Социальная динамика в сообществах пользовательского контента (на примере сообществ социальной сети «Вконтакте») | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социальная динамика в сообществах пользовательского контента (на примере сообществ социальной сети «Вконтакте»)

Сообщества социальных сетей в настоящее время развиваются неслыханными темпами. Такие сайты как «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники», «Instagram» и многие другие ежедневно увеличивают свою аудиторию на несколько тысяч человек. Сообщества пользовательского контента (User generated content community, UGC [1]) – это такие онлайн-образования, в которых основные информационные материалы создают непосредственно сами пользователи, заинтересованные в работе сообщества.

В данных сообществах участники являются не только пассивными потребителями информации, но и активными ее создателями. Ярким примером современных сообществ пользовательского контента в российском сегменте интернета являются публичные страницы в социальных сетях, которые публикуют истории пользователей. Наиболее известные сообщества такого рода, появившиеся в 2012 году – «Подслушано» (vk.com/overhear), «Just Story» (vk.com/just_str), «Дома не поймут» (vk.com/domanp) и др.

Для подобных сообществ ключевым условием жизнеспособности и развития является создание условий для поддержания активности пользователей, что актуализирует необходимость исследования показателей их социальной динамики. В настоящем исследовании под социальной динамикой в онлайн-сообществе мы понимаем процесс трансформации контента сообщества (тематики, интенсивности и характера публикаций) и тех ценностно-смысловых положений, которые конструируются и транслируются аудитории этого сообщества [2]. Таким образом, в ходе исследования мы сосредотачиваем внимание на том, как трансформируется контент UGC-сообществ в социальной сети «Вконтакте». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы выгрузили тексты всех постов сообществ «Подслушано» и «Just Story» с помощью API-методов «Вконтакте», определили основные тематики сообществ (с помощью программного пакета «NVIVO 12») и проследили развитие этих тематик на протяжении всего существования изучаемых сообществ.

В результате мы определили, что в данных сообществ постепенно снижается доля так называемого «маргинального контента» (низко интеллектуальный юмор, ненормативная лексика), а также наблюдается увеличение объема публикуемых постов. Кроме того, тематический анализ выявил смещение интересов пользователей с историй об обучении и друзьях в сторону работы и полезных советов («лайфхаков»), что свидетельствует о взрослении аудитории сообществ.

Увеличение количества глубоко душевных, чувственных и даже интимных историй свидетельствует о размывании границ публичного и приватного в виртуальной реальности и актуализирует феномен «гибридного режима» взаимодействия реального и виртуального пространства. На основании описанных тенденций можно предположить, что в дальнейшем контент UGC-сообществ в связи с жизненным циклом членов этих сообществ будет двигаться в тематическое поле семьи, детей, здоровья, возрастных и межпоколенческих кризисов.

1. Lee S., Do-Hyung Park, Ingoo Han. New members’ online socialization in online communities: The effects of content quality and feedback on new members’ content-sharing intentions // Computers in Human Behavior. 2014. №30. Р.344-354. 2. Kim A. J. Community building on the web: Secret strategies for successful online communities. Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc. 2003.

Ефимов Александр Михайлович


Комментировать


восемь + = 11

Яндекс.Метрика