Человеческий капитал как основа преодоления кризиса

Согласно теории экономических циклов Кондратьева, преодоление кризисной ситуации в экономике связано с изменением технологического уклада. Это возможно только при достаточно высоком уровне человеческих ресурсов. В статье рассматриваются состояние и проблемы повышения уровня человеческого капитала России.

Ключевые слова: циклы Кондратьева, технологический уклад, экономика знаний, человеческий капитал.

Кризис, который начался в 2008 г. и до сих пор не преодолен, помог осознать технологическую отсталость российской экономики. Сегодня внешняя и внутренняя среда сильно изменились, налицо изоляция России и требуется концентрация внутренних ресурсов и интенсификация процесса технологического перевооружения для создания сильной конкурентоспособной экономики.

Как показали научные исследования, новый рост всегда связан с изменением технологического уклада, заменой основного производственного капитала и инфраструктуры на более технологически совершенные. Сто лет назад Н. Д. Кондратьев обосновал связь повышательных и понижательных фаз экономических циклов с технологическими новшествами и их практическим использованием в социально-экономической жизни общества. В нашей стране эта теория получила свое развитие в трудах академиков Д. С. Львова и С. Ю. Глазьева, которые разработали теорию технологических укладов (волн). Технологический уклад — это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход из более низких укладов к более высоким, прогрессивным. В настоящее время мировая экономика находится в состоянии пятого технологического уклада, в который перешла во второй половине XX в.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Внедрение атомной энергетики, развитие микроэлектроники, вычислительной техники, информатики, генной инженерии и др. дало толчок значительным структурным сдвигам в развитии традиционных отраслей и формирование новых высокотехнологичных. Появился феномен «экономики знаний», с которым тесно связан процесс глобализации, в частности развитие международной торговли, появление транснациональных предприятий. Выход из текущего кризиса во многом связан со сменой технологического уклада, который создаст основу для роста экономики. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада, который будет определять развитие в ближайшие 20–30 лет. Его преимущество заключается в резком снижении энергоемкости и материалоемкости производства и возможности конструирования материалов и организмов с заранее заданными свойствами.

Предполагается развитие био- и нанотехнологий, микромеханики, генной инженерии, систем искусственного интеллекта, мембранных и квантовых технологий, фотоники, термоядерной энергетики, также дальнейшее развитие получат космические технологии, атомная энергетика и промышленность и др. Шестой технологический уклад уже сегодня закладывается в США, Японии, КНР. В США на сегодняшний день доля производительных сил шестого уклада составляет 5%, а пятого — 60%. В России доля производительных сил пятого уклада составляет только 10% (авиакосмическая промышленность, ВПК), а о шестом говорить еще рано. Наша страна существенно отстает в технологическом перевооружении от развитых стран. Перед Россией стоит сложнейшая задача перехода к шестому технологическому укладу, т. е. догнать в технологическом развитии передовые страны, в условиях внешней изоляции и когда еще не до конца освоен пятый. Технологическое перевооружение экономики невозможно без людей, способных это совершить. В условиях инновационных преобразований на первые позиции выходит качество человеческого капитала страны.

Человеческий капитал можно рассматривать как накопленный запас способностей, навыков, состояния здоровья, уровня образования, эффективно используемого в деятельности и способствующего увеличению индивидуальных доходов, росту конкурентоспособности экономики страны. В 2016 г. по данным Всемирного экономического форума [The Human...; 9 профессий будущего от Microsoft…], Россия заняла 28-е место (из 130 стран) по качеству человеческого капитала, опередив такие страны, как Италия, Испания, Кипр, Польша.

Но при этом Россия отстает по этому показателю от Украины и стран Балтии — Эстонии, Латвии и Литвы. Индекс человеческого капитала учитывает 46 показателей, оценивая уровень образования, профессиональные навыки, занятость населения. Положительным является то, что по сравнению с 2014 г., когда Россия занимала в этом рейтинге только 51-е место, произошло существенное улучшение позиции. Если рассматривать отдельные возрастные группы, то наихудшие позиции в рейтинге у самого младшего поколения, до 14 лет — 53-е место. Это тревожный сигнал, так как именно эта группа будет замещать самую возрастную группу, старше 65 лет, она заняла 15-е место в своей возрастной категории. Лучшая позиция по индексу человеческого капитала у молодых людей 15–24 года — 14-е место в своей группе. В связи с технологическим перевооружением необходимы изменения в системе образования.

Смена технологий приводит к тому, что профессии будут «молодеть». При возникновении рабочих мест, требующих высокой квалификации и уровня знаний, в преимущественном положении оказываются молодые люди, получившие профессии, соответствующие современному уровню развития экономики. Для старшего поколения все большее значение будет иметь непрерывное обучение и повышение квалификации. И здесь свою роль должны сыграть новые обучающие цифровые платформы и внедрение дистанционного обучения. Человеческий капитал формируется путем участия населения в непрерывном образовательном процессе, что снижает риск несоответствия работника требованиям работодателя и тем самым позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды. При этом образовательный процесс должен полностью соответствовать и даже опережать уровень экономического состояния страны.

Специалисты предсказывают, что «будущее за профессиями, связанными с научными разработками, особенно на стыке наук и информационных технологий — биохимией, биофизикой, биомедициной» [Топ-10 профессий…]. Исследования Microsoft Surface предрекают появление таких новых профессий, как дизайнер виртуальной среды обитания, адвокат по робоэтике, биохакеры на фрилансе, создатели космических туров, инженеры по восстановлению естественной среды [9 профессий будущего от Microsoft…]. Британская компания Fast Future прогнозирует, что серьезные изменения ждут индустрии здравоохранения, медицины и сельского хозяйства [Исследование Fast Future].

В докладе Всемирного экономического форума отмечается, что индекс человеческого капитала имеет корреляционную зависимость с уровнем дохода экономики [The Human…]. Страны с более высоким ВВП на душу населения в среднем имеют более высокий индекс. Но и человеческий капитал оказывает положительное влияние на темпы и качество экономического роста при условии эффективного и рационального использования. Накопленный человеческий капитал только тогда дает экономический эффект, когда он переходит из потенциальной в реальную актуализированную форму. Эффективное использование человеческого капитала повышает производительность труда, что отражается на результативности экономики страны и способствует повышению ее конкурентоспособности на мировом уровне.

Также повышение производительности труда приводит к росту заработной платы, улучшению качества жизни населения и социально-экономической стабильности. Высокие доходы населения способствуют запуску последующего цикла воспроизводства человеческого капитала, создавая мотивацию к инвестированию денежных средств в повышение образовательного и профессионального уровня населения. Повышение уровня развития человеческого капитала требует внимания со стороны бизнеса и государства. Процесс управления человеческим капиталом связан с решением целого ряда проблем. Главные из которых: – рассогласование системы образования и рынка труда, что приводит к недостатку востребованных рабочих и переизбытку «ненужных», которых впоследствии придется переобучать; – разрушение системы среднего специального образования; – недофинансирование образовательного процесса и недостаточно высокое качество преподавания; – недостаточный уровень планирования развития человеческого капитала, отсутствие системы непрерывного обучения. Для преодоления данных проблем требуется поддержка непрерывного взаимодействия между системой образования и рынком труда, вовлечение в процесс повышения уровня человеческого капитала всех заинтересованных институциональных субъектов.

Библиографический список

1. The Human Capital Report 2016 / World Economic Forum. Geneva, 2016. 39 р. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/human-capital-report-2016/ (дата обращения: 14.09.2015).

2. Исследование Fast Future: научно-технический прогресс и рынок труда в ближайшем будущем [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/15/2482 (дата обращения: 14.09.2015).

3. Топ-10 профессий, которые будут востребованы уже к 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proforientator.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=2658:-10-2020-&catid=21:2009-11-13-21-14-09 (дата обращения: 14.09.2015).

4. 9 профессий будущего от Microsoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2994:9-microsoft&catid=21:2009-11-13-2114-09 (дата обращения: 14.09.2015).

Т. В. Юрченко


Комментировать


5 + пять =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru