Коррупция как атрибут управления государством и обществом и индикатор его эффективности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Коррупция как атрибут управления государством и обществом и индикатор его эффективности

Ключевые слова: коррупция, уровни и стадии коррупции, первоисточник коррупции, борьба с коррупцией.

Введение

Попробуйте найти современного человека, который бы нЕ отреагировал на тему коррупции. Каждый назовет это явление отрицательным, наносящим вред обществу и населению. Примеров несть тому числа способен привести почти каждый.

При этом если обратить внимание некого Х.Х. на то, что нынешнему доходному месту, да еще и на государственной службе или в корпорации тот обязан своему высокопоставленному родственнику и вопросить этого Христофора Христофоровича, а нс сеть ли это та самая коррупция. Х.Х. будет несказанно возмущен: какая же это коррупция, это благое дело — содействие близкого ближнему. Коррупция это то, что делают другие и для других. Каждый индивидуально нс усматривает в своих действиях коррупции, даже будучи схвачен с поличным.

Мы современники — очевидцы и участники эпохи перемен, явились свидетелями и потерпевшими развития и процветания коррупции в постпсрсстросчной России (есть и бенефициары, сумевшие замести на время следы или находящиеся под иммунитетом, либо уже подследственные, подсудимые и осужденные, либо ждущие своего череда). Почему партийно-советский социалистический способ управления так же нс мог обойтись без коррупционных проявлений, почему в условиях правления при суверенной демократии коррупция просто разлилась безбрежной стихией? Что это — неотъемлемое явление (атрибут) любого метода управления обществом и единственный способ функционирования государства или возможно управление без коррупции? Попробуем подступиться к этому явлению с этого направления.

1 Понятие и определение коррупции

Понимание коррупции изначально связано с использованием выгод и преимуществ, получаемых лицом (человеком) из общественного или государственного положения (статуса), на который он возведен. Причем присвоением таких возможностей и благ для себя и близких, которые ему чаще всего прямо запрещены моральными устоями, обычаями, а в дальнейшем и правоустанавливающими нормами. Брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры — кастовое расслоение общества, в принципе нс изменилось до настоящего времени в иерархии государственно-общественного устройства, будь — то например допетровский, пост петровский периоды в нашей отечественной истории.

Все сохранялось и в период торжества «диктатуры пролетариата». Если мудреных кшатрий и вайшьей адаптировать на сегодня, то формула правления остается постоянной: номенклатура (жрецы) и обслуживающая их инфраструктура. Как не назови — власть сохраняется при всех режимах и получает право на распоряжение и управление как верно, так и неверно подданными и принадлежащими обществу ресурсами. Власть милует и казнит, возносит и испепеляет, торгует, отчуждает и присваивает. Статус же власти восходит к сакральностн жреческой и более ранней. Задабривание стихийных сил жертвоприношением, затем приношением даров жрецам.

Вот та приемлемость и допустимость одариваемого и одаряемого и возможные первоисточники коррупциогенности. Их «величества, первосвященства, короли, цари, вожди, президенты» — все власть предержащие и их назначенцы использует преимущества своего статусного положение сообразно своим аппетитам. Вот такая схематизация властного управления позволяет по достоинству оценить концентрированное определение коррупции по II. Макиавелли «Коррупция — это использование публичных возможностей в личных интересах». Прямой перевод латинского comimpere — растлевать, соггирпо — подкуп, порча, растление, продажность, разложение, разрушение — термины, обозначающие обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды. А порче и разрушению коррупционеры подвергают систему и нормы общественного и государственного управления (общежития), предназначенного на благо каждого, а не только избранных. В современном российском законодательстве определение коррупции дано в Федеральном Законе «О противодействии коррупции»: коррупция — а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В этой же статье закона дано понятие противодействию коррупции — как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Данное определение коррелируется с пониманием коррупционных проявлений изложенных в Конвенции ООН против коррупции, открытой для подписания 9 декабря 2003 года, с объявлением этой даты Международным Днем борьбы с коррупцией. Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Россия ратифицировала 25 июня 2006 года. Конвенции существенно расширяют круг коррупционных деяний.

Европейская конвенция относит к коррупционным проявлениям подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, подкуп в международных организациях и парламентских сообществах, судей и должностных лиц международных судов, подкуп в частном секторе, отмывание доходов, связанных с коррупцией. Конвенция ООН раскрывает понятие должностных публичных лиц, имущества, доходов от преступления, арест «замораживание» и конфискации имущества. Основными принципами противодействия коррупции названы прозрачность (транспарентность) в деятельности физических и юридических лиц, добросовестность и надлежащее выполнение публичных функций, принятие кодексов поведения должностных лиц, предоставление ими деклараций, прозрачность закупок и расходования публичных финансов, доступность информации и упрощение административных процедур. Отдельная статья 13 посвящена участию общества в противодействии коррупции. Статьи о хищении, присвоении, нецелевом использовании имущества публичными должностными лицами, также как и злоупотребление должностным положением, вымогательство не явились новациями для отечественного законодательства.

А вот статья 20 Конвенции сама по себе, имеет историю и требует отдельного анализа. Для наших целей кратко поясним ее суть в следующей главе. В целом же положения и принципы Конвенций по противодействию коррупции представляют собой реальный инструментарий, способы, методы противостояния коррупции. Для целей раскрытия означенной темы наиболее аутентичными, адекватными являются названное определение Н. Макиавелли и перевод с латинского соггитреге— растлевать, corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение, разрушение.

2 Борьба с коррупцией или противодействие (ограничение)

Понимание всеобщности зла и урона наносимого обществу в целом и добропорядочному населению в новейший период отражено в преамбуле Конвенции ООН против коррупции: «Госу-дарства—участники настоящей Конвенции, будучи обеспокоены серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, будучи обеспокоены также связями между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, будучи обеспокоены далее случаями коррупции, связанными с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящими под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств, будучи убеждены в том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней, будучи убеждены также в том, что всеобъемлющий и много дисциплинарный подход необходим для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней, будучи убеждены далее в том, что наличие технической помощи может играть важную роль в расширении возможностей государств, в том числе путем усиления потенциала и создания институтов, в области эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней, будучи убеждены в том, что незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку…, признали, что «Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: a) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; b) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; c) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.»

3 Уровни и сталии коррупции

Для практических и научных целей используются различные способы определения коррупции по видам, способах*, отраслям и т.п. Для целей рассматриваемой темы достаточно определиться с тем, что известна коррупция бытовая — повседневная, подарки, подношения в

связи с решением текущих неотложных дел, административная — целенаправленное извлечение выгод из должностного или служебного положения, коррупция высших эшелонов власти, где речь идет о злоупотреблении и хищении серьезных государственных и связанных с ними ресурсов. Если бытовая и административная (среднего уровня администрирования) коррупции, очевидно, связаны, то коррупция высшего эшелона власти, особого рода — элитарного, допущенного круга лиц. Мы с вами свидетели и очевидцы всех видов и стадий развития коррупции в нашем государстве. Коррупция развивается и разливается в условиях бедности и авторитаризма, когда она, собственно, уже не упоминается и тогда речь идет о захвате государства. Захват может быть и не в условиях тоталитарного режима и тогда это олигархический захват, или криминальный захват, либо все это в синтезе.

Смысл выделить бытовую коррупцию из общего состава, особенно коррупции высшего эшелона имеет практический толк. Не случайно криминологи поднимали периодически вопрос о поборах как отдельном виде преступления и административном проступке. Это позволило бы отсечь поборы в виде взяток коньяком, конфетами, парфюмо.м и т.п. и небольшими денежными суммами, например в преподавательской и медицинской практике от коррупции административной и верхних эшелонов власти.

4 Первоисточник и среда (место) обитания коррупции

Паче всех наук, искусств, иных видов творчеств автор предпочитает классическую литературу, особливо отечественную. Отыскать глубинные смыслы, истинные процессы многих явлений человеческой деятельности, например, через такую многострадальную политически ангажированную науку как история не просто маловероятно, невозможно.

Применительно к исследуемому вопросу о коррупции значимые объемные ответы на вопросы о ней даны давным — давно. Достоевский Ф.М., Гоголь Н.А., Салтыков-Щедрин М.Е., Чехов А.П., а до них Пушкин А.С. — те, кто глубинно вскрыли основы коррупции. Образно, объемно и одновременно точечно препарировано в литературных произведениях все, имеющее отношение к коррупции. «Административный восторг» вот что происходит с любым человечком, предложи ему место. Нет-нет не должность, а лишь всего, какое — ни будь окошечко, через которое он будет выдавать даже никому не нужные билеты. И все не узнать человека. Обуял его административный восторг («Бесы» Ф.М. Достоевский). А памятование должностного лица с солидным положением о родных и близких, что у него сразу на уме — «как станешь представлять к крестишку ли к местечку… ну, как не порадеть родному человечку». («Горе от ума» А.С. Грибоедов). А трепет и чинопочитание нижестоящих перед административными бонзами с целью сохранения места и карьерного роста, вспомните «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Вспомните увещевания Гоголя Н.В. в «Выбранных местах из переписки с друзьями» жен губернаторов и иных сановных дам. Почему их супруг в первую очередь, по мнению автора, понуждаем к взяткам, поборам и казнокрадству, потому что ей супруге и платья красивые на балы нужны, и сами обеды и балы на дому, и выезды в свет — уже двойки лошадей маловато, нужен экипаж покруче. У М.Е. Салтыкова-Щедрина найдем все и про несправедливое государственное устройство и про казнокрадство и про бесправие, а уж про коррупцию через строку… (История одного города, Сказки для взрослых. Чего только стоят такие из них, как «Пропала совесть», «Как один мужик двух генералов прокормил». Откуда — мощь, заряд и энергия у наших классиков? Исследования академической отечественной филологии показало, что все поименованные авторы и подобные им были воспитаны и освящены христианским православием. Достоевский, Гоголь, Пушкин и другие благодаря тщательному изучению учителей и наставников христианства создали лучшие свои произведения. А вот уж у учителей христианства ответы на исследуемую тему были даны исчерпывающе. Вслушайтесь «Если мы отбросим право и справедливость, то, что такое государство как не большая шайка разбойников.

И что такое шайка разбойников как не маленькое государство». Полтысячи лет назад озвучено, а злободневность, своевременность и современность ошеломляющие. Так осмыслял Августин Блаженный государственное устройство. С пониманием сущности человека, в котором гнездятся неистребимые в этом бренном мире страсти: славолюбие, сребролюбие, сластолюбие — солидарны все апостолы, учителя, наставники христианской мудрости, как первого века, так и последующих времен. Отсюда — коррупции подвержен каждый, он же устанавливает пределы злоупотребления сообразно своему сребролюбию, сластолюбию, славолюбию и гордости житейской. Побороть искоренить эти страсти в себе удалось единицам — святым. Но они, как мы условились, при профессиональном противодействии коррупции в расчет не берутся. Корыстен, завистлив, карьерен каждый, кто вступил на путь государственного ли, муниципального ли, коммерческого ли, общественного ли служения. Соответственно, сребролюбие, славолюбие, сластолюбие — победить простому смертному невозможность физическая, ментально-психологическая. Эти всем нам присущие страсти, порождающие злоупотребления можно только грамотно, профессионально, системно ограничивать всем миром. Да будут на то, личная, общественная, да и политическая воля с ними.

Заключение

На современном этапе явление коррупции исследовано настолько полно, что не существует вопроса по этой теме, на который не было бы ответа. Полагаю, очевидными ответы и на то — можно ли победить коррупцию или только ограничить, сдерживать на определенном уровне, уместна ли борьба с коррупцией или предпочтительнее грамотное, профессиональное противодействие ей всем миром? Пример о том, что коррупция сравнима с туберкулезом, достаточно аутентичен. Палочки Коха наличествуют в организме всегда, но туберкулез запускается при соответствующих условиях, в частности, антисанитарных проявлениях, в тех же, местах заключения. Отчасти, по причине изученности этого неистребимого явления, приходится прибегать к метафизическим размышлениям, теологического и духовного порядка. Впрочем, на этом направлении размышляли не только Августин Блаженный и учителя раннего христианства, но и отцы основатели страны, преуспевшей в демократии и методах противодействия коррупции. Суть проблемы при борьбе с коррупцией формулировал и Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешнем или внутреннем — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой» («Федералист», №51). Развивая метафизический подход Мэдисона следовало бы обратить внимание на то, что есть два вида ангелов и одни из них обслуживают Маммону (воплощение эгоизма, жадности, вожделения). Так что, все не так просто и при метафизическом подходе, даже при управлении людьми ангелами. На одном из форумов, проводимых «Единой Россией» к неудовольствию организаторов, автор данного опуса спросил, видного на тот момент представителя партии и депутата Госдумы А. Хинштейна: «А чем отличаются «Уральские (уралмашевские) братки» от питерского сообщества, находящегося при власти?». Тот, как всегда, с завидной реакцией ответил: «Последние не имеют судимости».

Список литературы [1] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции” [2] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года [3] "Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) [4J Аврелий Августин - «О граде Божьем» [5] Федералист № 51 [50] Джеймс Мэдисон (совместно с Александром Гамильтоном) [6] Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея.

Гаврилов Н.А.


Комментировать


− 1 = пять

Яндекс.Метрика