Тарусская артель вышивальщиц

Тарусская вышивка

Тарусская вышивка

Таруса… Тихого очарования полон этот уголок России: березовые рощи, сады, деревенские улочки, красивые овраги, широкие заливные луга за Окой и белый пушистый снег зимой. Скромная красота Тарусы издавна манила творческих людей.

В 1923 году в Тарусе поселились две замечательные женщины любители и знатоки народного творчества, — Мария Федоровна Якунчикова и Наталья Яковлевна Давыдова. Таруса и прилегающие к ней деревеньки с давних времен были центром народного художественного промысла — калужской цветной перевити, в старину называли такую вышивку «вырезы». Калужской она называется потому, что так вышивали во всех приокских селах и деревнях вокруг Калуги.

Изучив калужскую вышивку, Якунчикова и Давыдова решили в Тарусе организовать артель вышивальщиц, чтобы возродить местный шов и «жизнерадостный орнамент народной вышивки». Официальной датой основания артели считается 4 декабря 1924 года.

В этот же город — на родину своей матери — несколько ранее, в 1917 году, приезжает жить Маргарита Николаевна Гумилевская. Проработав несколько лет учительницей (ее специальность иностранные языки), она вынуждена по состоянию здоровья оставить учеников.

Чтобы прожить, необходимо найти работу, и Маргарита Гумилевская приходит в артель вышивальщиц. Она сразу обращает на себя внимание трудолюбием, упорством, а главное — способностью к творчеству. Она быстро становится надежной помощницей руководителей артели.

Начинаются поиски интересных народных рисунков и способов вышивки. Молодая сотрудница включается в работу по созданию новых орнаментов на основе народных традиций. Гумилевская становится блестящей художницей.

В 1928 году скончалась Наталья Яковлевна Давыдова, а Мария Федоровна Якунчикова уехала за границу. Вся работа по руководству артелью вышивальщиц ложится на плечи Маргариты Николаевны Гумилевской. Позже она становится ее главным художником. Артели выделяют помещение для мастерских, и создается лаборатория, где разрабатывают новые образцы орнаментов. По деревням у старушек ищут старинные предметы (полотенца, подзоры, скатерти, занавески, блузки) с интересными рисунками. Если удается получить в подарок предмет, то его приносят в артель, если не дают, то перерисовывают орнамент. Так создается уникальный фонд.

К сожалению, во время войны, когда два месяца немцы хозяйничали в Тарусе, часть этого уникального фонда была потеряна. После изгнания немцев Маргарита Николаевна проходит десятки километров в поисках деревень, где еще остались изделия с интересными самобытными вышивками.

Мастерицы артели не только используют найденные старинные орнаменты, но и создают изделия с собственными рисунками, естественно, с учетом народных традиций. Высокое качество изделий, использование для орнаментов национальных мотивов позволяют представлять продукцию артели на выставках как в своей стране, так и за рубежом. В первый раз тарусские вышивки получили дипломы и золотые медали еще в 1925 и 1927 годах в Париже и Милане. В 1958 году Гумилевская получила золотую медаль в Брюсселе. Затем были выставки в Монреале и Праге. Произведения М, Н. Гумилевской находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея народного искусства НИИХП, музея этнографии в С.-Петербурге, Калужского областного художественного музея, Калужского государственного объединенного краеведческого музея.

Сохранилась Историческая справка Тарусской фабрики художественной вышивки (бывшая артель вышивальщиц), составленная директором фабрики Пивоваровой 30 июня 1969 года, из которой узнаем, как отстраивалась артель, как росли ее мощности: «В 1953 году артель располагалась в 3-х приспособленных зданиях по ул. Каляева, д. 15, по ул. Комсомольская, д. 17 и по улице Лени­на, д. 29. Указанные здания не соответствовали нормальным усло­виям работы членов артели. Правление артели в 1956 году возбуди­ло ходатайство перед Московским Росхудожпромсоюзом о строительстве нового производственного корпуса на 300 человек по ул. Каляева г. Тарусы с использованием имеющихся помещений, было сделано проектное задание на строительство строчевыши-вальной мастерской для артели вышивальщиц. Но в августе 1956 года в связи со статьей писателя Паустовского К. Г. Совет Министров РСФСР принял Постановление об оказании помощи го­роду Тарусе, где указывалось о расширении артели до 500 человек, в связи с чем было прекращено строительство мастерской и Тарус-ским городским Советом депутатов трудящихся был отведен новый земельный участок на бывшей Базарной площади, где была когда-то тюрьма, под строительство нового производственного корпуса артели на 500 человек. В 1959 году началось строительство нового производственного корпуса по проектно-сметной документации Московского «Центрпромпроекта». В 1964 году новый корпус был сдан в эксплуатацию».

Более 20 лет директором сначала артели, а затем фабрики проработала Татьяна Яковлевна Пивоварова. Юрист по образованию, энергичный и неравнодушный человек, она сделала все, чтобы народные промыслы не угасли. По отзывам старейших работников, Татьяна Яковлевна — самый чуткий и сильный директор за всю историю фабрики.

В 1960 году артель была преобразована в фабрику. Какое счастье, что были изданы «Тарусские страницы», в которых был опубликован очерк Н. Яковлевой (Н. Мандельштам) «Куколки», где названы имена вышивальщиц, чье искусство прославило артель: «Скромная Тоня Антонова, чьи работы всегда премировались на конкурсах, устраиваемых на фабрике, а также выставлялись на Выставке народного искусства в Манеже (1960) (за них Антонова получила диплом). <…> Фабрика многим обязана Тоне, воспитаннице детского дома и прирожденному художнику. Тоня Антонова великолепно изучила цветную перевить и калужский орнамент…» Над разработкой специальных моделей работала Ламанова. «На обязанности Гольняковой и Крестовой лежит размножение рисунков для вышивальщиц. Их основной инструмент не игла, а тонкая акварельная кисть. Хоть мы и говорим о фабрике, на самом деле тарусские вышивальщицы заняты на производстве, которое мало чем похоже на фабричное. Это старинный художественный промысел, чудом уцелевший в маленьком и прелестном городке».

Назову и других работниц, заслуга которых в том, что этот промысел уцелел: Нина Григорьевна Чуфистова — главный инженер фабрики, правая рука директора Пивоваровой; главный художник Маргарита Николаевна Гумилевская, которая так много сделала для сохранения и развития такого вида искусства, как декоративно-прикладное; Александра Ильинична Демченко — главный художник после ухода на пенсию М. Н. Гумилевской; Мария Георгиевна Гулина — главный экономист; Николай Георгиевич Зайцев -главный бухгалтер; Галина Петровна Евстигнеева — лаборант по ручной вышивке (сейчас уже нет таких специалистов); Мария Ев-теевна Шумилина — мастер участка ручной вышивки; Галина Ивановна Козлова, Лидия Петровна Потапова — мастера участка пошива; Анна Григорьевна Зотова и Татьяна Васильевна Столбова — мастера отделочного участка; Тамара Семеновна Нарышкина — мастер участка пландержки; Зинаида Васильевна Колиниченко — мастер участка машинной вышивки; Зинаида Михайловна Авилова — мастер ОТК, затем мастер отделочного участка вместе с Галиной Васильевной Баженовой. На фабрике также был цех индивидуального пошива, который исполнял заказы любого жителя с рисунками тарусской вышивки. На этой фабрике трудилось более 500 человек, и все они причастны к тем заслугам, которых достигала фабрика.

Как бы хотелось закончить рассказ об артели вышивальщиц на этой оптимистичной ноте. Но с 1990-х годов фабрика переживает не лучшие времена. Меняются директора, меняются хозяева фабрики. Была проведена приватизация фабрики, и теперь она имеет другое название: ООО НХП «Тарусская вышивка». К сожалению, в хаосе перемен был продан драгоценный фонд созданных современных вышивок.

Но, несмотря ни на что, фабрика трудится, и работники ее делают все, чтобы не только не растерять накопленный опыт, но и идти в ногу со временем. Калужская крестьянская вышивка — один из видов народного творчества. Она живет и совершенствуется и в настоящее время. Плодотворно работает в области искусства вышивки современная Тарусская артель вышивальщин — «Тарусская вышивка», творческий коллектив которой сохраняет и развивает лучшие традиции народной художественной вышивки Калужской области. Тематика вышивки, как и других видов нашего народного искусства, с древних времен, с самых своих истоков идет от изображения реальной жизни, природы, ее животного и растительного мира. Именно поэтому в современных изобразительных мотивах можно встретить изображения ракет и спутников, бороздящих космос, тракторов и машин, морских судов, современных зданий, олимпийскую символику и многое другое. Вышивальное искусство тарусских мастериц по своей тематике преемственно связано со старинной калужской крестьянской вышивкой.

В настоящее время хранительницей традиций на фабрике является художник по вышивке Раиса Васильевна Максимова, которая начала работать еще при Маргарите Николаевне Гумилевской. Даже тогда, когда Маргарита Николаевна уже не могла работать, она никогда не отказывала молодому художнику в консультациях и с радостью передавала свои знания, что сыграло большую роль в становлении Максимовой как профессионального художника по вышивке.

Фабрика продолжает работать, выполняя индивидуальные заказы и физических и юридических лиц. Спасибо пенсионерам за их трудовой подвиг. Каждый год приходили на фабрику вчерашние школьники, чтобы научиться и продолжить уже своим мастерством добрую традицию тарусских вышивальщиц, которая передается только «из рук в руки» через наставничество. Сейчас молодежи нет. Интересы у молодых совсем другие, так как у вышивальниц невысокая оплата труда. Фабрика не укомплектована необходимыми специалистами — нет конструктора, художника-модельера. Без этих специалистов затруднено создание «одежной группы», выпускающей самую востребованную, массовую и демократичную продукцию.

«Тарусская вышивка» должна стать лицом Тарусы, где любой житель или турист мог бы иметь у себя дома самобытную уникальную вышитую вещь по своему вкусу. И это может осуществиться.

Сегодняшний владелец НХП «Тарусская вышивка» А. С. Ири-нуца дарит нам надежду на возрождение былой славы Артели вышивальщиц. Планировалось в 2009 году построить новое здание фабрики в центре города; приобрести современное оборудование; расширить ассортимент производимой продукции; больше внимания уделить созданию индивидуальных дизайнерских разработок для одежды, интерьеров помещений, столового и постельного белья. В новом помещении будут созданы все условия для комфортной работы мастериц и творческой работы художников. Планируется иметь четыре производственных помещения, дизайн-студию, выставочный зал и магазин.

Хочется, чтобы эти планы стали реалиями нашей жизни и возрождением прекрасного старинного искусства тарусской перевити.

С.А. Давыдова


Комментировать


× восемь = 56

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru