«Золотые ключики» здоровьесберегающих технологий школьного учебного процесса

Письмо от московской школьницы

В 2017 году Нобелевская премия по экономике была присуждена за вклад в «понимание психологии экономики». Лауреатом стал американский экономист, профессор Чикагского университета Ричард Талер. Одной из самых известных работ Талера считается книга «Толчок». В ней описываются идеи о том, что на поведение можно влиять при соблюдении свободы выбора.

В исследованиях, которые были заимствованы из психологии, социологии и простого любопытства, Талер доказал, что человечество страдает от эмоций и иррациональности, которые влияют на принятие всех решений: от пенсионных накоплений до здравоохранения и спорта.

В 2015 году в New York Times Талер опубликовал статью, в которой раскрывается тезис о том, что люди не такие рациональные, а действуют под воздействием эмоций, поэтому всегда есть способ подтолкнуть их к наиболее выгодному для них решению. Таким образом, напрашивается соответствующий вывод: если иррациональное поведение человека может быть предсказано, тогда его можно подстрекать или подталкивать. Какое всё это имеет отношение к образовательному процессу?

И есть ли место ли в нем иррациональности? Как известно, существуют три составляющих образовательного процесса: учителя, учащиеся и их родители. Все друг с другом взаимосвязаны, все друг друга «подталкивают» для принятия тех или иных, нужных им решений. Учителя и родители подталкивают ребенка к активному обучению в школе, тот в свою очередь, или сопротивляется, противится (заболел, не понял, не расслышал и т.п.), или, поддерживаемый со всех сторон, старательно, добросовестно, и главное, с удовольствием переходит из класса в класс, радуя себя и всех вокруг.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Бывает и по-другому: учитель находится в оппозиции к ученику и его родителям. Они его игнорируют, жалуются на него, учитель сопротивляется. Хорошего мало. Есть и совсем редкий случай, когда учитель и ученик против родителя. Скорее всего, это бывает, когда родитель слишком требователен, груб, и ребенку нужна элементарная помощь, а нередко и защита. Конечно, большая ответственность лежит на взрослых. Ребенок ведомый, и не может отвечать полностью за свои действия и принятые решения. Он полностью зависим от старших. Наша задача – его правильно подталкивать, в нужном направлении и в допустимых дозах. В нужном направлении кому? Родителю? Учителю? Нет и нет. В направлении, нужном ребенку. У каждого в детстве есть мечта (не путать с ленью). Мечта, цель, желание.

И хорошо, когда родители развивают ребенка согласно вектору его мечты, вектору его врожденных способностей и желаний. Тогда и вырастают Жени Плющенко, Вани Урганты и Александры Друзи. Гораздо хуже, когда мамина мечта стать балериной воплощается через дочку, которая слегка косолапит, тяжеловата, и любит булочки как папа. Мама в истерике, девочка тоже, а от бесконечных диет – гастрит или язва желудка. Учитель в растерянности – какой уж тут образовательный процесс? Девочка неторопливая, любит читать и учиться, а ее вгоняют в стресс против ее воли и в противовес ее врожденным качествам. Представить сложно, что было бы с Евгением Плющенко, если б родители отвели его, например, на борьбу. Скорее всего,

мы бы просто о нем не знали. А в мире стало бы на одного несчастного и нереализованного человека больше. Сочетание желаний ребенка, помощи ему и «подталкивании» в данном направлении и вот оно, будущее России. Сильное. Умное, Доброе. Будущее, которому сегодня 10-12 лет, хочет быть счастливым. Наша задача – помочь. Как? Один ребенок всегда плачет -нужно выяснить причину и помочь. Другой чуть что в слезы и истерику, если не учил, а двойку не хочу – мамка заругает. Если его в этом поощрить, пожалеть – так и вырастет инфантильный и ни на что не способный человек. Здесь нужна разумная строгость. Другой ребенок старается изо всех сил, учит, отвечает заикается от старанияк нему с лаской да добрым словом. С третьим надо почти шепотом, и раза по три повторить но понимать и знать, что гений растет.

А кого – то в строгие и жесткие ежовые рукавицы надо брать. С каждым по-своему, но так, как ему надо для развития. Школьная программа. Кто–то ловит сразу, весь внимателен на уроках, кому–то скучно, кому-то просто непонятно (надо раз пять объяснить, и в деталях – такой вот психотип). Только вот учитель один на класс. Учитель не всегда артист. Не всегда может удержать внимание класса. И у учителя свой характер – строгий или мягкий, и голос от природызвучный, или еле слышим. Как управиться ему с огромным коллективом. Хорошо, если учитель по природе лидер.

С детских своих лет, со школы. А если нет. И таких много. Учителей, которые не могут справиться с классом. Как быть? А уж про родителей и говорить нечего. Всех детей под одну гребенку. Хорошо, если один, а если двое, трое? Все разные. Все родители своих детей любят. Кто словом, а кто криком, кто лаской, а кто ремнем. И вырастают из таких детей счастливые или несчастливые взрослые. И это мы с вами. Наша страна. Наша нация. Наше будущее. Родительского ликбеза очень не хватает.

Это первое. Второе. Пересмотреть методики преподавания некоторых предметов. Например, в нашей стране все в школах учили и учат языки. Учат все, а говорят и понимают единицы (после средней школы). Курсы 2-3 месячные дают гораздо больший результат, чем средняя школа за несколько лет. Третье. Обратить внимание на то, что в некоторых вузах преподавание идет циклами. Погружение в предмет. Месяц учим анатомию, месяц – хирургию. Или на обучение в школе Виктора Федоровича Шаталова, легко и быстро.

Четвертое Для преподавателей в программы ВУЗов и послевузовского образования просто необходимо ввести курсы риторики, ораторского мастерства, умения владеть аудиторией, держать аудиторию. (Всему этому обучают в театральных вузах, на курсах телеи радиоведущих).

Пятое. Для понимания ученика и себя тоже посмотреть в сторону СВП (системно-векторной психологии) Юрия Бурлана, которая помогает понять и себя, и другого, избежать больших проблем, вплоть до суицида (десятки тысяч отзывов реальных людей, отзывы врачей, педагогов, психологов разных стран). Спасенные человеческие судьбы (в том числе от суицида). Как можно улучшить образовательный процесс. 1. Активнее включать в него родителей.

2. Учитывать желания, психические особенности и способности ребенка. 3. Посмотреть на альтернативные методики и направления, например:  Школы ораторского мастерства,  Театральные вузы,  Школа НЛП,  Курсы иностранных языков.  Медицинские вузы.  Школа В.Ф. Шаталова в Крыму и другие.  Системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана (распознавание человека по его желаниям, или направлениям желаний -векторам). Может, по этим вопросам и нет диссертаций.

Дело «за малым»: изучить, исследовать и написать. Только времени жаль. В школах уже стреляют, а в классах не хватает первых парт для детей с плохим зрением. Так что, может быть, иррациональный подход в педагогике все же допустим.

А эти «золотые ключики» альтернативы помогут нам сберечь не только здоровье, но и психику, и даже жизни подрастающего поколения. Дети – наше светлое «завтра», а мы хотим и должны жить в счастливой стране среди радостных людей.

 

Именитова О.И.


Комментировать


5 − два =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru