Экскурс в историю одежды | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Экскурс в историю одежды

Введение. Изучение традиционных одежд важно для исследования и реконструкции проблем этно- и культурогенеза, для сравнительноисторических и типологических исследований в культуре народов того или иного региона. В условиях предельной фрагментации исторического знания на рубеже XX–XXI вв. попытка более масштабно охватить многовековую историю человечества объясняется возросшим интересом к исторической макроперспективе, ориентированной на изучение многообразных последствий развития глобальных взаимосвязей в рамках третьего этапа «историографической революции» [3]. Основная часть.

Процесс создания первых образцов одежды представители Homo sapiens начали не с библейских легендарных листьев смоковницы, а с решения более насущных проблем – как и чем укрыться от погодных осадков, перепадов температуры и т.п. В сложных климатических условиях одни только набедренные повязки проблему выживаемости не решали, поэтому они мудро воспользовались подручными материалами: шкурами убитых животных и растениями для изготовления примитивных накидок, «мини- и макси юбок» и т.д.

Племена древних людей уже отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Одежда также была различна, поскольку одни из них были охотниками, другие – воинами, третьи занимались скотоводством и земледелием. Повседневная одежда жителей южных территорий обычно состояла из набедренной повязки, которая была обязательным элементом мужской одежды, торс мужчин и женщин был открыт. В других племенах вместо набедренной повязки мужчины носили короткую юбку или меховые штаны. Чем севернее жило племя, тем больше одежды на себя одевали его представители. А дальше методом проб и ошибок человек принялся активно конструировать свою одежду и сегодня мы можем констатировать – весьма преуспел в этом.

В условиях отсутствия ателье мод неандерталец вынужден был начать с изготовления нешитой одежды – он оборачивал тело шкурой только что убитого зверя, которая высыхая, приобретала некоторые очертания тела охотника и его спутницы. И только позднее пришло понимание и навык изготовления шитой одежды. Таким образом, нешитая одежда наиболее архаична. Даже когда наши далекие предки научились ткать, первые образцы одежды представляли собой кусок ткани, который тем или иным способом обматывали, завязывали или закрепляли особыми пряжками-фибулами или поясами вокруг тела. Примерами такой одежды может служить древнеримская тога, древнегреческий хитон и гиматий, индийское сари, малайский саронг, разнообразные шали, покрывала, накидки, чалма и пр. Одежда была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет был в свое время «одеждой» (для некоторых племен это актуально и сегодня), т.к. он являлся мостом между обнаженным, ранимым человеческим телом и окружающим миром. Известно, что функции оберега приписываются и некоторым элементам орнамента. Это ярко проявляется, например, в орнаментике африканцев и индейцев, в которой «наборы квадратиков, кружочков, треугольников и проч., на самом деле отображают сложнейшие мировоззренческие понятия, выраженные универсальным языком древнейшего искусства» [1, с. 4-5].

Постепенно из нешитой одежды развилась шитая, края которой закреплялись с помощью разнообразных швов. Переходным типом между ними стала так называемая подкроенная одежда – прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы и иногда разрезом посередине – типа южноамериканского пончо, одежды жителей древней Месопотамии и др. Деление одежды на верхнюю и нижнюю произошло давно, но нижнее белье развилось гораздо позднее. Э.Б. Плаксина справедливо указывает, что «Костюм тесно связан с архитектурой, и эта связь выражается во многих направлениях, особенно четко в тектонике. Недаром костюм называют движущейся архитектурой» [3].

Обращая внимание на значимость архитектонического направления, напомним исторические художественные стили, в рамках которых эволюционировала и одежда: Канонический, Античный (классический), Романский, Готический, Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм и Модерн. До конца XIX века каждый из этих стилей господствовал в течении определенного периода времени, влияя на трансформацию одежды. Однако в промежутке времени между классицизмом и стилем модерн существовали такие течения, направления в костюме и моде, как романтизм (бидермайер) – вторая четверть XIX в.; второе рококо – приблизительно третья четверть XIX в.; позитивизм – 70–80-е годы XIX в. Эти направления не нашли своего подтверждения в архитектуре. Поэтому они не считаются стилями. Это лишь течения, направления. Формы одежды всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля исторической эпохи и внутри нее, в соответствии с национальными эстетическими воззрениями [2]. Процесс становления традиционной национальной одежды, а в конечном итоге и костюма у народов всех континентов и стран (за редким исключением, напр., пигмеи) развивался как составная часть сложного этнического процесса одновременно с формированием всего комплекса материальной культуры.

Уважение к богатому наследию прошлого и творческий подход в сочетании с ритуалами и символами, связанными с традиционным мировоззрением, позволили акторам сохранить культурное достояние предков. У одних народов это связано с многовековым устойчивым бережным отношением к своим цивилизационным достижениям (напр., Индия, Китай и Япония), у других, в силу разных причин, понимание важности сбережения своих ценностей пришло позже. Тем не менее, очевидно, что в последнее время осознание необходимости сохранения культурного наследия стало повсеместным, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, а с другой – утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Заключение. Дизайнеры XXI века постоянно обращаются к традициям народного искусства в целом и, в частности, к национальному костюму. Сегодня модельеры стремятся использовать в одежде традиции, доставшиеся нам от наших предков. Комбинируя модные силуэты одежды, они применяют элементы традиционной культуры и актуальных материалов, создавая гармоничное восточного и западного мира. взаимодействие цивилизации Дизайнеры тюркоязычных и африканских стран так же все больше интересуются этническим стилем в одежде.

Главным преимуществом данных этно-стилей является то, что они чрезвычайно многолики и разнообразны, поскольку народов множество, и у каждого есть своя культура костюма. И конечно же, существует и множество разных направлений этнического стиля цивилизованного мира. Эта же тенденция присуща и народам других стан и ареалов мира.

Список литературы 1. Буткевич Л. М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с. 2. История костюма: электронное учебное пособие / О. Н. Данилова, И. С. Жущиховская, Ю. Г. Никитин, Н. А. Клюев (1 файл: 210 Мб). – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2020. 3. Плаксина Э. Б. История костюма : стили и направления: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям 2808 «Моделирование и конструирование швейн. изделий» и 2809 «Технология швейн. изделий» / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; Под ред. Э. Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004. – 221 с. – (Среднее профессиональное образование). – 4. Репина Л. П. «Историографическая революция» и теоретические поиски на рубеже веков // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. Вып. 2 (18). URL: http://history.jes.su/s207987840000362-7-1 (дата обращения: 10.05.2021).

Муртузалиев С.И.


Комментировать


3 + = двенадать

Яндекс.Метрика