Функции моды как социокоультурного явления | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Функции моды как социокоультурного явления

Аннотация: в современном мире мода проникла во все сферы жизни общества, распространяясь не только на материальную ее сферу (одежда, интерьер, предметы обихода), но и на ментальную (образ мыслей, самоидентификация).

Для большинства людей смысл понятия «мода» ясен. Однако, несмотря на это, в научном мире все еще не пришли к единому пониманию феномена, что дает широкое поле для деятельности специалистов разных областей, в том числе и культурологии.

Существующие научные изыскания на тему функций моды довольно противоречивы. В разные годы, эту темы рассматривали разные ученые под разным углом. Основным подходам к определению функций феномена моды посвящена эта статья.

Ключевые слова: мода, функции, Блумер, Гофман

Если говорить о функциях моды, то сначала надо определить функции одежды. Основные исследователи моды и одежды приходят к общему выводу, что человек одевается для того, чтобы быть защищенным от климатических условий, продемонстрировать свою нравственность и выглядеть эстетически привлекательно. Разногласия появляются лишь при обсуждении иерархии этих функций. Этнограф Адлер Бруно Фридрихович называл основными функциями одежды отражение духовного, нравственного и культурного развития человека, но все же первоочередным называл адаптацию к климатическим условиям.

«Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздействующею на человека силою» [1, c. 57]. Кажется абсолютно справедливым утверждение, что одежда возникла для удовлетворения потребностей в укрытия от суровых климатических условиях. Но этот закон не действует в странах с благоприятными погодными условиями.

В примитивных обществах на территориях, где суровой зимы никогда не было, также люди носили одежды, чаще с целью украшения тела. Украшая свое тело одеждой в примитивных племенах, люди чаще всего преследовали цель привлечение сексуального партнера или наоборот. Например, в африканских племенах, использование передника женщинами, давала сигнал другим мужчинам, что она неприкосновенна и уже принадлежит кому-то. С развитием примитивных цивилизаций и межплеменных войн, одежда стала служить символом принадлежности к тому или ному племени, а также символом власти или отсутствия ее. Одним из важных функций одежды считается функция демонстрации благопристойности. Всем известна Библейская история происхождение одежды. Адам и Ева жили в Райском саду, не имея одежды, и не стыдились этого.

Но как только они вкусили запретный плод, неожиданно первые мужчина и женщина почувствовали неловкость за свою наготу и стали прикрываться фиговыми листьями и прятаться в листьях деревьев. Джон Карл Флигель в своей самой известной работе «Психология одежды» считает украшение тела самой главной функцией одежды, сочетающей в себе защитную функцию и функцию стыдливости. Стыдливость ученый рассматривает как сдерживающий фактор социальных и сексуальных форм поведения. Л. Лангнер в своей фундаментальной работе приходит к обратному выводу. Он пишет, что стыдливость – это отражение высокого самосознание индивида и является скорее не причиной, а следствием ношения одежды [6, c. 72]. Стыд имеет социальный характер. Это чувство появляется только тогда когда человек начинает наблюдать самого себя или становится объектом наблюдения извне, производя сравнение с идеалом.

Также стыд является результатом архетипических представлений, основанных на опыте многих поколений. Очевидно, что функции одежды, описанные выше, тесно связаны с социальной жизнью человека, и чем больше он в нее включен, чем ярче и сложнее они проявляются.

Одежда в таких условиях используется не только для тепла или украшения, но и для социальной идентификации. Лангнер отводит важную роль одежды в становлении и развитии цивилизации: «человек с древнейших времен носит одежду для того, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности и достигнуть признания своего превосходства над всем прочим мирозданием, … чтобы добиться восхищения и убедить себя в том, что он – принадлежащий к» [6, c. 72].

Р. Линз утверждает, что одежда является отражением нравов и настроений людей, намного больше, чем их занятий. Человек при выборе одежды решает ряд вопросов: кто я, какой эффект хочу произвести на публику, в каком типе общества живу и с кем собираюсь сравнивать себя [7, c. 4]. Г. Диарборн, психолог, один из первых, кто стал серьезно уделять внимание предмету психологии одежды, пишет, что роль одежды в нашей повседневной жизни намного больше, чем нам кажется: «Одежда определяет то, как мы выглядим и на улице, и в обществе, а также то, каких людей приглашаем в дом…

Одежда помогает людям получить работу и сохранить ее, но может привести и к смещению по должности, и даже к ее потере… То, как мы одеваемся, является одним из самых достоверных показателей настоящей интеллигентности» [5, c. 29]. Необходимо отметить, что одежда становится также способом творческой самореализации индивида, что особенно акцентируется в эпоху постмодерна. Также в современной цивилизации одежда становится не предметом необходимости, а предметом потребления.

С определением функций моды ситуация намного сложнее, так как ученые разных отраслей никак не могут прийти к общему мнению в определении самого феномена в связи с разными подходами к его изучению.

А также к смешиванию понятий моды и одежды в различных исследованиях. Также мода всегда ориентирована на развитие, поиска и адаптации нового, что и определяет многообразие функций моды. Один из самых распространённых классификаций функций моды представил Г.Дж. Блумер, которые автор называет социальными: функция игры фантазии и каприза людей, избегание тирании обычаев, форма санкционированного риска, связанного с нововведением, демонстрация своего «я», замаскированное выражение сексуальных интересов, отграничение элитных классов, внешняя, поддельная идентификация людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии с более высоко статусной группой.

Данная классификация является обобщением многих теоретических подходов, в которой помимо социального компонента вводятся не менее важные: творческие, эмоциональные, социально психологические. Г. Блумер называет основной социальной ролью моды «коллективное приспособление к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей» [4, c. 289]. То есть ученый пишет о том, что мода берет на себя регулятивную функцию в подвижном обществе, ту роль, которую выполнял обычай в обществе неподвижном. Мода помогает упорядочивать процесс перехода от прошлого к будущему. Особое значение также автор придает функции единообразия.

Он пишет, что мода дает возможность как можно большему количеству людей усваивать и принимать культурный образец. «Без определенной степени единообразия в моде социальная жизнь была бы невозможно» [4, c. 343]. Данный функциональный подход привлек многих последователей. Так, российский социолог А.Б. Гофман предложил свою классификацию функций моды: функция создания и поддержания единообразия культурных образцов, инновационная функция, коммуникативная функция, функция социальной дифференциации и нивелирования, функция социализации, престижная функция, функция психофизиологической разрядки [2, c. 44].

В отличие от Блумера, Гофман пишет о том, что мода обладает не только положительными функциями, но и дисфункциями, которые мешают социальной регуляции индивидов и адаптации общества к изменениям. Но автор отмечает преобладание положительных факторов над отрицательными. Обобщая, психолог Килошенко выделяет три основные функции моды. Во-первых, мода является регулятором сознания и поведения индивида, помогает в социальной адаптации человека к изменениям. Человеку достаточно походить на принятый большинством образец.

Во-вторых, мода помогает демонстрировать социальное положение и статус. Следование моде издавна ассоциируется с высоким статусом и является самым простым способом возвысить себя по социальной лестнице в глазах других людей. Модный выбор ассоциируется с престижем, внутренним (вызывать уважение у самого себя) и внешним (вызывать уважение в социальной среде). В-третьих, функция моды выражается в демонстрации эстетической ценности внешней и внутренней культуры. Мода в целом ориентирована на гармонизацию личности, обществ аи природы [3, 63].

Литература

1. Адлер Б. Возникновение одежды. СПб.: Худ. Типолитография А.В. Вейерман, 1901.

2. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 2000.

3. Килошенко М.И. Психология моды.: Учеб. пособие для вузов/ М.И.Килошенко. 2е изд., испр. М.: Издательство Оникс.

4. Blumer G. Fashion: Form Class Differentitation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. 1969. V. 10. №3.

5. Deaborn G. Psychology of Clothes. Psychological Monographs. V. 26 №1. Whole №112 (1918).

6. Langner L. The importance of Wearing Clothes, Hasting House, N.Y. 1959. 7. Morton G. M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964.

Филатова О.Н.


Комментировать


5 + девять =

Яндекс.Метрика