Проблема коррупции в русской литературе (на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор») | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Проблема коррупции в русской литературе (на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Коррозия и коррупция, оказывается, слова вовсе не родственные по происхождению, хотя оба из латинского: «портить, гнить» и «разрушать, разъедать». Согласитесь, синонимичны! И как созвучны! Как нерушимо их смысловое единство! Как вечны эти явления, как они ядовиты и вредны! Когда-то наши далёкие предки, объединяясь в родовые общины, для удобства совместного проживания договорились о незыблемых правилах поведения, нарушать которые ни при каких условиях было нельзя.

Так родились законы. Так родилась мораль. Но сколько существует история человечества, столько существует коррупция. Ведь коррупция – это не только взятка, не только преступные деяния… Коррупция – это любое использование власти, это любое искушение.

Русская литература, являясь гражданской и нравственной, всегда с болью реагировала на всякое попрание человеческих прав и свободы. Самым чутким страдальцем за «маленького человека» принято считать Николая Васильевича Гоголя. В России гоголевской эпохи казнокрадство, взяточничество и превышение власти цвело пышным цветом. В любом из русских городов проживали подлецы куда страшнее, чем добродушные жулики из комедии «Ревизор». Автор пьесы смело обрушился на государственное беззаконие посредством заразительного смеха, а не обличительной сатиры. В этом кроется живая сила сюжета и бесконечный интерес к персонажам. В философском смысле инспекция захолустного, «хоть три дня скачи», города – ситуация чрезвычайная.

Сам момент ожидания и встреча Ревизора настолько неожиданный и устрашающий, что взрослые государственные мужи легко верят этакой «фитюльке», как Хлестаков. А Хлестаков, врать не собираясь, от страха, импульсивно оправдываясь, впадает в самозабвенную ложь. Чем больше врёт, тем больше верят. В такой невероятной схватке мнимый ревизор оказывается на высоте, сам того не ожидая. И вот городские тузы один за другим спешат засвидетельствовать Хлестакову своё почтение, и он, впадая в экстаз лжи, берёт у них взаймы, то есть взятки. Один на один с Ревизором городские чиновники, спасаясь от собственного провала, добровольно и разом вскрывают все тайные помыслы, все душевные устремления, все прегрешения и преступления.

Возглавляет эту преступную шайку «крёстный отец» захолустного масштаба Сквозник-Дмухановский. Взятки берёт по убеждению: чем выше чин, тем больше взятка. Он всю жизнь сидит на казённом троне. Считая всех «своими», он не стесняясь, не прячась, бесчинствует и ворует-ворует. Если поискать место, где более всего царит несправедливость, то (по мысли самого автора), в первую очередь, в суде. Неправосудие разрывало сердце Гоголя. Судья из комедии «Ревизор» Ляпкин-Тяпкин развёл беспорядок в суде: там содержат гусей, в бумагах сам Соломон не разберётся, он бессовестно развратничает с женой Добчинского, взятки берёт борзыми и считает это законным. С Городничим держится несколько свободно, а перед Хлестаковым угодничает. Взимаемые Ляпкиным-Тяпкиным борзые щепки, – мелочь по сравнению с «деятельностью» доктора Гибнера, под призором которого «больные выздоравливают как мухи». Не зная русского языка, призванный спасать от смерти, он не способен помочь людям. Почтмейстер читает чужие письма – такой смешной грешок вроде никак не относится к проблеме коррупции, если не учитывать нравственную сторону дела.

Хуже многих среди этих бездельников и негодяев Земляника. Он кляузник и сплетник, выдающий даже не из корысти всю подноготную чиновников, своих коллег, таких же преступно ничтожных. Вверенные ему богоугодные заведения обокрадены им же. Без всяких усилий по жизни он богат и доволен собою. Парные герои Добчинский и Бобчинский не просто смешны и нелепы, они глубоко несчастны при этом. Во время посещения Хлестакова Бобчинский обращается к нему с просьбой: «Я прошу вас покорнейше, скажите всем там вельможам разным: живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский». И в этом вопле слышится мольба, желание вырваться из этого омута, где гибнет всякий человек от бесправия и беззакония. Хлопов отвечает за образование и воспитание во всём городе. «Не приведи господь служить по ученой части!

Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек», – так способен рассуждать лишь очень безответственный и глупый человек. Все чиновники уездного города словно призваны служить не на своём месте. Дела в запустении, а на исключительный случай инспекции предусмотрены взятки, взятки, взятки… Под занавес объявлен приезд настоящего Ревизора. И что же? над злодеями совершится праведный суд? Или это просто новый Хлестаков? И всё завертится по второму кругу? Карнавал продолжается, костюмы менять не стоит! Гоголь вечен! Согласитесь, ведь герои пьесы живут и в нашем городе, живут и правят нами. Только наша реальная жизнь не сцена. И нам не смешно. Произвол, унижение, бесправие, казнокрадство и взяточничество, не считая моральных издержек, образуют местную мафию, где легко живётся только «своим». И всё-таки коррупция и коррозия – слова одного толка. Ржа съедает душу, совесть и честь, так процветает коррупция!

Задворных Е. А., обучающаяся БПОУ ОО «Омский региональный многопрофильный колледж»


Комментировать


4 × = двадцать четыре

Яндекс.Метрика