Профессия, которой не было | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Профессия, которой не было

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Теперь, когда появляется очень много новых профессий, eщe одной никого не удивишь. Узнают люди о ней и решат: значит, еще одно новое дело научились делать; значит стали проникать еще в одну тайну природы. Но все эти профессии связаны с развитием промышленности, науки и техники, а в искусстве новые профессии появляются не так уж часто. Издавна известны виды и жанры изобразительного искусства — и соответственно называются художники, занимающиеся ими: живописец, скульптор, график, прикладник, оформитель и монументалист. Но когда искусство проникло в технику, художник пришел на производство, поле его деятельности стало шире. Он, как мы говорили, оформляет территорию завода, делает интерьер цехов, определяет художественное оформление продукции и многое другое, о чем было рассказано в предыдущей главе. Но этого уже мало. Искусство проникает в самый процесс создания изделий.

Не только тех, которые являются художественными, но и всех, любых, каждых. В том числе машин и станков. Новое искусство, зародившееся в последние годы,—это художественное конструирование. А новая профессия — художник-конструктор, или дизайнер. Это непривычно. Машины всегда делались людьми техники — рабочими» изобретателями, конструкторами, инженерами. Художники в создании машин и станков участия не принимали. Но хорошая современная машина не может быть сделана без художника. Что же изменилось? Почему прежде обходились без художника, а теперь нет? И в чем особенность этого нового вида искусства? Для того чтобы выяснить все эти вопросы, разберем, что такое машина, для чего она нужна и в чем ее особенности. Всем известно, что любая машина — это такое приспособление, которое облегчает труд человека и помогает ему. И действительно самые простые машины, например пишущая машинка, во много раз убыстрила работу руки. Велосипед, автомобиль, трамвай, мотоцикл, мотороллер, самолет дали возможность человеку с большой скоростью и меньшей затратой энергии передвигаться по земле. Попробуй походи-ка на работу, если ты живешь в одном конце города, а работа находится в другом.

А так, на велосипеде, мотоцикле, мотороллере в сельских местностях, на метро, трамваях, автобусах в городах, куда быстрее попадешь в нужное место. И это только в пределах одной местности, одного города. А между городами и между странами? Наши предки славяне, путешествуя по рекам, перетаскивали волоком свои челны там, где одна река не соединялась с другой, и проложили торговый путь «из варяг в греки». Даже трудно представить, сколько длился этот путь от Балтийского до Черного моря, который сейчас преодолевается за несколько часов на самолете. А вспомни, как путешествовали из города в город на лошадях.

На станциях усталых лошадей заменяли свежими, перезакладывали сани или кареты. Называлось это «ездить на перекладных». Ты читал «Станционного смотрителя» Пушкина. Ведь его смотритель работал именно на такой станции. И у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» описан именно такой способ передвижения. Самые первые паровозы и пароходы дали возможность человеку передвигаться с большой скоростью.

Как поражались тогда этим дивным машинам! У художника В. Перова, которого ты знаешь по картинам «Тройка», «Проводы покойника» и другим, есть такая картина: крестьяне окружили паровоз. Удивлению их нет предела. Он им кажется каким-то чудовищем, огнедышащим конем. Пожалуй, они больше испуганы, чем обрадованы. Новая техника никогда не перестанет удивлять и восхищать людей. И каждый раз новое ее достижение кажется необычным. Сегодня паровоз представляется нам уже во многом устаревшей, несовременной машиной, ему на смену пришел электровоз. А ведь еще совсем недавно, лет сто назад, и он был невиданным достижением. Потом еще и еще быстрее стали передвигаться люди по земле. Лет десять назад летали на рейсовых самолетах из Москвы а Хабаровск или во Владивосток. Летели не прямо до пункта назначения, а в определенном аэропорту пассажиры переходили в другой самолет.

Своего рода «перекладные», только не на лошадях, а на самолетах. Занимала эта дорога 29 часов. Теперь же на «ТУ-104» тот же путь можно преодолеть за 7 часов. Первый беспосадочный перелет из Москвы в Америку был совершен в 1936 году. Тогда он был беспримерным и невиданным. В наши дни налажена регулярная авиасвязь на еще большие расстояния.

И теперь такие полеты — это обычная работа летчиков дальних трасс. С помощью машины человек стал не только быстрее передвигаться. Машина усилила человеческий глаз, дав ему возможность «приблизить» к Земле далекие планеты и звезды, позволив заглянуть в мир мельчайших частиц.

А современные вычислительные машины способны сделать все это еще больше и лучше. Ты, вероятно, слыхал, что специальная машина может точно определить диагноз болезни, а другая делает за человека сложнейшие расчеты. Наступит время, когда человек поручит машине выполнять вес наиболее утомительные, трудные, связанные с риском или опасностью для жизни работы. И тогда… Но остановимся, потому что описание еще не существующих машин и определение сферы их действия — область научной фантастики.

А мы говорим о машинах, реально существующих. Но какой бы совершенной ни была машина, работает на ней и управляет ею человек. Значит, при конструировании машин учитываются не только законы природы, но и человеческие, законы психологии и физиологии, законы организации труда и эстетики. Законы физиологии и психологии влияют на определение размеров машины, расположение рабочего места, рычагов, инструментов. А вот законы эстетики и требования, предъявляемые ею, не всегда учитываются.

Все машины служат человеку и полезны ему, но не все они красивы. Есть машины, которые, казалось, по самой их природе должны быть красивыми: самолеты, пароходы, автомобили. Есть у них что-то общее. Всем им при движении надлежит преодолевать сопротивление воздуха или воды. И наиболее целесообразной для этой цели оказалась обтекаемая форма. А обтекаемые формы красивы, их легко воспринимает глаз. Но это не значит, что обтекаемая форма везде красива. Попробовали сконструировать некоторые станки, машины и приборы, искусственно заключив их в такие формы, и ничего хорошего не получилось. Конструирование, как все на свете — будь то природа или создание рук человеческих, — подчинено всеобщему закону, который гласит: «Форма находится в единстве с содержанием».

И хороша, красива только такая форма, которая соответствует своему содержанию, выражает его. Поэтому и в машинах красива не вообще какая-то форма, а конкретная для данной машины, данного станка, данного прибора. И художники вместе с конструкторами или конструкторы вместе с художниками создают новые машины в соответствии с новыми техническими и эстетическими требованиями. Да, но при чем здесь художник? Конструктор — это понятно: создание новых или усовершенствование имеющихся машин его дело. Возьмем авиацию. Роль конструкторов в создании новых типов самолетов столь значительна, что их именами называются марки советских самолетов. То же в строительстве автомобилей и в судостроении. Только имена авторов автомобилей и судов меньше известны.

Может быть, потому, что автомобиль получает название завода, его выпускающего, или носит символическое имя «Победа», «Волга», «Чайка», а корабли — каждый определенное имя. Такова традиция. Но в чем заключается работа конструктора в авиации? Он определяет аэродинамические свойства самолета, его внешний вид, форму самолета, его контуры. Создание формы любой машины, в том числе и самолета, задача не только техническая, но и художественная. Работа конструктора сродни работе художника. Разумеется, форма машины определяется ее назначением. Но в этом создание машин ничем не отличается от любого предмета декоративно-прикладного искусства, где красота определяется прежде всего назначением предмета и заключается в наиболее полном его выражении.

И если ни у кого нет сомнения в том, что художественно выполненные предметы быта и домашнего обихода являются произведением искусства, то почему же не может быть им машина? Много разных мнений существует об этом. Одни считают, что дело машины облегчать труд человека и искусство здесь ни при чем. Другие полагают, что в производство, и в машины в том числе, можно ввести художественный элемент, но он никак не будет связан с утилитарным, то есть практическим, назначением машины.

Но есть немало людей, которые рассматривают машину как произведение промышленного искусства. И есть убедительность в их доводах. Если мебель, чашки, посуду, диваны, столы и стулья делают художественными произведениями, то почему не должны стать ими, например, холодильники, швейные машины, радиоприемники, часы? Почему? Потому, что создание полезного и красивого уже много сотен лет идет независимо друг от друга. Но мы уже говорили, что это искусственное разделение — вынужденное противопоставление.

Оно, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, так и в создании машин, рождено, с одной стороны, разделением и противопоставлением умственного и духовного труда физическому, а с другой стороны, возведением в канон технических свойств машины, утверждением, что само техническое совершенство машины удовлетворяет не только практические, но и эстетические потребности. И тот и другой взгляд несут на себе следы ограниченности. Исходя из первого, говорят: «Хотите сделать машину красивой, украсьте ее». А что значит украсить машину? Трудно представить самолет, автомобиль, станок, покрытыми какими-либо изображениями.

Смешно и нелепо. Но ведь трудно поверить, чтобы кто-нибудь предлагал так сделать. Конечно, не так, но очень похоже. Сделают готовую машину, станок, прибор, а потом предлагают художнику ее оформить. Такой порядок существует до сих пор в часовой промышленности. Сделают часы, а художнику говорят: «Теперь, пожалуйста, придумайте для них оправу покрасивее». Но насколько лучше было бы, если б художник оформлял не готовое изделие, а участвовал в самом процессе его создания. Здесь можно было бы и учесть наиболее целесообразное расположение частей, и продумать форму в соответствии с конструкцией.

А пока форма придумывается к уже готовому содержанию, а не вместе с ним. На каунасском заводе «Прекалас» создали новый станок. У него были отличные эксплуатационные качества, но выглядел он малопривлекательно. Художники симметрично расположили механизмы, спрятали их под красивый кожух, легкими жалюзи заменили грубые дверцы станины. Пульт управления подняли на уровень рук, а измерительные приборы расположили перед глазами рабочего. Машина стала совсем другой. Художники все чаще и чаще привлекаются к работе над будущими машинами. На предприятиях создаются отделы технической эстетики — «институты красоты машин», как их неофициально называют. В них художник и конструктор делают машину вместе, одновременно определяя и ее содержание, и ее форму.

Конструктор делает максимально удобную конструкцию, а художник — художественный образ машины. Когда они работают вместе, то создают машину и как утилитарный, и как художественный предмет. А какое это сложное дело — построить новую машину!

Даже представить себе трудно. Давай посмотрим, в чем состоит работа художника-конструктора автомобиля. Цель его — создать новый красивый вид автомобиля. В требованиях, предъявляемых к автомобилю, прежде всего учитываются соображения эксплуатационные, Какой толк от красивой машины, если скорость ее невелика, горючего она расходует много? В чем же ее красота? В окраске и обивке сидений? Много ли от этого пользы? Практическую целесообразность, простоту и удобство эксплуатации художник воплощает в современные художественные формы. Ему приходится учитывать, что наши модели меняются сравнительно редко, поэтому форму надо найти такую, которая долго бы не старела. .. Определяя эстетические свойства советского автомобиля, конструктор Горьковского автозавода Л. Еремеев писал, что автомобиль даже тогда, когда он стоит на месте, должен выражать движение.

И этому требованию должны быть подчинены все линии, формы и вся композиция автомашины. Кроме того, в его художественном облике должны воплотиться представления советского человека о прекрасном. Итак, учитывая все требования, предъявляемые автомобилю, в том числе экономические, технические и даже эстетические, специальный отдел конструкторов создает проект новой марки автомашины. Конструкторы определяют тип машины, ее класс, основные габариты и примерные размеры всех главных деталей. На основе этого проекта, определяющего основные черты будущего автомобиля, другая группа конструкторов приступает к проектированию кузова.

Делается целая серия эскизов будущей машины. Их обсуждают все художники и конструкторы. Из многих вариантов выбирается один, и по нему разрабатывается общий вид машины в цвете. В таком виде эскиз будущей машины поступает на технический совет, вновь обсуждается, уточняется, вносятся необходимые исправления. Наконец эскиз утверждается главным конструктором. Этим завершается первый этап работы. Дальше — создание макета. Вначале строится макет из пластмассы в одну пятую натуральной величины. Это очень ответственный момент, потому что при переводе эскиза в макет проверяются красота, правильность и даже необходимость отдельных деталей. Кое-что меняется, кое-что оказывается лишним. Наконец делается макет в натуральную величину.

Иногда модель отклоняют, и тогда все начинается сначала. Но если модель принимается на техническом совете, по ней делается из металла «мастер-модель», на которой разрабатывается технология производства, новые штампы и т. д. Теперь следующий этап — создание интерьера и отделочные работы. Пусть не покажется странным употребление слова «интерьер» в применении к автомобилю. Интерьером называется внутреннее убранство любого строения. Поэтому можно говорить не только об интерьере жилого дома, цеха и служебного помещения,— свой интерьер есть у самолета, железнодорожного вагона, трамвая и автомобиля.

Художественный облик автомобили определяется не только его внешней формой, но и отделкой интерьера. Форма и размещение сидений, их обивка, общая цветовая гамма, оформление арматуры и приборов — все это стараются сделать со вкусом. Теперь проследим, какие виды работ выполнял художник в процессе создания автомобиля и какие знания ему были нужны. Компонуя кузов, художник-конструктор автомобиля определял основные объемные части машины и находил их единство и наиболее целесообразное и красивое соотношение. По существу, он выполнял работу архитектора. Но в то же время он был скульптором.

Он как бы лепил кузов, добиваясь гармонического сочетания отдельных форм и объемов, изящества и плавности переходов рельефа, моделировки объемных отделочных деталей. И, наконец, он должен быть живописцем-декоратором, ибо он находит цветовое сочетание декоративных покрытий, подбирает к ним соответствующие тона и материалы обивки сидений и внутреннего помещения. Художник должен знать и чувствовать материал, уметь пространственно мыслить, видеть вещь в целом, как конструктор.

Он должен обладать дарованием скульптора и инженера. Должен владеть цветом, разными видами отделки, как художник-декоратор. Кроме того, он должен знать, хотя бы в общих чертах, конструкцию, технические и эксплуатационные свойства автомобиля. Теперь представляешь, какая это сложная профессия и скольких знаний она требует! Казалось бы, художник не создает машину, он только определяет ее внешнюю форму. Но… Еще в 30-х годах, когда только что начинали создавать проекты автомобилей для массового выпуска, долгое время не могли достигнуть удовлетворительного технического решения крыльев и некоторых других деталей кузова.

Так было с кузовом модели «М-1» Горьковского автозавода. Решить эту задачу смогли только тогда, когда в коллектив конструкторов был привлечен художник. Оказалось, что именно он сумел найти решение, удовлетворяющее эксплуатационным требованиям машины. Пришел он к этому решению через поиск внешней выразительности формы. Технические особенности любой машины определяются прежде всего экономикой, промышленным уровнем той или иной страны. Но свой отпечаток налагает и общественный строй страны. Например, в формах автомобилей, в их конструкции сказывается, для кого автомобиль делается и на какого покупателя рассчитан. За границей каждая марка автомашины сделана для людей определенного достатка, вкуса. Немалую роль играют соображения сбыта, конкуренции с другими фирмами. Наши машины рассчитаны на массовое потребление. Они делаются для трудящихся.

Их делают простыми по форме, удобными в эксплуатации и красивыми. Главное в оформлении нашей машины — простота и лаконичность выразительных средств, гармония форм и пропорций, гладкая блестящая поверхность, декоративная окраска. Излишние украшения внутри и снаружи не нужны. Зачем они? Но нужно другое: единство внутреннего и внешнего решения — ансамбль.

Художники и конструкторы все время ищут новые формы, усовершенствуют и улучшают старые. Художник делает образец будущей машины — рисует, лепит. Он сразу учитывает особенности машинного способа производства. Ищет формы не только в соответствии с назначением, но и условиями их производства. Форма каждой машины, станка, прибора должна соответствовать назначению, содержанию — это непременное требование художественного конструирования.

Выполнение его обеспечивает наибольшую выразительность, ясность и простоту формы. И какое бы изделие, сконструированное художником, мы бы ни взяли, эти принципы — выразительность, ясность, простота формы — всегда стоят на первом месте. Если создается новая машина, то, следовательно, и форма ее, а не только технические данные должны быть новыми. Еще точнее: появление новых форм машин и станков продиктовано изменением качеств этих машин, то есть изменением содержания. А новое содержание всегда требует себе соответствующей, следовательно, новой формы.

Но это только одна причина изменения формы машин. А другая состоит в том, что машина, или станок, или прибор существуют не сами по себе. Они находятся в определенном здании, с конкретным интерьером. А так как и архитектура и интерьер меняются, то в соответствии с ними не может не меняться и форма машин, вписывающихся в интерьер. Форма машины должна соответствовать архитектуре и интерьеру. Это относится не только к машинам, находящимся внутри помещения, но и к тем, которые находятся вне его, на улице: трамваям, легковым автомобилям, автобусам, грузовым автомашинам и др.

Они тоже связаны с архитектурой и испытывают на себе ее влияние. А так как современная архитектура строга, проста и не терпит усложненных украшений, то удобной и красивой становится машина, в которой нет ничего лишнего, собранная, компактная, цельная по своему внешнему облику. В художественное решение машины, станка, прибора входит такое соотношение частей, когда впечатление от одной его части не будет преобладать над другими, когда незначительные детали не заслоняют главные.

Разумеется, каждый раз сочетание и соединение, образующие гармонию, будут различными, в зависимости от особенностей машины. О важности цвета в станках и машинах мы уже говорили. Добавим только, что цвет настолько важен, что в некоторых странах установлен государственный стандарт окраски некоторых станков. Так, например, в Чехословакии утвержден такой стандарт для деревообделочных и кузнечно-прессовых станков. С цветом тесно связана фактура, поверхность материала, из которого сделана машина. В зависимости от того, какая она — гладкая или шероховатая, мягкая или твердая, — подбирается цветовая отделка. Ищут соответствие цвета материалу. К самому материалу предъявляются те же требования, что и в других видах декоративно-прикладного искусства: он должен быть самим собой, его не нужно подделывать под другой. И задача художника-конструктора — выявление красоты материала, из которого делают станок, прибор, машину. Ну, и, конечно, этот материал должен быть удобен в эксплуатации.

Нехорошо, если он слишком быстро изнашивается, ломается, царапается, тогда он мешает работе. Посмотрим, что у нас получилось. Новая форма, соответствующая назначению машины и современному стилю архитектуры и интерьера, силуэт, художественно решенный цвет, фактура, характер отделки поверхности, утилитарно-эстетические требования к материалу — вот, кажется, и все самые основные эстетические компоненты машины. Все? Нет. Что же мы не назвали? Художественное решение машины включает еще и ритмичность. В любой машине много разных деталей и частей. Их размещают не произвольно, где придется, а сочетая подвижные и неподвижные части, выпуклые, рельефные формы — с плоскими и гладкими, и т. д. Это и украшает машину и, организует ее.

Но не думай, что специально и нарочно придумывается это чередование, этот ритм. Он возникает из образного решения машины, которое и диктует такую повторяемость частей. В приборах большее значение имеет не это внешнее ритмичное чередование деталей, а внутренняя организация всех частей, их сочетание и повтор. Эстетические требования настолько важны для современного производства, что в руководствах по машиностроению, где излагаются основные принципы проектирования, на третьем месте стоит требование красивого внешнего вида. Но пока еще не все отрасли промышленности предъявляют эстетические требования к выпускаемой продукции. И еще немало есть изделий тяжелой и легкой промышленности, не отвечающих художественным запросам времени. Осталось это пренебрежительное отношение к эстетической стороне от тех далеких лет, когда в стране нашей не хватало станков и машин. В ту пору старались удовлетворять только технические запросы, а об эстетической стороне не было возможности заботиться.

И такое вынужденное отношение к машинам и технике, вынужденный разрыв технической и эстетической сторон производства до сих пор сохранился в сознании некоторых людей. Но это устаревшие взгляды. Сейчас огромное значение приобрело не только количество выпускаемой продукции, но и ее качество. Создание изделий высокого качества возможно только при выполнении требований художников. Художник становится в современном производстве необходим так же, как инженер, техник, рабочий. Но не думай, что художник-конструктор создает только машины и станки. Художественное конструирование — искусство широкого профиля. Оно проникает повсюду, ибо везде, где создаются вещи, какие бы они ни были — бытовые или технические,— нужен художник.

Созданием новых форм вещей и занимается художник-конструктор. Во многих городах созданы специальные художественно-конструкторские бюро. Здесь художники-конструкторы работают над созданием станков, машин, приборов, моделей одежды, мебели, игрушек, сувениров. Они справедливо считают, что художник должен участвовать в рождении каждого изделия любой отрасли промышленности.

Художественное конструирование — это особая профессия.

И тем, кто ее избрал, требуются специальные знания, не только «художнические», но и инженерные. Но какой художник сможет обойтись без знаний в избранной им области? Разве театральный художник может не знать устройство сцены, работу театральных цехов, фактур материалов, всевозможные заменители и т. д., а скульптор — качество и свойство материалов, технологию их добывания?

Так стоит ли удивляться, что художник-конструктор должен знать технологию материалов и основы (именно основы) инженерного дела, необходимый фундамент для художественного конструирования. Но если художникам-конструкторам необходимы инженерные знания, то современные инженеры должны быть людьми, сведущими в вопросах технической эстетики. Технически грамотные художники и эстетически образованные инженеры смогут стать законодателями красоты в промышленности.

Б. Эренгросс


Комментировать


2 × = двенадать

Яндекс.Метрика