Актуальные типы бодипозитива

Феномен телесности как транслятор идей и ценностей культуры существовал всегда, но лишь сегодня мы можем говорить об особой ситуации, в которой демократичная, полистили стичная культурная действительность демонстрирует плюрализм мнений и установок.

В связи с этим, даже в одном социальном течении, всегда существует большое разнообразие его тракто вок, иногда взаимоисключающих друг друга. В данной статье пойдет речь о наиболее реакционном движении – бодипозитиве, идеоло гия которого заключается в принятии любой внешности такой, какая она есть, а также борьбе с навязанными стандартами красоты.

Интернет-пространство дает множество интерпретаций идей бодипозитива (от англ. body positive). Несмотря на то, что идеология этого движения в любом случае сводится к позитивно му отношению к телу, сам термин «позитивный» воспринимается обществом по-разному.

В связи с этим в рамках единого движения бодипозитива возникло несколько форм его концеп туального оформления, несколько его типов, анализ которых представлен в данной статье. Хо тим оговориться сразу: сами названия указанных ниже типов бодипозитива мы позаимствовали у С. Егоровой, автора тематических сообщений на официальной странице сообщества социальной сети «ВКонтакте» «Body Positive / Бодипозитив: Вы прекрасны!» (https://vk.com/positivebody). Од нако их сущностное осмысление носит авторский характер. «Функциональный» бодипозитив. Любое тело прекрасно, так как выполняет свою функ цию.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В связи с этим направление наиболее актуально для женщин в послеродовой период, ко гда измененное тело (с его растяжками и другими «отклонениями» от нормы) в сознании жен щины становится телом, которое выполнило свое предназначение, принесло пользу или, дру гими словами, выполнило свою функцию. Также это направление формирует грамотность в от ношении женской физиологии и поддерживается теми, кто уделяет большое внимание физиче скому здоровью или пережил серьезное заболевание, так как соблюдение этих факторов опять же подводит к основной функции женского организма – репродуктивной (она включает в себя беременность, роды и лактационную способность молочных желез).

Оппозиционным мнением считается мнение, что жизнь женщины не ограничена репродуктивной функцией, она намного разнообразнее. Более того, женщины с ограниченными возможностями или испытывающие проблемы с деторождением, опираясь на эту идеологию, могут столкнуться с психологически ми проблемами: стрессом, непринятием своего тела, депрессией, что, в свою очередь, совсем не является позитивным мышлением, к которому стремится бодипозитив.

«Принимающий» бодипозитив. Все, что воспринимается нами как «отклонение» от нормы или идеала, должно восприниматься как данность. Принятие любой внешности с ее естествен ными проявлениями за норму должно являться частью нашей повседневной жизни. Любое те лосложение, возраст, внешность достойны принятия. Помимо того, что ни одно телесное явле ние не должно скрываться или осуждаться обществом, оно также должно приниматься самой личностью как норма.

Данный взгляд на собственное «Я» дает возможность избавиться от ком плексов, раскрепощает в поведении, а также стимулирует к действиям, направленным на разви тие личностных качеств, а не только телесных. Ко всему прочему, принятие собственного тела увеличивает способность женщины получать удовольствие от вещей, которые раньше казались лишь пагубными для собственного тела.

Различные косметологические процедуры, ограниче ния в питании, а также другие привычные всем практики всецело сосредотачивают внимание человека лишь на своем несоответствии идеалам красоты, что приводит к психологическим расстройствам, гонке за эталоном и другим патологическим состояниям. «Принимающий» бо дипозитив показывает нам, что эталона не существует, что те самые образцы, которым мы по клоняемся – результат работы фото или видеоретуши и других средств.

Он показывает, что в реальности все телесные проявления выглядят по-другому. Транслируя реальность, показывая тело таким, какое оно есть, принимающий бодипозитив освобождает девушек от негативного взгляда на собственную телесность и превращает недостатки в особенности. «Либеральный» бодипозитив.

В таком направлении все еще есть понятие «красота», но теперь оно доступно не только ограниченному (качественно) кругу лиц, а каждому. В его рам ках в основном концентрируется внимание на внешнем проявлении телесности: одежда, при ческа, татуировки, пирсинг и т. д. Среди активисток этого направления актуальны фотографии стильно одетых полных девушек. Особенно хорошо, если это девушки, которые занимаются такой деятельностью, которую мы привыкли ассоциировать с противоположным типом внеш ности.

Например, существует мнение, что девушка с лишним весом неповоротлива и неуклю жа, с трудом преодолевает расстояние и любые физические упражнения. Но когда нам демон стрируют эту самую девушку только с отличной пластикой и гибкостью, выполняющую стойку на голове – мы ломаем стереотип и приходим к тому, что и вправду все тела прекрасны и все, что нам мешает, – это вера общества в нашу неудачу. Эти «живые» примеры доказывают нам, что красота доступна каждому.

Дают возможность приблизиться к идеалу. Либеральный боди позитив – это понятная и самая популярная идея в этом движении, он не отрицает стандарты красоты, а наоборот подчеркивает их существование, поэтому и критикуется радикальным фе минизмом. Такое расширение рамок красоты используется, как правило, с коммерческой целью и использует все то, с чем борются феминистки: ретушь, попытки скрыть действительность от публики и др. К тому же такой бодипозитив совершает главную ошибку, с точки зрения феми низма, – рассматривает женщину как объект; подчеркивает, что внешнее проявление женщины актуальнее внутреннего содержания. «Радикальный» бодипозитив. Характеризуется критическим подходом к бьюти-практикам и пропагандирует максимально возможный отказ от них ради удобства, полностью исключает ся понятие «красоты» по отношению к женщинам.

Они требуют длительного сопротивления общественным нормам, отказ от привычных благ и многое другое. Например, «фриланс» (рабо та на себя – самый легкий вариант практики), «фудшеринг» (система, с помощью которой при годная к употреблению еда не уничтожается, а раздается бесплатно всем желающим), секонд хенды и фримаркеты (позволяет экономить деньги, потреблять разумно и, что важно для феми низма, позволяет минимизировать свой вклад в поддержку системы моды и стандартов красо ты), «фриганство» (стремление к минимизации потребляемых ресурсов, в этом случае в качест ве источников продуктов питания и других материальных благ используются свалки, мусорные контейнеры и т. д.). Отдельно можно выделить отказ от бьюти-практик в пользу естественных проявлений телесности, что позволит сэкономить время для занятий хобби, сна и других дел, что является важнее внешнего вида.

Радикальной можно считать идею принятия, которая пере росла во «фри блидинг» (англ. free bleeding, букв. «свободное кровотечение»), отказ от средств ухода и концентрация на тотально естественной красоте. Таким образом, можно сказать, что внутреннее разделение движения бодипозитива на по рой противоречащие друг другу концепции позволяет увидеть, с каких сторон осмысляется те лесность в современном мире. Мы можем глубже понять идеологию бодипозитива, выявить его актуальные направления и в дальнейшее работе опираться на данное разделение при описании идеологических аспектов.

Е. А. Климова, студентка направления подготовки «Культурология» Челябинского государственного института культуры, г. Челябинск. Научный руководитель – М. Л. Шуб, кандидат культурологии, доцент


Комментировать


4 + = шесть

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru