Роль музеев в современном культурно-образовательном процессе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Роль музеев в современном культурно-образовательном процессе

Вопрос о роли музеев в культурно-образовательном процессе был поставлен уже давно. Если мы обратимся к истории создания отечественных музеев, то первое, что вспоминается – это указ Петра I (1714 г.) об учреждении Кунсткамеры – музея, «полезного для студенчества». Посетив в ходе Великого посольства целый ряд европейских государств, где уже активно функционировали музеи разного ранга, Петр I пришел к выводу о необходимости создания подобных учреждений в России именно «для пользы просвещения». Интуитивно осознав значение музеев в деле повышения культурного уровня населения, российский император отдал приказ о бесплатном входе в Кунсткамеру. Анатомическая часть коллекции Кунсткамеры (выполненная знаменитым Ф. Рюйшем) играла значительную роль в образовательном процессе при подготовке специалистов-медиков. В XIX в. студенты Петербургской Академии художеств посещали залы Эрмитажа не просто ради удовольствия, а для учебных целей: копирования полотен великих мастеров живописи. Императрица Екатерина II, создавшая этот замечательный музей, в свое время писала в дневнике: «Жаль, что этим любуюсь только я и мыши».

К счастью, этот закрытый период деятельности Эрмитажа был не длительным, и музей вскоре стал публичным, общедоступным. Очень важным периодом в культурной жизни России стала вторая половина XIX – начало ХХ в. Именно в это время по всей стране стали возникать местные провинциальные краеведческие музеи, которые без ложного смущения можно назвать настоящими «рассадниками культуры». Ставропольский государственный историко-культурный и природноландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (СГМЗ), существующий ныне, является правопреемником провинциального Музея наглядных пособий, который возник в губернском г. Ставрополе именно в это благословенное время – в 1905 г. Отцом-основателем этого музея стал замечательный человек, краеведэнтузиаст Георгий Константинович Праве. По своему составу коллекции, формирующие фонды музея, были очень интересны и разнообразны: чучела экзотических животных, палеонтологические находки и коллекция минералов, приборы для демонстрации физических и химических опытов, модели орудий труда и книги по многим отраслям знаний. Поначалу это была частная коллекция, но Г. К. Праве, понимая общественную значимость собранных материалов, в 1905 г. подарил ее Ставрополю. Предметы были размещены в специально отведенном для демонстрации зале на втором этаже здания Торговых рядов.

С этого времени (и до сих пор) ежедневно гимназисты и школьники посещали наш музей, знакомясь с животным миром планеты и минералами, которые встречаются не только в нашем регионе, но в мире в целом. Уже тогда, в начале ХХ в., Праве рассматривал музейные экспозиции как прекрасные варианты наглядности в обучении. Приходя в музей, гимназисты и школьники закрепляли на практике свои теоретические знания по биологии, минералогии, химии. На пользу народного просвещения трудились многие представители прогрессивной местной интеллигенции. В их число входил известный в нашем крае археолог и этнограф Григорий Николаевич Прозрителев. Он собрал замечательную коллекцию предметов культуры и быта разных эпох, которые легли в основу фонда Музея Северного Кавказа. В 1927 г. Музей наглядных пособий и Музей Северного Кавказа объединились, дав начало Ставропольскому краеведческому музею. Так как коллекции Прозрителева и Праве составляют и ныне основу природоведческой и историко-этнографической части фондов музея-заповедника, имена этих людей увековечены в названии нашего музея [1].

В современное время музей продолжает выполнять собирательскую, охранную и культурно-образовательную функции. Кроме обзорных и тематических экскурсий, которые постоянно проводят для посетителей научные сотрудники музея, отдел культурно-образовательной деятельности организует для студентов и школьников г. Ставрополя и Ставропольского края лекции по самой разнообразной тематике: история городской застройки; пищевые предпочтения ставропольцев; казаки: особенности их культуры и быта; быт кочевых народов Ставрополья; особенности традиционного костюма народов Северного Кавказа; промыслы и ремесла народов Ставрополья и Северного Кавказа. Кроме того, в Ставропольском государственном университете на историческом факультете с 1999 г. появилась музейная специализация, поэтому для студентов 2-го курса стали читать курс лекций по «Музееведению», а по окончании курса – проводить музейную практику. Музейная практика проходит на базе СГМЗ, где студенты знакомятся со структурой фондов, основными экспозициями и выставками музея [2]. В Ставропольском университете (ныне Северо-Кавказский федеральный университет) с 1995 г. студенты исторического факультета изучают курс «Этнография народов Северного Кавказа» [3]. На базе отдела этнографии СГМЗ для них проводят практические занятия, на которых студенты наглядно знакомятся с образцами традиционного костюма горских и кочевых народов региона, с предметами их быта и материальной культуры.

В частности, в зале этнографии у нас смонтированы интерьеры юрты, горского и казачьего дома с полной обстановкой. Такого типа занятия вызывают большой интерес у студентов, потому что они видят реальное воплощение того, что изучали как теорию. Например, при изучении темы «Костюм горских народов Северного Кавказа» в зале этнографии можно увидеть образцы подлинной одежды горянки и горца. Исторические фотографии, которые дополняют видеоряд, помогают наглядно представить себе эволюцию костюма и его особенности. Хранящиеся в фондах нашего музея костюмы датируются рубежом XIX– XX вв. В это время в женском костюме произошли заметные изменения: кафтанчик, который раньше носили под распашным платьем, стали заменять нагрудником. На нагрудник нашивали все металлические застежки и украшения, которые ранее были нашиты на кафтанчике. Именно такие варианты женской одежды сохранены у нас в музее. В экспозиции также представлены два образца роскошных женских шалей белого и сиреневого цвета с ручной вышивкой в технике глади и бахромой по краю, выполненной в технике басонного плетения. Фотографии начала ХХ в. подтверждают тот факт, что традиция ношения платка замужними женщинами поддерживалась лишь старейшими представительницами знатных семейств. Женщины среднего возраста позволяли себе появляться на людях без платка, но их волосы были аккуратно уложены в модные прически, выполненные профессиональным парикмахером – влияние городской европейской моды того времени.

Неизменный интерес и у посетителей, и у студентов вызывают ходульки (дополнение к праздничной обуви). Ходульки, хранящиеся в нашем музее, выполнены из темного дерева, декорированы слоновой костью – это настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, образец деятельности северокавказских мастеров-деревообработчиков и косторезов. В витринах зала этнографии можно увидеть черкеску, бешмет, бурку и настоящие горские сапоги без подошвы и каблука из хорошо выделанной тонкой кожи. Комплект мужской одежды дополняет каракулевая папаха, кожаный ремень, шашка и ногайка. Образцы женского рукоделия представлены в виде девичьих шапочек, а также вышитых шелком и золотыми нитями кисетов и кошельков. Интерьерная экспозиция – горский дом – дает представление не только об обстановке собственно дореволюционного жилища горцев региона, но и массу интересной информации о ремесленных занятиях горцев, об этикете внутреннего пространства дома и многом другом. Большой интерес, как правило, вызывают мебель и посуда, размещенные в интерьере.

Несмотря на свою простоту, они функциональны и достаточно изящны. Привлекают внимание резные деревянные ложки и вилки, керамическая, металлическая и кожаная посуда. Войлочные ковры, декорированные аппликациями и тесьмой, драгоценные образцы парадной посуды и парадного вооружения горцев дают представление о мастерстве и таланте горских рукодельниц, мастеров-оружейников и ювелиров. Представление о духовной культуре горских народов Северного Кавказа дают сохранившиеся с начала ХХ в. разнообразные музыкальные инструменты: барабаны, бубны, трещотки и горская скрипка. Таким образом, можно отметить огромную роль музейных экспозиций в культурно-образовательном процессе. Несмотря на засилье видеои телепродукции, современные студенты с огромным удовольствием (и пользой) знакомятся со старинными образцами материальной и духовной культуры народов северокавказского региона, что позволяет им глубже освоить изучаемый курс и в дальнейшем относиться с уважением не только к культуре, но и к носителям этой культуры – представителям соседних народов, чьи мастера оставили нам такие замечательные предметы, характеризующие их быт и повседневную жизнь.

Примечания 1. Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Роман о музее / авт.-сост. И. Селунская. Пятигорск, 2005. 2. Музейная практика: программа и методические рекомендации по организации и прохождению учебной практики студентов 2 курса факультета истории, философии и искусств. Сб. методических мат-лов / сост. И. М. Назарова, Л. П. Ермоленко. Ставрополь, 2014. 3. Этнология народов Северного Кавказа: учебное пособие / авт.-сост. И. М. Назарова. 2-е изд., доп. Ставрополь, 2014.

И. М. Назарова, г. Ставрополь


Комментировать


− три = 4

Яндекс.Метрика