Языковая личность телеведущего: стереотипы и индивидуальные реализации (на материале авторской передачи А. Малахова «Пусть говорят») | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Языковая личность телеведущего: стереотипы и индивидуальные реализации (на материале авторской передачи А. Малахова «Пусть говорят»)

В любой речи присутсвует так называемая «сверхзадача» — коммуникативная стратегия, которая достигается через выбор и использование набора коммуникативных тактик. С их помощью адресант пытается влиять на собеседника. И от того, насколько целесообразен выбор коммуникативных тактик, напрямую зависит достижение или недостижение заявленной коммуникативной стратегии.

В конкретном речевом акте целесообразность выбора тех или иных коммуникативных тактик, служащих для реализации той или иной коммуникативной стратегии и тем самым определяющих эффективность общения, будет зависеть ещё и от типов языковых личностей собеседников, а также и от соблюдения ими максим речевого общения. С целью показать стереотипы ведущего, мы проанализировали те коммуникативные тактики, которые обеспечивают индивидуальные реализации заявленных стратегий в авторской передаче «Пусть говорят» телеведущего Андрея Малахова. Дж. Лич, описывая в своих работах принцип вежливости, выделяет ряд максим.

Максима такта заключается в соблюдениях интересов другого. А. Малахов в конфликтных ситуациях не участвует, а задает участникам вопросы, чем поддерживает конфликтную обстановку в зале. Максима великодушия проявляется в максимальной полезности для собеседника. А. Малахов в основном не допускает в своей речи доминирования, потому что ведущий искренне пытается помочь участникам, сопереживает их проблемам, это позволяет говорить о том, что телеведущий выступает в роли кооперативного актуализатора. Всегда садится рядом с оппонентом, кивает головой. Еще одна максима общения, которую выделяет Дж. Лич, — максима согласия. В телепередаче «Пусть говорят» ведущий показывает участнкам свое согласие с их точкой зрения. Это происходит не всегда, потому что А. Малахов выражает иногда и несогласие с мнением участников. В некоторых ситуациях даже использует тактику давления. Подобные ситуации корректируют личностные ориентиры — телеведущий, оставаясь активным кооператором (кооперативным актуализатором), становится «похожим» на конфликтного манипулятора (и даже агрессора): он имеет свою позицию, но, с одной стороны, старается понять своего первого коммуникативного партнёра и возразить второму.

С одним собеседником адресант — один тип языковой личности, с другим — другой. Максима симпатии заключается в выражении максимальной симпатии по отношению к участнику общения. Другими словами, максиму симпатии можно называть максимой доброжелательности. Доброжелательность является часто условием и других максим общения, например — такта. Соблюдение максимы такта невозможно без максимы доброжелательности. Андрей Малахов соблюдает данную максиму, он может обнять и успокоить собеседника, сочувствует ему.

Ситуативность речи позволяет использовать одни и те же тактики для достижения различных стратегий. Возникают такие ситуации, в которых участник диалога не имеет возможности соблюсти одну максиму общения, не нарушая другую. Имея стержневой позицией своей языковой личности активного кооператора, он время от времени выступает в роли конфликтного манипулятора (и даже агрессора), это не мешает ему в следующий момент обсуждения проблемы вновь приобретать статус кооперативного актуализатора. Проведённый нами анализ речевого материала позволил увидеть, что определенные композиционные элементы передачи (приветсвие, кивание головой, предсталвение гостей) акцентируют внимание на сопереживании пострадавшим участникам. Кооперативные стратегии располагают публику к телеведущему, помогают довериться ему участников и «раскрыть» свои внутренние переживания.

В. Р. Монгуш


Комментировать


7 − = пять

Яндекс.Метрика