Человеческий и интеллектуальный капитал как агенты социальной динамики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Человеческий и интеллектуальный капитал как агенты социальной динамики

В начале данной статьи приведем дефиниции используемых в ней базовых понятий, что представляется необходимым, поскольку в литерату ре относительно их высказываются различные точки зрения.

«Человеческий капитал» (ЧК) одно из фундаментальных понятий современной экономической литературы. На наш взгляд, под человеческим капиталом следует понимать народонаселение региона, государства, континента, земного шара, которое выступает в качестве субъекта производственного процесса (материальною и духовного) и расценивается именно с этой позиции.

В данном случае критериями оценки народонаселения выступает в первую очередь его трудоспособность количество квалифицированных специалистов, техническая и технологическая составляющая производственною процесса, условия труда и другие факторы, непосредственно влияющие на конечные результаты труда.

«Интеллектуальный капитал» (ИК) по сравнению с «человеческим капиталом» более узкое но объему, но при этом более ёмкое но своему содержанию понятие. Интеллектуальный капитал можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как важнейший сегмент человеческого капитала, который обладает способностью создавать научные идеи и объективировать их, т.е. материализовать, внедрять их в наукоемкую продукцию.

Во-вторых, как качественную характеристику всего человеческого капитала. В-третьих, как всю духовную сферу региона, нации, госуударства, мировою сообщества на протяжении их исторического существования. Уровень развития ИК обычно «замеряюг» посредством таких показателей, как количество лиц с высшим и средним специальным образованием, количество аспирантов и докторантов на 1000 жителей государства, количество лиц, занятых научно-исследовательскими разработками и др.

Но все-таки главным его показателем является количество научных открытий, изобретений, созданных наукоемких технологий, новых образцов продукции и г. п. Степень включенности ИК в реальную жизнь конкретного государства определяется наукоемкоетью ВВП. Актуальная (реальная) интеллектуальная составляющая общества—это уровень развития и степень включенности интеллектуального капитала в реальную жизнь социума — коллектива, региона, государства, мирового сообщества в целом.

Потенциальная интеллектуальная составляющая общества есть не что иное, как те ею духовно-культурные потенции, которые способны развиваться и при соответствующих условиях превратиться в ИК, т.е. из существования в форме возможности стать действительностью, из небытия стать бытием. Характеризуя интеллектуальный капитал, придерживаюсь позиции социального реализма в процессе трактовки общества, т. е. исхожу из признания того, что общество не сводится к сумме отдельных индивидуумов, а представляет собой качественно новое социальное образование.

Следовательно, и интеллектуальный капитал это, отнюдь, не сумма интеллекта отдельных граждан, хотя эти разрозненные интеллекты, в конечном счете, и выступают в качестве ею онтологического основания. Интеллектуальный капитал это выступающий в надындивидуальной форме разум региона нации, государства всею человечества, существующий в различных формах общественною сознания, начиная с науки и заканчивая искусством, и в виде объективированного духа, т. е. в виде конкретных результатов разума включенных в созданные человеком материальные объекты. На последнее хотелось бы обратить особое внимание.

Многие исследователи интеллектуальный капитал сводят лишь к идеям, т. е. продуктам мыслительной деятельности человека. Безусловно, идеи важнейший структурный элемент интеллектуальною капитала Но если идеи не объективированы, не воплощены в жизнь, они остаются лишь потенцией, лишь возможностью, не ставшей действительностью. По своей структуре интеллектуальный капитал состоит из различных элементов, или же пластов. Важнейшими структурными элементами ИК являются: знания в конкретной области (высокая профессиональная культура); культура мышления, базирующаяся на диалектике как методе постижения сущности природного и социального бытия; социальные знания, позволяющие прогнозировать ход истории, планировать свои действия, соизмерять их с возможными результатами; экологические знания и эколого чес кая культура, что важно в плане сохранения окружающей среды; правовая, нравственная и эстетическая культура; психологические знания, способствующие на научном уровне организовывать производственный процесс, создавать здоровый моральный климат в трудовом коллективе; исторические знания как компонент выработки национальной стратегии и др.

Фундаментальный пласт интеллектуального капитала, или, лучше сказать, его основа — это сегмент науки, представляющий собой высшую форму проявления человеческого разума, одну из исторически сложившихся форм человеческой деятельности, результатом которой является система развивающихся знаний о природной и социальной действительности. Интеллектуальный капитат является национальным достоянием и основой инновационного процесса, представляет собой его интеллектуальную составляющую. Он формируется в конкретных исторических условиях, и на его развитие оказывают влияние внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы. К внешним факторам, оказывающим воздействие на ИК, следует отнести географическую среду, исторически сложившиеся культурные и научные связи между конкретными государствами и др. Внутренние факторы, влияющие на развитие ИК, можно разделить на объективные и субъективные.

К числу объективных внутренних факторов следует отнести в первую очередь общий уровень исторического развития региона, государства. По сравнению с ведущими европейскими странами, не говоря уже о США и Японии, Беларуси приходится вступать на инновационный путь развития с более низкой ступеньки. Отчасти но этой причине многие наши экономисты и предлагают выстраивать «догоняющую экономику». Но «догоняющая экономика», «догоняющая модель» никогда не сделают государство лидером. В этом плане главная задача нацелить ученых и промышленников на создание собственног о наукоемкого продукта, продукта, не имеющего аналогов в мире. К объективным внутренним факторам, влияющим на развитие ИК, несомненно, следует отнести наличную производственную и технологическую базу, обеспеченность предприятий высококвалифицированными кадрами.

К сожалению, Беларусь в технологическом плане значительно отстает от ведущих стран мира. С начата 1990-х годов из страны уехали за рубеж сотни подготовленных специалистов ученых, программистов, инженеров, деятелей культуры. Важнейший субъективный внутренний фактор ИК уровень финансирования науки. Он в Беларуси совершенно недостаточный: внутренние затраты на научные исследования и разработки составили в 2013 г. 0,69% к ВВП [1]. Следовательно, и наукоемкость ВВП низкая. К субъективным внутренним факторам, влияющим на развитие ИК, можно отнести заинтересованносгь государства и граждан в ИК, способ управления научной сферой, форму организации груда в научно-исследовательских коллективах, способы стимулирования работников умственного груда и др.

Не секрет, что многие талантливые ученые уехали из сгран СНГ за рубеж не только в силу материальных причин, но и нагому, что в своем агечесгве они не нашли должной поддержки. Им не были созданы для работы необходимые условия. К субъективным факторам, влияющим на развитие ИК, следует отнести прогнозирование экономического и социатьног о развития агдельных per ионов и сграны в целом. Оно не на должном уровне. Например, мы статкиваемся с рассогласованност ью поставленной задачи перевода национальной экономики на инновационный путь развит ия и системой подготовки кадров. Так, в разрабаганном и вынесенном на обсуждение проекте «Национатьная стратегия устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» сделана ставка именно «на специагизацию республики на рынках высокотехнологичной продукции микроэлекгроники, фотон и ки, оитоэлектроники, светодиодной техники, лазерных технологий, космической техники, тонкой химии, биои нанотехнологий, продукции высокоточного машиност роения» [2]. Как отмечено в проекте, «это своего рода «драйверы» для перехода к инновационной экономике» [2]. Но дтя решения подобной стратегической задачи нужны соответствующие научные кадры. Их нег, гг высшая школа пока не нацелена на их подготовку. Роль ЧК в развитии социума не гребуег доказательст ва она очевидна. Это аксиома. Поэтому деятельность аналит иков должна быть сориент ирована не на «доказательство» важности и значимост и ИК в современную ист орическую эпоху, а на раскрытие его динамики, а также прогнозирование хода человеческой истории, хотя бы на ближайшие десятилетия, с учетом тех изменений, которые постоянно происходят в ИК.

Один из актуальных вопросов это вопрос о том, в какой мере отразится на ИК активно происходящие в нашу эпоху демографические изменения. Большинство исследователей пришли к выводу о том, что уже в ближайшие десятилетия, человечество, т. е. в нашем понимании ЧК, существенно изменится. И с этим нельзя не согласиться. Прежде всего, данный процесс затронет демографию значительно увеличится продолжительность жизни, изменится соотношение трудоспособного и негрудоспособною населения и т. д. Наряду с этим ирегерпят изменения характер труда, техническая и технологическая составляющие материального ироизводегва.

Как это отразится на ИК и на ходе человеческой истории? Отдельные ученые склоняются к пессимистическому прогнозу, считают, что «стремительное ст арение населения на Западе фактически обесценивает национатьный капитал каждой из развитых стран» [2, с. 1081. В данном случае ангоры цитируемой работы утверждают о снижении уровня ИК, поскольку, в отличие от нас, иод ЧК они понимают «знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях, которые позволяют им создавать личное, социачьное и экономическое благосостояние» [3, с. 107]. С этим выводом можно согласиться, но лишь отчасти. Даже пожатые люди способны активно приращивать ИК, генерировагь новые научные идеи. Примеров тому достаточно. Старение населения в развитых европейских странах не приведет к деградации ИК, хотя такого рода опасения отдельными политиками высказываются, и по этой причине ведущие сграны мира принимают энергичные меры для наращивания ИК, создавая для этого внутренние резервы, а также привлекая ИК из друг их сгран.

Здесь более важным являегся вопрос не о старении населения, а о механизмах сохранения и трансляции интеллектуагьного опыта от старших поколений к молодому поколению исследователей. С другой стороны, следуег признать, что борьба за ИК в XXI веке сганег более жесткой по сравнению с борьбой за сырьевые ресурсы и рынки сбыт а продукции, харакгерной для XX века. И здесь уже не сголь важен возраст мыслителя, ученого, конструктора, главное это ею интеллектуальный потенциал, накопленный за мног ие г оды трудовой деятельност и багаж знаний и опыга.

Не менее интересен вопрос о пространственной локализации ИК в XXI веке. В процессе анализа динамики ИК нельзя обойти стороной протекающие в настоящее время в мировом масштабе два процесса глобализации и регионализации. Как в этом плане будет выглядеть ИК? Можно предположить, что в условиях глобализации, а, следовательно, в условиях разрушения всякого рода барьеров, отделяющих одно государства от другого, свободног о перемещения товаров, финансов и трудовых ресурсов ИК, как и ЧК, не будут локализованы в каком-то одном государстве. Скорее всего, они будут сосредоточены в развитых государствах и по-прежнему обслуживать их интересы. Ядро останется ядром, периферия периферией. При дальнейшем развитии мирового сообщества по второму сценарию регионализации ЧК гг ИК сосредоточатся в различных per ионах, которые в настоящее время активно выстраиваются.

В этой связи актуализируется вопрос о национальном статусе ИК. Сохранится ли национальная принадлежность ИК? Думается, ИК все в большей степени станет обретать интернациональный характер. Но это, отнюдь не означает того, что он не в состоянии будет выражать и защищать национальные интересы, т. е. работать на конкретную нацию. Сильные государства, безусловно, будут обладать преимуществом по сравнению со слабыми государствами при использовании ИК, поскольку именно они формируют ТНК, задают мировой системе в целом векгор экономического развития. Вполне ггонятно, что они постараются заставить работать и свой, национальный, ИК и ИК других стран в интересах собственных государств. Еще один вопрос, на кагором следует заострить внимание, это вопрос о харакгере и динамике взаимосвязи ЧК и ИК. Сторонники идеи ггостэкономическог о общества полагают, что ИК обладает тенденцией к индивидуализации (атомизации), т. е. в иерсггекгиве каждый интеллектуагьно развитый человек способен будет самостоятельно распоряжаться своими индивидуагьным интеллектуальным капиталом, и, следовательно, исчезнет эксплуатация человека человеком. Думается, существующая в настоящее время устойчивая связь между ЧК и ИК постепенно будет ослабляться. ИК, произрастающий на базе ЧК, все активнее станет воспроизводиться на собственной базе. А в отдаленной иерсггекгиве возможно даже отчуждение ИК от ЧК.

Став самостоятельным субъектом, развивающимся на собственной основе, ИК окажется способным диктовать условия ЧК. Не следует исключать такой сценарий в отдаленном будущем. Как отмечено выше, в настоящее время наряду с процессом глобализации набирает силу альтернативный процесс в форме регионализации. Поэтому и для Беларуси важно определиться с региональным вектором. При всех возможных геополитических сценариях очевидно одно: в одиночку наше государство не в состоянии развивать ИК, и уж тем более эффективно ею использовать. Можно обозначить следующие перспективные сценарии дальнейшего развития ИК и национальной экономики: 1. Сделать ставку на научную разработку и производство собственною конечного продукта национальных брендов в виде идеальных (теоретических) и магериальных (промышленных) товаров, полученною путем использования в основном национальног о ИК с частичным привлечением ИК из других государств.

Такого рода продукт Беларусь уже имеет. Это большегрузные автомобили, беспилотники, нарабогки в области биотехнологий, оптики, атомной физики, программирования и др. Позитив такого сценария видится в том, что в данном случае само предприятие (гиги государственные институты) определяют вид продукции, ег о цену, рынки сбыта и т. д. Негатив же заключается в том, что предприятию самому (гиги же государственным институтам) приходится решать все перечисленные выше непростые задачи, особенно проблему реализации продукции, причем в конкурентной борьбе с другими международными субъектами производственного процесса. 2. Войти в систему мирового производства путем создания на базе национагьных ИК и наукоемких технологий отдельных узлов, комплектующих высокотехнолог ичных товаров. Положительная сторона дан ною сценария состоит в том, что такой сггособ производства является более надежным в плане финансовог о обеспечения наукоемкого производства и реализации полученною продукта 3. Стать «сборочным цехом» известных брендов мировых компаний и субъектом их экспорта в другие страны. Если рассматривать данные сценарии в плоскости дальнейшего активного развития национального ИК, то только первый сценарий в наибольшей сгеггени отвечаг бы решению этой задачи. Судя гго ггланам и экономической стратегии, наше государство намерено сохранять и развивать дальше национальную науку, а также собственные высокотехнологичные предприятия, обладающие уже достаточно раскрученными брендами, быть сборочным цехом продукции известных международных компаний и акт ивно включаться в систему мирового производства путем изготовления отдельных компонен тов, узлов продукции, выпускаемой зарубежными компаниями. Какие задачи предстоит решить в ближайшие годы в области национального ИК?

К важнейшим из них можно отнести следующие.

1. Прежде всего, необходимо увеличить объем финансирования науки. В Республике Беларусь внутренние затраты на научные исследования и разработки составили в 2013 г. 0,69% к ВВП. В России эти цифры выглядят немного лучше составили в 2011 г. 1,12% к ВВП. Но по сравнению с развитыми государствами это мизер. В Израиле они составили 4,9% к ВВП, Дании 3,9%, Германии 2,84% [1]. Собственно, и ВВП нашего государства не столь велик, как Германии или России. И кто в таком случае будет создават ь биои нанотехнологии? Не менее важен вопрос о рациональном использовании выделяемых на науку средств.

2. Преодолеть негативную тенденцию «утечки интеллекта» за рубеж.

3. Создать необходимые условия для быстрого наращивания ИК в Беларуси и ЕАЭС на базе имеющихся вузов и научно-исследовательских центров.

4. Детально разобраться с системой подготовки специалистов с высшим образованием и специалистов высшей квалификации. По количеству вузов, лиц с высшим образованием, количеству кандидатов и докторов наук мы обогнали многие государства. Но при этом, порой, забываем о качестве этих дипломированных специалистов. А здесь много нерешенных проблем, начиная со средней школы и заканчивая аспирантурой и докторантурой.

5. Перевести на научную основу систему управления в государстве в целом и в сфере ИК в особенности. Важнейший сегмент национального ИК это управленцы всех рангов, или, как их называют, чиновники. От их деятельности во многом зависит состояние науки, образования и культуры, воплощение в жизнь инновационных проектов. Этот сегмент ИП работает неудовлетворительно, не улавливает зачастую перспективы, а, следовательно, не работает на опережение.

6. Продвижение вперед нации не представляется возможным без великой цели, выступающей импульсом социальной активности, как больших масс людей, так и отдельною человека. Чаще всею мы говорим о магериальном благополучии, о необходимости экономических и социальных преобразований для достижения именно этой цели. Но насколько адекватна эта безусловно, важная, но, вто же время, чисто утилитарно-ориентированная цель духовным запросам столь высокого существа каким является Человек? Не принижаем ли мы тем самым сущность человека? Вот главный вопрос, на который мы, гуманитарии, должны дать ответ. Как тут не напомнить рекомендации древних мыслителей, осуждавших чрезмерное увлечение материальными благами.

7. У интеллектуального капитала есть один опасный противник. Это ведущие борьбу с разумом разнообразные формы иррационального сознания. Поэтому и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни важно руководствоваться установками Разума идеями и подвижничеством великих мыслителей, посвятивших свою жизнь интеллектуальному развитию человечества.

Литература и источники

1 Шестой технологический уклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwAv.nkj.ru/archive/articles/17800/. Дата досту па: 08.01.2015

. 2 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwAv.economy.gov.by/ru/actproject/act-list/ministerstvo-ekonomiki-\ynosit-na-obschestvennoeobsuzhdenie-proekl-naLsionalnoj-slrategii-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belamsna-period-do-2030-goda-nsur-2030_i_0000003115.html. Дата доступа: 08.12.2014.

3 Гринин, Л. Е Глобальное старение населения, шестой технологический уклад и мировая финансовая система/Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев// Кондратьевские волны: наследие и современность: ежегодник. Волгоград, 2015.-С. 107-132.

Т. И. Адуло


Комментировать


− 4 = пять

Яндекс.Метрика