Способы вовлечения аудитории в формирование контента современных средств массовой информации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Способы вовлечения аудитории в формирование контента современных средств массовой информации

1

Современную журналистику в России и на Западе можно назвать одним из самых интенсивно развивающихся социальных институтов. В результате цифровой революции журналист утрачивает монопольное право на производство и распространение социальной значимой, экономической, политической информации. Активное развитие социальных медиа во всем мире неизбежно ведет к переосмыслению роли и функций журналиста в современном обществе.

Для выполнения своих базовых социальных функций (информационная, организационная, культурно-просветительская, агитационная и пр.) современные СМИ привлекают новые ресурсы и возможности. К раудсорсинг (crow dsourcing). Одной из важных тенденций развития современных печатных средств массовой информации является процесс вовлечения аудитории в создание контента, обращение к помощи читателей для решения журналистских задач [г].

Существенным фактором отличия краудсорсинга от гражданской журналистики (citizen reporting) становится авторство. В гражданской журналистике волонтеры выступают полноценными авторами материалов, в то время как в краудсорсинг-проектах, согласно стратегии соучастия, они являются составной частью «команды» по сбору и анализу информации.

Краудсорсинг-проекты способствуют сбору колоссальных объемов информации в короткие сроки. Эта задача является практически невыполнимой при автономной работе журналиста. В условиях ресурсного дефицита помощь читателей-волонтеров, среди которых есть профессиональные эксперты в различных областях наук, оказывается эффективной при анализе документов, поиске статистических ошибок, составлении баз данных.

Так возможности краудсорсинга в полной мере демонстрирует расследовательский проект газеты The Guardian “Reading the riots” о волне беспорядков, прошедших в Великобритании в 2011 году [2]. С одной стороны, подобные проекты способствуют созданию позитивного имиджа издания и журналистов в глазах читателей посредством глубокого знакомства читателей со спецификой журналистской работы. С другой стороны, они подразумевают набор комплексных рисков, связанный с проверкой и защитой данных от ложных сведений, выявление субъектов среди аудитории, не заинтересованных в успешном завершении журналистского проекта, и пр. [3]. Н ародные видеорепортаж и (crow d-sourced video).

Постоянный рост видеосообщений об актуальных событиях от простых граждан, в руках которых по случайности оказалась видеокамера или мобильный телефон, изменяет парадигму освещения новостей. По данным Центра содействия международным средствам массовой информации, одно из наиболее популярных видео, снятое обычным человеком о смерти ливийского лидера Каддафи, было просмотрено 6 млн раз. Благодаря шведскому ресурсу Bambuser, позволяющему вести прямую трансляцию с мобильного телефона, ежедневно появляется порядка 1500 новых видео об активистских движениях по всему миру [4. С. 7-8].

Профессиональные журналисты больше не имеют монополии на трансляцию горячих новостей. Кадры, снятые свободными видеорепортерами часто служат первостепенными источниками информации для многих информационных гигантов, таких как The New York Times, The Guardian, AlJazeera, CNN, BBC [4. C. 21]. Н ародные карты (crowdm aps).

Аккумулирование информации, поступающей от обычных граждан, и отображение ее на картах становится популярным методом сбора документальных сведений. Такие карты создаются при помощи открытых онлайн-ресурсов, находятся в свободном доступе и позволяют людям, находящимся в разных точках мира и имеющим доступ в интернет, делиться информацией о политических, экономических, социальных событиях, участниками или наблюдателями которых они являются.

Создание таких визуальных баз данных способствует формированию атмосферы открытости и гласности, позволяет следить за развитием событий в реальном времени. Примером может служить проект «Женщина в осаде» (Woman under siege), позволяющий размещать документы и свидетельства сексуального насилия в Сирии [5].

Вовлечение широкого круга читательской аудитории в создание журналистского контента имеет ряд видимых преимуществ, но вместе с тем подразумевает существенные трудности, связанные с выявлением ложных сведений, с обеспечением права аудитории на получение актуальной социально значимой информации из достоверных, надежных источников.

Литература

1. Пособие по журналистке данных [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/files/ book/_site/index.html

2. Проект газеты The Guardian “Reading the Riots” [Электронный ресурс] URL: http://www.guardian.co.uk/uk/series/reading-the-riots

3. Rogers S. Facts are sacred. — London: Guardian books, 2011

4. Sasseen J. The Video Revolution. — Washington D.C.: Center for International Media Assistance, 2012

5. Woman’s media center’s. Woman under siege: documenting sexuali2ed violence In Syria. URL: https://womenundersiegesyria.crowdmap.com/

Е.М. Тихонова


Комментировать


пять − 4 =

Яндекс.Метрика