Война была особой… | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Война была особой…

Привал

Привал

«…Ну а война там была особой. Душман днем пашет или пасет скот, а ночью сидит у фугаса и караулит, когда на дороге появится бэтээр или колонна машин. Бывало, поставят на дороге пацана или, скажем, осла, чтобы машины сбавили ход, и как начнут поливать из гранатомета или «Калашникова»! Четверо моих товарищей погибли, двоих ранило…» 

Десять лет шла война, десять лет уходила кровушка России в чужие ненасытные камни и пески. Высокую цену – более 130 жизней своих сыновей – заплатила Брянская земля за это бесконечное десятилетие. Шестеро суземских парней сложили там свои головы: Алеша Сычев, Игорь Кулаженко, Витя Кошелев, Юра Литовка, Петя Васюк, Сережа Хвостов. Вечная, светлая им память.

Как же видится та война сейчас не политикам, не депутатам, а тем, кто, пусть даже раненным, вернулся домой?

Виктор, который по моей просьбе пришел в редакцию «Рассвета», рассказал, что в Афгане служил с 1980 по 1982-й. Да не где-нибудь, а в Королевской танковой бригаде, элитном подразделении афганской армии. Он и другие мотострелки охраняли наших военных советников, обеспечивали им связь с афганскими офицерами.

– Как оказались «за речкой», Виктор Владимирович? 

– Родом я из Сум, но семья переехала в городок Середина-Буда, что недалеко от Суземки. Мама была медсестрой, отец сварщиком. Когда призвали на службу, оказались в Москве. Здесь получили военные билеты, но тут же вместо них выдали загранпаспорта как гражданским лицам. Ведь в Афганистане значился ограниченный контингент советских войск… Поэтому наши военнослужащие числились и советниками, и журналистами, и даже специалистами сельского хозяйства.

Полгода послужил в Кабуле на главном узле связи. Потом послали на «точку» в горах, в 40 километрах от Газни. Бригада стояла на берегу озера, так что рыбы было вволю. Жили поначалу рядом с мечетью, в домах, построенных еще англичанами. Они ведь пытались огнем и мечом покорить афганцев несколько раз, но не получалось. Мало кто, наверно, знает, что в 1900 году в Афгане был разгромлен целый корпус английских войск. Афганцы поставили памятник той войне – «Ухо». В знак своей победы. Почему «Ухо?». Потому что за каждого убитого английского солдата платили афгани. Но сначала надо было предоставить доказательства: отрезанные голову, ухо, руку или ногу.

А если заглянуть в более далекое прошлое, то здесь бесславно закончился поход самого Александра Македонского!

Ну а война там была особой. Душман днем пашет или пасет скот, а ночью сидит у фугаса и караулит, когда на дороге появится бэтээр или колонна машин. Бывало, поставят на дороге пацана или, скажем, осла, чтобы машины сбавили ход, и как начнут поливать из гранатомета или «Калашникова»! Четверо моих товарищей погибли, двоих ранило…

Афганцев невозможно победить. Горы – их дом. К примеру, там система колодцев, которая помогала моджахедам нападать на наши части, устраивать диверсии. Киризы – подземные многокилометровые разветвленные сооружения. Душманы выйдут на поверхность, подорвут БТР или танк, отстреляются и исчезнут в своих подземельях. Ищи-свищи ветра в поле, то есть горах.

– Это была борьба за независимость?

– Думаю, верхушка боролась за власть. А простые люди, по-моему, о таких высоких материях, как независимость, вряд ли думали. Они просто зарабатывали деньги. Им платили за убитого советского солдата 10 тысяч афгани, за убитого офицера – 30. Платили очень щедро за сбитый вертолет, подорванный танк. Повстанцы зарабатывают деньги на войне, к тому же и Аллах спасибо скажет за убийство неверного…

– Мы были оккупантами? Нужна ли была та война?

– Нам объясняли тогда, что если не мы придем в Афганистан и останемся там, то американцы. Но 15 тысяч погибших – это чересчур высокая цена. Жалко молодые жизни… А ведь поначалу мы были для них шурави – друзья. Строили там дороги, мосты, жилье, учили детей, снабжали афганцев продуктами, медикаментами, одеждой, керосином… Но мир, увы, устроен так, что он все время воюет… И хорошо, что Горбачев вывел наши войска из Афганистана.

– Виктор Владимирович, как складывалась судьба после возвращения с войны?

– После Львовской школы милиции работал в Серединой-Буде в ОБХСС, окончил в Харькове юридическую академию. С 1987 года и до выхода на пенсию сотрудник Суземского РОВД.  Кстати, дочь Виктория – выпускница юрфака Воронежского университета.

Валентина ВЕРХОВОДОВА


Комментировать


− два = 2

Яндекс.Метрика