Первым по значению принципом обучения и воспитания военная педагогика называет коммунистическую партийность. Этот ленинский принцип относится к преподаванию не только общественных, но и всех военно-технических дисциплин. Он требует, чтобы идеи партийности, диалектико-материалистическое осмысливание военных знаний пронизывали все занятия.
Решающим фактором для успешной реализации этого принципа является подготовленность преподавательского состава, идейно-политическая направленность их занятий. Именно на это так определенно указывал в письме ученикам Каприйской школы в 1909 году В. И. Ленин: «Во всякой школе самое важное — идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов. …Никакой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов».
Свои взгляды на то, как может практически осуществляться в нынешних условиях военного учебного заведения этот ленинский тезис, излагает отличный педагог, начальник одного из циклов курсов «Выстрел» 70-х годов полковник Ю. Н. Дружинин. Будучи опытным офицером, активным участником Великой Отечественной войны, он обладал обостренным чувством личной ответственности не только за качество собственных занятий, но и за всю систему учебно-воспитательных мероприятий цикла. И часто в беседах, советах и выступлениях перед преподавателями подчеркивал, что для нас, коммунистов, принцип партийности обучения кажется совершенно очевидным.
Но именно эта кажущаяся простота и понятность таит в себе значительные трудности и тонкости, без овладения которыми попытки преподавателя подчеркивать свою приверженность принципу коммунистической партийности и научности выглядят излише прямолинейными, неубедительными и малодейственными. Партийность в обучении и воспитании не может осуществляться какими-то специально надуманными путями, дополнительными приемами и мерами. Она должна являться органическим содержанием всего процесса преподавания и поведения руководителя занятий. Поэтому первым и важнейшим условием действенности этого принципа является глубокая личная партийность преподавателя, его убежденность в верности политики коммунистической партии, его принципиальность и честность как офицера и человека.
Самое сильное партийное влияние на обучаемых оказывает личный пример руководителя, его отношение к службе, занятиям, людям, общим задачам учебного заведения, событиям в стране и за рубежом, Преподаватель должен нести обучаемым коммунистическое отношение к делу так, как нес его людям Коммунист в известном кинофильме, когда казалось, вопреки здравому смыслу он один валит топором деревья, чтобы разжечь топку паровоза и доставить необходимый груз стройке. И Коммунист своей одержимостью увлекает людей, ведет их за собой и побеждает их пассивность и неверие. Так и преподаватель своей коммунистической убежденностью обязан увлекать и воспитывать обучаемых.
Так понимал Ю. Н. Дружинин первостепенную задачу партийности обучения и воспитания. Так он и поступал в соответствии со своими убеждениями и поэтому пользовался общим уважением как педагог и коммунист; избирался членом партийного бюро цикла, партийной комиссии при политическом отделе курсов «Выстрел»; был активным участником общественной и спортивной жизни курсов.
Вторым условием успешного осуществления принципа партийности обучения и воспитания он считал обязательное знание общих основ марксизма.-ленинизма и, в частности, глубокое понимание сущности диалектического метода познания и, главное, умение использовать его в процессе обучения. Диалектический метод познания является обязательной составной частью принципа партийности обучения. Он позволяет показывать изучаемые явления, события, объекты во взаимной связи, в постоянном развитии, с их положительными и отрицательными чертами.
Руководствуясь этим методом, все тактические нормативы и требования, записанные в Уставах и Наставлениях, надо объяснять, основываясь на существующих современных средствах ведения боевых действий; показывать их гибкость и изменчивость по мере изменения и развития средств нападения и защиты. Обучаемым надо показывать историю развития тактики, как следствие развития средств ведения войны; в свою очередь — развитие всех видов вооружения — в непрерывной борьбе и единстве противоположностей. Эта диалектика развития особенно заметна в настоящий период продолжающейся научно-технической революции.
На наших глазах рождаются все новые и новые средства нападения и защиты, происходят непрерывные их изменения. Так, например, повышение толщины и качества брони танков, артиллерийских самоходных установок и других броне-объектов рождают новые виды противотанковых снарядов и ракет.Это в свою очередь приводит к разработке новых видов и типов зашиты бронированных целей. Соперничество брони и снаряда рождает новые образцы бронетанковой техники, более маневренные, способные передвигаться на суше и по воде с высокими скоростями. Для поражения таких высокоманевренных бронированных целей разрабатываются новые средства поражения — вертолеты, вооруженные ПТУР, применяются методы дистанционного минирования местности специальными противотанковыми минами и т. п. Все это приводит к выработке новых тактических приемов действий бронетанковых частей и подразделений.
Можно приводить и далее подобные примеры, подтверждающие приложение диалектического метода к объяснению существа развития военного дела. Все эти общие положения диалектики диктуют методику обучения, направленную на развитие аналитического мышления, умения делать анализ и обобщения; понимать закономерность развития тактики, как функции развития средств ведения боевых действий. Партийность обучения несовместима с догматизмом и шаблоном, с навязыванием готовых закостенелых решений и правил; она требует творческого смелого мышления как от преподавателя, так и от обучаемых.
Такой подход к методике проведения занятий требует от преподавательского состава высоких профессиональных знаний и умений, мастерства и постоянного совершенствования личной подготовки. На это направлял работу коллектива преподавателей цикла полковник Дружинин. Сам он постоянно и настойчиво пополнял СБОИ знания, поддерживал творческие связи с родственными военными учебными заведениями и научными организациями, следил за новинками литературы, выписывал и читал много изданий периодической печати по специальности. Вместе с тем, он находил время для чтения новых работ по марксистско-ленинской теории, считал необходимым следить за новинками литературы по общественным дисциплинам. Его личный опыт убедительно показывает, что для обеспечения настоящей партийности необходима строгая научность обучения, глубокие знания и предмета своей специальности, и основополагающих принципов марксизма-ленинизма.
Помимо выполнения двух названных условий для реализации принципа коммунистической партийности, руководитель занятий должен владеть и определенными умениями органически включать в свои объяснения такие сведения, которые бы убедительно показывали роль Коммунистической партии и Советского правительства в развитии Вооруженных Сил и укреплении обороноспособности Советского государства и всего социалистического лагеря, приоритет советских ученых и конструкторов в создании образцов вооружения и боевой техники. Но делать это надо только там, где такие отступления уместны, непосредственно относятся к теме занятия.
Дополняют и расширяют кругозор обучаемых не общими фразами, а конкретными фактами, цифрами, делами.
Большие возможности успешного использования этого пути представляют программы изучения военно-технических дисциплин. Непрекращающаяся гонка вооружений в странах и армиях НАТО вынуждает нашу партию и Советское правительство принимать необходимые ответные меры по оснащению Советской Армии современными образцами боевой техники и вооружения. Все офицеры постоянно являются свидетелями пополнения родов войск и видов Вооруженных Сил новой техникой. Это — результат целенаправленной руководящей деятельности нашей партии по поддержанию необходимого уровня обороноспособности нашего государства и стран социалистического лагеря в целом. И вот от этих общих положений очень важно преподавателю суметь перейти к объяснению близких слушателям фактов из жизни их частей и подразделений, привести конкретные примеры пополнения новой техникой Сухопутных войск.
Можно в беседе с обучаемыми установить, какие новые образны боевой техники получили части за время их службы; объяснить какие усилия затрачивает государство на пополнение армии вооружением, оборудованием, всеми видами снабжения. Насколько велики затраты на обеспечение армий современными видами вооружения можно показать по опубликованным в иностранной печати данным. Так, стоимость одной самоходной артиллерийской установки типа американской 155-мм системы МЗЗ составляет более 150 тыс. долларов, стоимость современного танка— около 1 млн. долларов.
Поучительными и полезными являются рассказы о конструкторах вооружения, их работе по созданию оружия, боевой техники, боеприпасов. На примерах их деятельности воспитывается чувство уверенности в то, что забота партии и правительства об укреплении Советской Армии дает реальные и весомые результаты. С каким интересом, например, выслушивают обучаемые сведения из истории создания наших прославленных танков периода Великой Отечественной войны, новых послевоенных танков, их вооружения, комплексов управления огнем! Особенно интересно проходят периодически проводимые на курсах «Выстрел» встречи преподавателей и слушателей с конструкторами — создателями советского стрелкового оружия. Перед личным составом в разные годы выступали В. Г. Федоров, С. Г. Симонов, М. Т. Калашников, Е. Ф. Драгунов, Н. Ф. Макаров и другие прославленные оружейники. Их рассказы о своей жизни и деятельности являются отличным дополнением к системе воспитательной работы в целом и во многом способствуют успеху реализации принципа партийности обучения и воспитания.
При изучении боевой техники и вооружения удачно служат партийной направленности обучения сравнения наших образцов с аналогичными иностранными. Однако здесь преподаватель должен быть строго объективен и правдив; только при этом условии они будут иметь положительное воспитательное значение. Например, говоря о приоритете нашей страны в разработке и принятии на вооружение боевой машины пехоты БМП-1, подчеркивая ее положительные качества, надо не умалчивать о недостатках ее вооружения по оценкам настоящего времени. Автоматические пушки боевых машин пехоты ФРГ и США, принятые в последние годы, превосходят наше орудие БМП-1 по дальности действительного огня. Об этом надо прямо указать и объяснить в связи с этим наиболее целесообразные приемы боевого использования БМП-1.
Принцип коммунистической партийности означает также активную критику буржуазной и ревизионистской идеологий, разоблачение сущности антикоммунизма. На занятиях по изучению военной техники особенно уместно показать реакционную сущность буржуазных теорий о роли и месте человека в современной войне. Сложнейшие комплексы систем оружия массового поражения, по взглядам буржуазных теоретиков, позволят добиваться победы так называемой «кнопочной войной». В ней за пульты управления ракетных систем будут посажены «роботы» — купленные за деньги бездумные слуги империализма, способные вести термоядерную войну, не ощущая ни войны, ни угрызения совести. Так, буржуазные теории, по сути дела, отрицают решающую роль человека в современной войне, а следовательно, отрицают один из решающих факторов победы в вооруженной борьбе — социально-политическое сознание воинов, моральный дух армии. Это тот фактор, который был в основе пашей победы над фашистскими агрессорами и который всегда останется в числе решающих в любых военных столкновениях.
Прямой вывод отсюда — наша обязанность усилить воспитание у воинов морально-психологической устойчивости, основанной на сознании правоты и справедливости идей коммунистической партии, вере в торжество ленинских заветов. Очень хороший путь к сознанию обучаемых открывается здесь и по такому важному вопросу, как воспитание осознанного понимания важности бережного отношения к технике, снаряжению и военному имуществу. Огромные материальные средства государство затрачивает на разработку и производство современной боевой техники и вооружения, снабжение личного состава всеми видами довольствия; на обучение воинов. Наш долг — по-хозяйски, любовно относиться к материальным ценностям, беречь и содержать в полной боевой готовности вооружение, учебное оборудование, жилой фонд, экономить материальные ресурсы. Все это — партийное отношение к исполнению долга советского гоина, одно из направлений коммунистического воспитания обучаемых.
Помимо подобных примеров полковник Дружинин всегда находил возможность или на уроках, или в перерывах между занятиями побеседовать со слушателями по текущим вопросам жизни страны и армии, умело связывал повседневные задачи обучения с общими целями Коммунистической партии и нашего государства, которые определялись очередными съездами КПСС и Пленумами ЦК КПСС, сессиями Верховного Совета СССР, приказами Министра обороны СССР.
Такая умелая направленность обучения присуща и многим нынешним преподавателям курсов «Выстрел». Способствует этому целенаправленная работа командования курсов, учебного и политического отделов. Для совершенствования методики воспитательной работы проводятся межцикловые методические совещании, на которых преподаватели делятся опытом воспитательной работы и, н частности, методики осуществления на занятиях принципа коммунистической партийности; вырабатываются рекомендации по этим вопросам с учетом опыта различных циклов. Молодые преподаватели учатся у своих старших товарищей полнее и действеннее проводить в жизнь активную воспитательную направленность занятий.
И во главу угла в деле реализации принципа партийности преподавания ставятся рассмотренные обязательные условия личной примерности преподавателя в его учебной, партийной, общественной деятельности, его коммунистического отношения к делу. Девизом всей этой работы служат слова Ленина о том, что «…мы отстаиваем партийность принципиально…, именно поэтому нам надо всеми силами добиваться того и строжайше следить за тем, чтобы партийность была не словом только, а делом».