Горнозаводская промышленность на Урале

Горнозаводская промышленность на Урале

Горнозаводская промышленность на Урале

Во многом благодаря Уралу, Россия в начале XIX в. была мировым лидером по производству продукции черной и цветной металлургии: горнозаводская промышленность края производила 80% российского железа и чугуна, почти 100% меди.

Однако в 1850-х гг. Россия утратила мировое лидерство в черной металлургии и переместилась на восьмое место по объему производимой продукции. Себестоимость уральского металла практически не снижалась, что негативно влияло на его экспорт: к середине века за границу шла лишь 1/15 продукции русских металлургов. Остальная продукция поступала на относительно узкий внутрироссийский рынок, что привело к затовариванию и падению цен на железо и чугун.

Строительство новых заводов на Урале в первой половине XIX в. резко замедлилось, часть предприятий была остановлена. К середине века работали 154 горнозаводских предприятия, 24 из них были казенными, 52 — вотчинными, 78 — посессионными.

Главная причина застоя горнозаводской промышленности Урала крылась в господстве феодально-крепостнических отношений. Несвободный труд из временного преимущества превратился в очевидный тормоз экономического развития края и страны в целом.

Техническому прогрессу препятствовало и монопольное положение горнозаводской промышленности.

Первый паровой двигатель на Урале появился в 1799 г., но основным источником энергии оставалось водяное колесо. К 1860 г. паровые машины составляли лишь 17% общей мощности двигателей на уральских заводах.

И в этом столетии сохранилось важное значение Урала для обороны страны. Одиннадцать казенных заводов не были связаны с рынком, а работали по заказам военного ведомства: каждая пятая пушка, каждый второй артснаряд, каждое третье ружье в России выпускались на Урале.

Однако за впечатляющими показателями окрывались и проблемы. За полвека на Каменском и Верхне-Туринском заводах уральские мастера отлили около 3,5 тыс. чугунных артиллерийских орудий, хотя по нарядам требовалось вдвое больше. Не более, чем на 25-35% выполняли годовые наряды заводы Екатеринбургского, Гороблагодатского и Златоустовского округов.

К началу Крымской войны артиллерия недополучила свыше 1 млн снарядов. Стрелковое оружие производилось на Ижевском оружейном заводе, где за полвека было изготовлено около полумиллиона ружей (1/3 их отечественного производства), однако с 1825 г. за этим предприятием стали числиться подрастающие недопоставки. К середине века оружейные заводы страны (всего их было три — в Туле, в Ижевске и в Сестрорецке) не могли обеспечить даже текущие нужды армии.

Одновременно с этим уральские техники, отличавшиеся высокой квалификацией и трудолюбием, вносили посильный вклад в технический прогресс. Благодаря их усилиям средняя производительность домен за полвека выросла на 52%. Этому способствовало увеличение высоты доменных печей и внедрение нового типа воздуходувок. В конце 30-х гг. XIX в. началось распространение новых способов получения железа, в частности знаменитого английского пудлингования. К 1800 г. объемы производства железа старым кричным и новым пудлинговым способами сравнялись. Эффективность пудлингования снижалась из-за древесноугольного характера уральской металлургии (начатая еще в 1797 г. в районе Кизела добыча каменного угля не получила развития). Но все же именно из пудлингового железа изготовлялись машины, инструменты, рельсы и т. д.

Замечательный ученый-металлург П.П.Аносов из Златоуста создал новый способ получения литых сталей, открыл утерянный в средние века секрет изготовления булата, впервые использовав микроскоп для исследования структуры металла. В первой половине XIX в. на Урале в механических мастерских горных заводов было положено начало машиностроению, надолго определившему характер промышленности края. Многие технические новшества, получившие затем распространение по всей России, появились именно на Урале.


Комментировать


× два = 2

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru