Ценностные основания формирования образа будущего в сознании российских граждан | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Ценностные основания формирования образа будущего в сознании российских граждан

Аннотация. Статья имеет своей целью определить влияние политических ценностей на восприятие будущего России ее гражданами. Заявленная проблематика анализируется с точки зрения политико-психологического подхода. Политические ценности являются одним из факторов, детерминирующих политическое восприятие, отношение к политике и власти. Автор заключает, что наиболее актуализиованными в сознании граждан являются материалистические ценности или ценности безопасности.

Ориентация россиян на мир, порядок, законность, безопасность, права человека является реакцией на социально-экономические и политические условия жизни, в которых люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Это обуславливает неопределенный и отчасти негативный образ будущего. Позитивным гражданам представляется прошлое, в котором страна была сильной, а ценности безопасности реализованы.

Ключевые слова: политическая психология, политические ценности, образ России, образ будущего, национально-государственная идентичность.

Изучение образа будущего с политико-психологических позиций является важным для понимания субъективных компонентов современных политических практик.

Во-первых, образ будущего является неотъемлемым элементом триады «прошлое – настоящее – будущее», которая обозначает темпоральный аспект восприятия России [3; 6]. При этом, если исследований образов прошлого и настоящего в политической науке достаточно много, то анализу образа будущего внимание уделяется недостаточно.

Во-вторых, представления о будущем входят в структуру национальногосударственной идентичности граждан. В ситуации социокультурного кризиса актуализируется своеобразный идентификационный механизм, при котором для понимания настоящего и определения будущего граждане обращаются в прошлое [2]. В-третьих, исследование политико-идеологического пространства невозможно без анализа образа будущего, поскольку идеологии «активизируют и политизируют общественное сознание на основе определенного видения будущего» [11, c. 5-7]. Миссия идеологии как раз состоит в том, чтобы предложить концептуальное и непротиворечивое обоснование политического будущего. Образ будущего, под каким бы углом зрения мы на него не смотрели, имеет под собой глубинные ценностные основания.

Политические ценности, с одной стороны, влияют на субъективную оценку различных элементов России как воспринимаемого объекта, а с другой – определяют ожидания, предъявляемые к нему. Обобщение результатов различных исследований позволяет говорить о несформированности образа будущего в сознании российских граждан. Л. Гудков утверждает, что подобное состояние характерно для всего постсоветского периода, и именует его «абортом будущего» [1]. По данным Левада-центра большинство россиян не смотрят в будущее, не чувствуют его: в 2015 году 46% граждан не знают, что с ними будет в ближайшие месяцы, а 33% могут уверенно говорить о своем будущем лишь на год-два вперед. Если посмотреть данные в динамике, то за последние три года количество людей, смотрящих в свое будущее и будущее России с чувством уверенности и спокойствия, увеличилось, а

тех, кто испытывает чувства беспокойства и опасения – уменьшилось [5, c. 1819]. Ориентация россиян на политические ценности материалистического характера (мир, порядок, законность, безопасность, права человека, справедливость) обуславливают восприятие России на современном этапе как государства с обилием социально-экономических и политических проблем, которые мешают развитию страны и не позволяют гражданам чувствовать себя уверенно и безопасно [9]. Этими же ценностями детерминируется более позитивное восприятие прошлого России (преимущественно советского) как более стабильного и успешного.

По данным ВЦИОМ на протяжении последнего десятилетия постепенно растет количество граждан, считающих необходимым вернуть России статус супердержавы, который был у СССР (с 34% в 2003 году до 42% в 2014 году) [7]. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, которая актуализирует материалистические ценности, обуславливает неопределенность представлений о будущем России, их когнитивную простоту и полярную эмоциональную окраску: граждане практически в равной мере представляют себе будущее и неопределенно-позитивным, и неопределенно-негативным. Позитивное видение будущего в большинстве случаев связано с геополитическим положением страны, ее лидирующими позициями на международной арене. Символом позитивного и успешного будущего страны для граждан является Президент В.В. Путин.

Даже самое молодое поколение россиян (включая старшеклассников) не имеют четкого и структурированного образа будущего. Справедливости ради стоит отметить, что эмоциональный фон восприятия будущего у молодежи более позитивный, чем у старших поколений, но говорить об их полной уверенности в завтрашнем дне и абсолютном оптимизме не приходится. Субъектами будущего, в представлении молодых россиян, являются политики и обычные граждане:  «Будущее зависит от нас, мы его строим и поэтому, сколько мы усилий вложим в него, такой результат и получим».

 «Все зависит от политики нынешнего правительства, надежда на выбор разумной стратегии, реализация которой позволит стране процветать». В целом, среди условий и факторов, от которых зависит «светлое» будущее нашей страны, молодые люди выделяют борьбу с коррупцией, улучшение качества образования, решение демографических проблем, борьбу с инфляцией, усиление чувства национального единства и создание национальной идеи. Доминирование образа прошлого в восприятии России, сквозь призму которого граждане видят настоящее и будущее, обусловлено во многом тем, что производители смыслов в сфере политики (государство, партии, представители элиты) не предлагают сколько-нибудь четкого образа будущего, на который могли бы ориентироваться граждане. В программах политических партий, например, редуцированный образ будущего представляется как реставрация сильного государства советского образца [10].

Представители политической элиты, в свою очередь, проводят политику, лишенную «проекта будущего». Элита «оказалась неспособной дать адекватный ответ на идентификационный вызов, предложить россиянам новые идеалы, смыслы, ориентиры и надежное чувство принадлежности, сплотить их на признанной большинством позитивной ценностной базе» [12, c. 207]. Эксперты Левада-Центра определяют состояние современного российского общества как аномию, то есть ценностно-нормативный кризис, выходом из которого является война.

Война рассматривается учеными как эсхатологический миф, который служит рубежом между современностью и будущим, теми границами, которые во временном аспекте так трудно определить нашим гражданам. «То, что общество, с одной стороны, одновременно боится и не хочет войны, а с другой, все более открыто тянется к ней, делает ее подходящим средством для выхода из состояния аномии» [4]. Данный подход носит авторский характер, и по некоторым позициям с авторами можно поспорить, но необходимо признать их правоту в том, что признаки аномии как ценностной рассогласованности в нашем обществе есть [8], а образа будущего как такового нет.

В заключении стоит сказать, что образ будущего (как персонального, так и страны в целом) является неотъемлемой частью картины мира человека, обязательным и необходимым элементом, обеспечивающим ее целостность. Множество проблем, существующих сегодня, имеют психологические корни и связаны с отсутствием этого самого образа будущего. Поэтому его конструирование – важная задача, необходимая для решения всеми субъектами политического процесса – гражданами, политическими партиями, политическими лидерами, государством в целом.

Литература

1. Гудков Л. Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2013. №3-4. С. 118-179.

2. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 3. 2013. С. 158-167.

3. Затонских А.В. Темпоральные характеристики образа России в массовом сознании // Актуальные проблемы современной политической психологии / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РИОР. 2010. С. 131-134.

4. Левинсон А., Гончаров С. Война вместо будущего – выход из аномического сознания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. №3-4.

5. Общественное мнение – 2015. М.: Левада-Центр, 2016.

6. Пищева Т.Н. «Образы будущего» в массовом сознании 2007-2008 гг. // Актуальные проблемы современной политической психологии / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РИОР. 2010. С. 120-130.

7. Россия – великая держава? Пресс-выпуск ВЦИОМ №2593 от 29.05.2014. [электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114840.

8. Селезнева А.В. Политические ценности в современном российском массовом сознании: психологический анализ // Человек. Сообщество. Управление. 2014. №2. C. 6-18.

9. Селезнева А.В. Ценностные детерминанты образа России в сознании россиян // Международные отношения. 2015. №3. С. 341-347.

10.Сенцов А.Э. Концепт будущего в программах политических партий современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. №3. С. 82-92.

11.Соловьев А.И. Политическая Идеология: логика исторической эволюции // Полис. Политические исследования. 2001. №2.

12.Универсальные ценности в мировой и внешней политике / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Селезнева А.В.


Комментировать


× 7 = двадцать один

Яндекс.Метрика