретных мероприятий. Несмотря на усилия Коминтерна создать мощную международную организацию, которая бы представляла интересы рабочих-спортсменов всех стран, не удалось. Основной причиной неудач КСИ стал раскол международного спортивного движения, причем проблема волновала обе стороны конфликта.

Организации пошли на сближение во второй половине 1930-х гг., однако было уже поздно – данное объединение не принесло существенной пользы международному рабочему спортивному движению. Между тем более раннее объединение КСИ и ЛСИ сразу бы решило многие вопросы, связанные с проведением совместных соревнований, единой тактики в политических и других вопросах. Люцернский Спортинтерн самораспустился в 1937 г., после Антверпенской рабочей Олимпиады. История КСИ прервалась постановлением Президиума Исполкома Коминтерна от 7 мая 1937 г.11 Было решено перенести центр тяжести всей спортивной политики Коминтерна в страны и возложить руководство спортивной работой на коммунистические партии. Вследствие этого прежняя функция Красного Спортинтерна – в качестве интернационального центра, руководящего спортивными организациями отдельных стран, – была признана утратившей силу. Международное рабочее спортивное движение погибло под натиском фашистской угрозы. Весь мир готовился ко Второй мировой войне.

Рупушев Александр Борисович (Российский государственный архив социально-политической истории)


Комментировать


− два = 1

Яндекс.Метрика