О политическом и культурном аспектах русско-украинского конфликта | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О политическом и культурном аспектах русско-украинского конфликта

1

С 2013 года внутренний кризис на Украине является предметом пристального внимания международного сообщества. Вскоре разразился русско-украинский конфликт из-за Крыма и связанная с этим гражданская война на Юго-Востоке Украины. По существу, крымский конфликт отчасти напоминает другие конфликты на южной периферии бывшего Советского Союза в 1990-х годах — в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. История подчинения этих земель России насчитывает более двух веков.

До того как эти территории попали под власть России, они подчинялись Османской империи. В XVIII– XIX веках эти территории вошли в состав Российской империи путем завоевания или самостоятельного присоединения. Эти исторические события имели не только политические, но и демографические, этнические, религиозные, лингвистические и культурные последствия, которые в значительной степени повлияли на происхождение и развитие пяти постсоветских конфликтов. Экспансия Российской империи в Черноморский регион и на Кавказ была отрицательно воспринята западными державами — Великобританией, Францией и Австрией/Австро-Венгрией. Эта ситуация привела к прямой военной конфронтации в XIX веке, главным образом на территории Крыма. Непосредственным поводом для Крымской войны 1854–1855 годов послужил захват Россией двух дунайских княжеств. В январе 1854 года в Черное море прибыл британский и французский флот. После того как Россия отклонила ультиматум Британии, которая настаивала на выводе российских войск из Валахии и Молдавии (современные территории Румынии и Молдовы), Великобритания и Франция объявили России войну.

В сентябре 1854 года почти 1 млн османских, французских и британских солдат высадился в Крыму и начал годовую осаду Севастополя. В январе 1855 года к коалиции присоединилось Королевство Сардиния. Антироссийская коалиция потеряла более 300 тыс. солдат, главной причиной смерти стал мор. В конце концов западные державы и османцы выиграли войну против России (которая потеряла приблизительно 400 тыс. солдат), разгромили российский Черноморский флот и разрушили крепость Севастополь. Но тем не менее они не смогли вытеснить Россию из Крыма. Все эти события происходили в геостратегических условиях, значительно отличающихся от тех, что существуют сегодня. Почти 160 лет спустя на Западе никто не решится осуществить подобную операцию против Российской Федерации. После распада Советского Союза в декабре 1991 года бывшие советские государства стали развивать свои этнические, лингвистические и культурные особенности. На Украине произошло разделение населения на коренное, с одной стороны, и русскоязычное — с другой.

При этом на территории Восточной и Южной Украины и в Крыму русскоязычное население составляло большинство. С самого начала Российская Федерация была косвенно, но ощутимо вовлечена в этот внутренний конфликт. Интенсивность этого участия в Крыму существенно увеличилась в 2013 году, достигнув к февралю 2014-го максимального уровня за счет прямого военного вмешательства. Ситуация на Украине во многом напоминает вооруженные конфликты с сербскими националистами, происходившие в Хорватии и Боснии и Герцеговине в 1991–1995 годах. Эти попытки были активно поддержаны Федеративной Республикой Югославия (Сербией и Черногорией). Сходство с событиями в бывшей Югославии основано на реализации национальной политики после окончания Второй мировой войны.

В 1945–1946 годах неосведомленные о других, более успешных моделях федерализма новые югославские коммунистические правители почти скопировали Конституцию Советского Союза 1936 года и переняли главные особенности советского этнического федерализма. В конечном счете и советские, и югославские социалистические федерации потерпели неудачу и пережили несколько кровавых вооруженных конфликтов и войн. Текущий русско-украинский политический конфликт может быть рассмотрен как побочный продукт распада Советского Союза

Историческая подоплека крымского конфликта

Испокон веков Крым находился под властью разных государств и империй и менее четырех десятилетий был независимым. Названия полуострова немного различаются в двух родственных восточнославянских языках — Крiм и Крым. Название произошло от тюркского слова qirim — так в XIII веке называлась столица области, которой управляла татаро-монгольская Золотая Орда. Другое название Крыма — Таврида — произошло от древнегреческого Tauris/Taurica. Топоним Севастополь, как и названия других старых городов (Симферополь, Феодосия и т. д.), также восходит к древнегреческому языку. Первыми жителями Крыма были тюрки и греки. После завоевания Крыма Россией в 1783 году полуострову дали новое название — Таврическая губерния.

Многочисленные войны, развитие в составе Российской империи, а затем СССР существенно изменили демографию, культуру, экономику и политику Крыма. Он пережил массовые казни, масштабное бегство и изгнание мусульманских татар и турок, снос мечетей и других исламских памятников и роспуск всех исламских учреждений. В XIX–XX веках русификация крымского населения сопровождалась масштабным переселением этнических русских из центральной и северной России, учреждением государственных школ, распространением русского языка как основного, обращением в христианство, а позже, в советские годы, — и распространением русскоязычных средств массовой информации и установлением коммунистического режима. К весне 1945 года из Крыма были высланы все представители татарского, греческого и болгарского меньшинств. Считается, что почти половина высланных крымских татар умерла во время или сразу после высылки в Среднюю Азию. В отличие от других высланных меньшинств, крымских татар в течение нескольких десятилетий не пускали на родину. Несмотря на то что по закону 1967 года они были реабилитированы, а с декабря 1991 года получили разрешение вернуться в Крым, тем не менее в получении компенсации за утрату собственности и смерть родственников им было отказано.

Законный статус Крыма с 1917 по 2014 год

Со времен краха Российской империи полуостров несколько раз менял название и официальный статус. Когда к власти в России пришли большевики, они изменили названия многих областей, городов, районов, кварталов, улиц и т. д. В соответствии с новой национальной политикой Иосифа Джугашвили (Сталина) предыдущее наименование «Малороссия» было заменено новым официальным названием «Украина». Как дружественный жест по отношению к Турции Кемаля Ататюрка предыдущее официальное название полуострова было заменено на более старое тюркское Крым. В октябре 1921 года Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была объявлена единицей РСФСР. Новые название и автономный статус помогли выявить в Крыму наличие многочисленных нероссийских меньшинств. С 1922 года территория Крыма входит в Советский Союз, в пределах которого он оставался до его распада в декабре 1991 года. В 1945 году, после радикальной этнической чистки, Крым был лишен своего довоенного статуса автономии и стал обычной областью РСФСР. В том же году Украину, без территории Крыма, приняли в ООН. Менее чем через год после смерти Иосифа Сталина, в феврале 1954 года, Президиум Верховного Совета СССР издал указ о передаче Крымской области РСФСР Украинской ССР. Передача официальной советской пропагандой была описана как символический братский жест в честь 300-летия присоединения Украины к Российской империи. Этот важный декрет президиума (а не федеральный закон и поправка к Конституции, принятая Верховным Советом СССР) дал сомнительное юридическое обоснование решению, фактически принятому Политбюро Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Декрет нарушал ст. 14 и 18 Конституции СССР, действующей в тот момент, в соответствии с которой требовалось формальное соглашение между советскими социалистическими республиками для любых изменений границы. Верховный Совет СССР (а не президиум) мог подтвердить такое соглашение, но не был вправе самостоятельно принимать такого рода федеральный закон и поправку к Конституции. В случае с Крымом ни одна парламентская процедура не была соблюдена должным образом, не было проведено ни одной парламентской сессии, не было дебатов, не было принято и подписано ни одного соглашения. Кроме того, крымское население было лишено права выбора — соглашаться или не соглашаться с принятием нового статуса своей территории. Таким образом, передача Крыма Украине была незаконной. Следующее изменение статуса Крыма произошло во время распада Советского Союза в 1990–1991 годах.

После общеукраинского референдума в феврале 1991 года Крымская область вновь получила статус автономной республики, на сей раз в пределах Украины. Летом 1991 года в Крыму произошла попытка государственного переворота (пытались свергнуть Михаила Горбачева, который там отдыхал). Переворот, его последствия и референдум о независимости Украины 2 декабря 1991 года фактически решили судьбу СССР. На последнем референдуме никто не спросил жителей Автономной Республики Крым, хотели бы они после распада СССР остаться в составе Украины или желали воссоединиться с Российской Федерацией. Советский Союз распался 8 декабря 1991 года (соответствующий документ был подписан в ходе встречи глав Российской Федерации, Украины и Белоруссии). На этой встрече в Беловежской пуще российский лидер Борис Ельцин не ставил перед украинским лидером Леонидом Кравчуком вопроса о возвращении Крыма России. 26 февраля 1992 года Верховный совет Крымской АССР без согласия центральных украинских властей изменил официальное название территории на Республику Крым. 5 мая 1992 года крымский парламент объявил независимость Крыма и принял первую Конституцию. Под давлением Киева 6 мая 1992 года Крым стал частью Украины. 19 мая 1992 года провозглашение крымского самоуправления было аннулировано украинской Радой. В качестве компенсации Киев согласился усилить автономный статус Крыма. Ввиду этих юридических прерогатив крымский парламент, основанный 14 октября 1993 года, утвердил пост президента Крыма. 17 марта 1995 года украинский парламент аннулировал Конституцию Крыма, отправил в отставку президента Юрия Мешкова и распустил кабинет министров. Президент был обвинен в антигосударственных действиях, а также в пропаганде отсоединения Крыма от Украины и воссоединения с Россией

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией

Начиная с распада СССР в политических отношениях между Россией и Украиной выявилось много проблем. Основные вопросы были связаны со статусом Крыма, разделением советского Черноморского флота между двумя государствами, правом на российский Черноморский флот в Севастополе, использованием военных объектов в Крыму, а также с численностью и статусом российских военнослужащих на территории Украины. В июне 1993 года Государственная Дума РФ приняла резолюцию, определяющую Севастополь как российский город. В 1996 году видный российский геостратег Сергей Караганов написал о возможном распаде Украины и поглощении ее части Россией. В 2008 году Министерство иностранных дел Украины выступило против массового распространения российских паспортов в Крыму, усматривая в этом проблему наряду с заявленной политикой России, которая не исключала возможности военного вмешательства для защиты своих граждан, живущих за границей. В августе 2009 года в Крыму вспыхнули антиукраинские демонстрации, люди обращались к России с просьбой действовать таким же образом, как в Южной Осетии и Абхазии во время войны с Грузией в 2008 году. Подобные демонстрации и массовые волнения проходили в Крыму зимой 2013/14 года и достигли своего апогея сразу после переворота в Киеве 22 февраля 2014 года. 16 марта 2014 года мирно и организованно под защитой российской армии был проведен референдум.

Тем не менее он отчасти не соответствовал высоким демократическим стандартам. Избирательный бюллетень содержал два вопроса, и только один положительный ответ считался действительным. 1) Вы поддерживаете воссоединение Крыма с Россией и новый статус Крыма как субъекта Российской Федерации? 2) Вы поддерживаете восстановление Конституции 1992 года Республики Крым и статус Крыма как части Украины? Избирательный бюллетень не учитывал два других возможных варианта — Крым в составе Украины в соответствии с действующей конституцией или Крым как независимое государство. Нехватка времени не допускала проведения реальных независимых общественных дебатов по столь важной проблеме. Согласно информации крымского правительства, 81,36 % зарегистрированных избирателей приняли участие в референдуме Крыма, 96,77 % из них проголосовали за его отделение от Украины и воссоединение с Россией. Официальные данные об участии избирателей и их выборе не могли быть должным образом проверены наблюдателями ОБСЕ и, возможно, были преувеличены, чтобы узаконить вхождение Крыма в состав Российской Федерации. Несмотря на многочисленные недостатки референдума, можно предположить, что русскоязычное большинство крымского населения, которое всегда поддерживало выход Крыма из состава Украины, действительно избрали путь воссоединения с Россией.

Подобные настроения были вызваны глубокой неудовлетворенностью населения Украины решением экономических и политических вопросов, широко распространенной некомпетентностью властей страны и необузданной коррупцией как в Киеве, так и в Восточной Украине. В этом смысле настроения крымских русскоязычных граждан в основном совпали с настроениями этнических украинцев, а также тех, кто выступал против Майдана. Недальновидный законопроект украинского парламента, отменяющий официальный статус русского языка как государственного в двенадцати восточных регионах, вызвал негативную реакцию у многих русскоязычных граждан на Украине (на закон скоро было наложено вето президентом Украины, и он не вступил в силу). Большинство русских в Крыму больше не хотели быть национальным меньшинством на Украине, подвергаться давлению со стороны властей и вынужденно использовать другой официальный язык. Кроме того, сторонники воссоединения с Российской Федерацией ожидали материального улучшения и повышения уровня жизни, принимая во внимание, по крайней мере, вдвое более высокую заработную плату в России и высокие по сравнению с Украиной пенсионные пособия. Таким образом, политический конфликт между новыми киевскими властями и большинством русскоязычных граждан Крыма был основан на языковых и экономических проблемах, которые в основном объясняют результат мартовского референдума на полуострове. 17 марта 2014 года Крым объявил свою независимость и попросил воссоединения с Российской Федерацией.

18 марта 2014 года в Москве было подписано соглашение о слиянии Крыма и Севастополя с Россией. Всего за пять дней Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» был принят российским Федеральным собранием, подписан президентом России и вступил в силу. Президент Владимир Путин, объясняя воссоединение Крыма с Россией, в качестве главного аргумента использовал право населения Крыма на самоопределение.

Также приводилась история принадлежности крымских земель России. Действительно, Россия завоевала Крым и де-факто обладала им в течение приблизительно 168 лет — намного дольше, чем Украина (60 лет). В своем обращении к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент Путин подчеркнул, кроме того, стратегическое значение полуострова и его культурно-историческое значение для России. В частности, приводился тот факт, что Великий князь Владимир принял христианство и был крещен в Крыму. Согласно президенту В. Путину, Крым важен для России, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма. Кроме того, воссоединение с Россией в 2014 году отменило неконституционное и незаконное отделение Крыма от России, которое произошло шестьюдесятью годами ранее. В отличие от военного вмешательства НАТО в события в Федеративной Республики Югославия в марте-июне 1999 года, разделение Крыма и Украины было проведено без жертв. Согласно Конституции Украины проведение референдума 16 марта 2014 года и декларация об отделении Крыма были незаконными и неконституционными.

Статья 73 Конституции Украины гласит: «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины». Также известно, что большинство деклараций о независимости были неконституционными, включая Декларацию независимости США 1776 года и позже Декларацию независимости Косово 2008 года. Однако Международный суд ООН в июле 2010 года пришел к заключению, что косовская декларация не нарушала норм международного общественного права. При этом в Крыму, в отличие от Косово, не потребовалось введения внешних войск для защиты населения, чтобы оно осознало свое право на самоопределение. Кроме того, русскоязычное большинство в Крыму относительно мирно выразило и осуществило это право в соответствии с п. 8 Хельсинкского заключительного акта. Две многочисленные группы меньшинств Крыма (украинцы и татары), очевидно, согласились с желанием русскоязычного большинства. Эти факты придают законность воссоединению Крыма с Россией. Опрос общественного мнения, проведенный компанией Canadian Berta Communication в январе 2015 года, подтвердил, что подавляющее большинство населения одобрило это воссоединение.

Гражданская война на Западной Украине

Между конфликтом в Крыму и событиями, которые привели к гражданской войне на Юго-Востоке Украины, существует прямая связь. Однако между этими ситуациями имеются и существенные различия. Новороссия и особенно область Донбасса были в экономическом плане наиболее тесно связаны с Российской Федерацией. В отличие от Крыма Новороссия по закону была частью Украины с 1921 года. В дополнение к общей неудовлетворенности волнения в Донбассе выявили региональные разногласия с киевскими центристами и сильную оппозицию украинским ультранационалистам и фашистам, которые организовали переворот в Киеве. Защита права на использование русского языка фигурировала в мотивации русскоязычных повстанцев в Донецке и Луганске. Так же как и в ситуации со швейцарским франком в Югославии в 1990–1991 годах, Запад оказал медвежью услугу государственной целостности Украины, когда правящие круги Запада открыто вмешались во внутренние дела Украины и поддержали одну из сторон в этом конфликте (в том числе вооруженных украинских ультранационалистов и неофашистов). Эта опрометчивая политика Запада усугубила конфликт и определила события, которые подорвали территориальную целостность Украины. Воссоединение Крыма с Российской Федерацией внушило оптимизм русскоязычным повстанцам в Восточной и Южной Украине, которые, очевидно, надеялись, что Москва повторит тот же сценарий.

В апреле 2014 года во многих украинских городах прокатилась волна массовых волнений. В Харькове, Донецке и Луганске были объявлены народные республики. Украинское правительство, вместо того чтобы принять политическое решение, приказало национальной армии и силам безопасности уничтожить «террористов» в Донецкой и Луганской областях. Это усугубило ситуацию, и локальные столкновения переросли в полноценную гражданскую войну. Артиллерийские и ракетные удары по населенным городским районам, главным образом украинскими силами, стали серьезным нарушением международного гуманитарного пра

ва. К февралю 2015 года гражданская война на ЮгоВостоке Украины затронула более 5 млн жителей, привела к гибели, по официальным данным ООН и ОБСЕ, 6 тыс. человек (реальное число погибших, вероятно, превышает 10 тыс.). Более 11 тыс. человек были ранены, количество беженцев достигло 1,5 млн, экономика страны полностью подорвана. Кроме того, гражданская война и ее последствия серьезно осложнили среднесрочные отношения между двумя крупными восточнославянскими странами — Россией и Украиной. События на Юго-Востоке Украины отличались от событий в Крыму.

Президент В. Путин инициировал два соглашения о перемирии, которые были достигнуты в Минске в сентябре 2014-го и феврале 2015 года. Он публично говорил о пользе реинтеграции Донбасской области в «общее политическое пространство Украины». Российские чиновники на высшем уровне одобряют федерализацию Украины и широкую автономию, предоставленную ее русскоязычным областям. Эти заявления указывают на вероятные стратегические намерения Москвы: 1) создание русскоязычной автономной области в составе Украины, но экономически, культурно и политически связанной с Россией; 2) запрет на вхождение Украины в НАТО. Очевидно, провинция Квебек в Канаде и Сербская Республика в Боснии и Герцеговине близки к модели, одобренной Москвой. Завершение военных действий и нормализация ситуации на Украине могут последовать только за политическим соглашением. Это решение должно быть компромиссным и затрагивать государственную структуру Украины, отношения между ее центральными учреждениями и областями и национальными меньшинствами, а также ориентировать Украину на долгосрочные экономические отношения, сохранение безопасности и регулирование внешней политики между Западом и Россией

Русско-украинский конфликт и мировая общественность

Крымский конфликт и гражданская война на ЮгоВостоке Украины получили широкий резонанс со стороны мировой общественности, которая, кроме двух непосредственно участвующих в данных событиях государств, включает и других важных игроков мирового пространства: ЕС, НАТО, ОБСЕ, ООН, США, Германию, Францию, Польшу и т. д. Российское правительство много лет открыто выступало против перспективы членства Украины в НАТО. Эта позиция России была известна западным лидерам, но проигнорирована ими. В своей речи на объединенной сессии двух палат российского парламента 18 марта 2014 года президент В. Путин дал геополитическое объяснение воссоединения Крыма с Россией, обозначив главной его целью предотвращение включения Крыма в Североатлантический альянс. Действия России в 2014 году, связанные с Украиной и Крымом, обусловлены в основном реакцией на действия ЕС и расширением НАТО на бывшем советском пространстве. Это следствие опрометчивого обещания членства в НАТО, данного правительством США (при Дж. Буше) Украине и Грузии. Другие члены союза тогда необдуманно поддержали Буша и согласились включить обещание в протокол Бухарестского саммита 2008 года. Вследствие этой опрометчивой стратегии США и НАТО в большой степени ответственны за кризис на Украине. В сентябре 2014 года НАТО косвенно признало свою ошибку, когда Декларация саммита в Уэльсе не дала повторного обещания Украине. В 2014 году Соединенные Штаты и позже Европейский Союз в дополнение к другим политическим мерам ввели финансовые и другие экономические санкции против России. Применение санкций вызвало много вопросов. Истинные цели санкций никогда отчетливо не декларировались. Очевидно, среди них могли быть: a) реституция Крыма Украине; б) прекращение поддержки Москвой автономии на Юго-Востоке Украины и принуждение этих областей к принятию централизованной системы власти Киева; в) вынуждение Москвы согласиться на дальнейшее расширение ЕС и НАТО на постсоветском пространстве; г) смена руководства в Москве и «сковывание» непослушного российского «медведя».

Президент В. Путин, очевидно, полагает (и, по-видимому, не без оснований), что кризис на Украине служил только предлогом, а главной и истинной целью американских санкций являлось свержение существующего российского правительства1 . Как ни странно, США, которые больше всех требуют введения санкций против России, уже имеют печальный опыт применения подобных санкций в отношении более слабой и уязвимой Кубы с целью ослабления режима Фиделя Кастро. Кроме того, западные санкции против России до сих пор не достигли и вряд ли когда-нибудь достигнут хотя бы одной из вышеупомянутых целей. Было высказано много предложений по поводу того, какие меры нужно принимать в отношении Украины и русско-украинского конфликта. Некоторые западные источники попытались возродить холодную войну, рассматривая поведение России как угрозу для международной безопасности, международного права и даже либерального Запада.

В более реалистических комментариях признается ошибка, совершенная НАТО, и высказываются предложения, чтобы Альянс гарантировал Москве отказ Украине в членстве в НАТО (Г. Киссинджер, З. Бжезинский). Два других исследователя — М. О’Хэнлон и Дж. Шапиро — выступили с предложением провести повторный референдум в Крыму, на сей раз под международным наблюдением. Кроме того, они выдвинули другие условия постепенного усиления западных санкций — изгнание российских «волонтеров» из Восточной Украины, требование гарантий от России вернуть территориальную целостность Украине, завершение расширения НАТО и установление взаимоотношений Украины с ЕС, подобно тому как если бы Украина была членом Союза.

Соглашение четырех сторон, достигнутое 12 февраля 2015 года в Минске и подписанное высокими представителями России, Украины, Германии и Франции, наметило путь к мирному разрешению вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Когда согласованные меры будут реализованы, будет восстановлена целостность Украины и удовлетворены требования Донбасской области о политической, экономической и культурной автономии. Реформа действующей Конституции Украины (которая должна вступить в силу до конца 2015 г.), как ожидается, положит конец основным разногласиям в стране, дискриминации украинских меньшинств, в том числе русскоязычного населения. Конечно, эти реформы не прекратят острого конфликта на Украине, но если они будут проведены добросовестно, то по крайней мере станет возможно мирное управление страной в последующие годы

Антон Беблер


Комментировать


× шесть = 42

Яндекс.Метрика