Философия образования XXI века | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Философия образования XXI века

Проблемы взаимодействия вуза со школой и некоторые пути их решения

Наука об образовании и воспитании человека должна видеть свое место в системе всеобщего знания, определять свои цели и задачи в соответствии с системой высших ценностей. Образование представляется ценным не само по себе, как специфический вид деятельности человека, а как образ и абсолютная цель всей жизни человека.

Таким образом, нельзя рассматривать образование как отдельную структурную единицу. Если проследить историю развития образования, то можно отметить, что когда мы обращаемся к истокам взаимоотношений философии и образовательных институтов в европейской культуре, то полагаем начальную точку их соприкосновения от пифагорейцев, софистов, академии Платона и лицея Аристотеля. Великие философы в той или иной степени занимались проблемами образования, и философский аспект доминировал в программах обучения, принятых в вышеперечисленных учебных заведениях.

Обращаясь к программам, дошедшим до нашего времени, мы видим, что основной задачей всех учебных заведений было формирование гармонично развитой личности, способной интегрироваться в общественную государственную систему. В современном обществе нередко практикуется подход к образованию, как к некоему инструменту, направленному на обеспечение высокого дохода и социального статуса человека. Это важные, но не фундаментальные цели жизни человека и его бытия как личности. Внедрение многоуровневой системы непрерывного образования и компетентностно-модульного подхода в некоторой степени решает проблему интеграции индивида в общественно-профессиональную деятельность и формирует общекультурные компетенции.

В отличие от западного подхода, российская система образования всегда была ориентирована на коллективистское сознание, традиционно развитое в общинном социуме. Ее особенностью было традиционное российское мессианство – стремление просветить и возвысить душу ученика. Но и в этом аспекте в системе образования наметились серьезные проблемы. Институт образования выступает своеобразным интегратором сообщества, куда входят различные социальные институты, поэтому он должен развиваться как ответ на запросы времени.

Новое качество образования – раскрытие иного понимания личности и обоснование возможности формирования духовно-практических отношений в условиях массовой индивидуализации социума. Философия образования – теоретическая основа трансформационных процессов в сфере современного образования. Важнейшим направлением философии образования является обоснование нового концептуального подхода к образованию, поиск философско-образовательной парадигмы, как квинтэссенции философско-образовательного знания. Эта парадигма воспроизводит классический подход к образованию и объединяет его с новыми мировоззренческими тенденциями.

Без философии образование не только односторонне и примитивно, но и способствует формированию мировоззренческого вакуума в сознании человека. Философская структура образования – методологический ориентир в его преобразовании. Личностно представленное творчество, развертывание индивидуального начала в каждом, овладение человеком многовекторного культурного наследия, самосозидающая деятельность субъекта как универсальная программа самовыражения в обществе, а также адекватное восприятие виртуализированной модели реальности, как наиболее полной связи индивида с социумом, «товарность образования как личностный капитал человека и человеческих сообществ» – основные ориентиры развития образования в быстро меняющейся социальной реальности [3, с. 9-10]. В традиционной системе образования учитель нередко воспринимает свою роль в объяснении и передаче информации.

Складывается позиция превосходства учителя и положения незнающего ученика, ищущего руководства. Основная же задача преподавателя устранить «зону комфорта» учащегося и предложить ему способ раскрытия не ограниченных когнитивных возможностей и радость открытий. Современный контекст образования требует развития социальной и интеллектуальной эмансипации обучающегося [1, с. 82-83]. Решению проблем современного образования будет способствовать изменение отношения общества к образованию, обновление фокуса внимания с узконаправленного аспекта образования на более широкий, понимание того, что задача образования – гармонизация жизни общества, повышение духовной культуры, и, на наш взгляд, в целом современные тенденции развития образования именно этому и способствуют.

В то же время следует отметить тот факт, что проведение российской реформы образования проходит внутри постоянно изменяющейся ситуации и многие учащиеся, учителя и преподаватели ощущают дискомфорт и своеобразную дезориентацию в образовательном пространстве. Нестабильность сопровождается деформацией системы ценностей и влияет на духовное состояние личности [2, с. 12], поэтому реформа образования должна быть вписана в общий процесс преобразования государственной и социальной системы. У института образования существует система адаптационных механизмов, способных решить проблему ценностных ориентаций общества и человека и восстановить культурные системы на разных уровнях.

Среди приоритетных направлений развития образования как социального института можно отметитьследующие:

1. Фундаментализация образования и формирование личности, находящейся в гармонии с вселенной, природой, обществом, что подразумевает углубленное изучение естествознания, культурологии, философии, психологии, создание междисциплинарных специальностей, овладение нравственными ценностями человечества и приоритетами современного развития.

2. Информатизация и виртуализация образования, овладение новыми информационными технологиями как инструментом исследования, интеграция в международные компьютерные сети, повышение материально-технической оснащенности учебного процесса.

3. Включение высших учебных заведений РФ в мировую образовательную и коммуникационную систему, что предполагает усиление языковой подготовки студентов и участие университетов в международных образовательных проектах.

В результате постепенной адаптации высшей школы Российской Федерации к требованиям глобальной демократизации, расширения гражданских прав и свобод будет происходить ее сближение с принципами организации высшего образования в развитых странах мира, и в конечном итоге процесс гармонизации в образовательной сфере приведет к установлению единой мировой системы высшего образования. Что, в свою очередь, будет способствовать решению философских проблем образования в государственном и более глобальном масштабе.

Список использованных источников:

1. Зашихин И.М. Проблемы новой философии образования в постинформационном обществе // Общество: философия, история, культура. – 2017. — №1. – С.80-85.

2. Князев Н.А., Буянкина Р.Г. Философия образования как особый познавательный проект // Философия образования.- 2015. — №2.- С.5-17.

3. Колесников В.А. Философия образования XXI века // Философия образования. – 2014. — №3. – С.3-16.

4. Наливайко Н.В., Фокина О.В. Философский уровень рефлексии специфики российского образования // Философия образования. – 2017. — №1. – С.3-13.

©Брезгунова М.В., Коржановская Л.Г., 2017


Комментировать


3 + шесть =

Яндекс.Метрика