Историко-культурное наследие России в музейных коллекциях США

Военная сила и паритет

Полиэтничность населения Соединенных Штатов Америки определяет и многообразие представленности народов и культур, живущих на этой территории, истории их быта и искусства в музейно-выставочном пространстве (Музей иммиграции, музей культуры и быта индейцев, алеутов, музей «Старый мир Висконсина» и др.). Русской культуре принадлежит здесь особое место, хотя основные коллекции историко-культурного наследия представлены на территории США эмигрантскими политическими и частными архивами, произведениями искусства и личными вещами (больше 40 больших и малых русских музеев и архивов сосредоточено на территории США).

Заслуга в создании историко-культурных музеев и заповедников зарубежной России принадлежит преимущественно русским общественным объединениям и организациям, ставившим цель сохранения наиболее важных памятников отечественной истории и культуры через их приобретение, получение в дар независимо от того, к какому периоду они относятся, их материала и принадлежности. Вполне естественно, что, отражая вехи повседневности, истории и культуры России, хранители и создатели музейных коллекций не избежали тенденциозности и не решали задачу создания через собранные экспонаты всесторонней картины жизни страны.

Сыграли свою роль и идеологические разногласия с Советским Союзом – вот почему основной корпус музейных коллекций формировался из эмигрантских документов и вещей. Но в этой сфере «русская Америка» создала поистине драгоценные музейные коллекции и архивы, ставшие основой для соответствующих типов исторических музеев – церковно-исторических, археологических, политических и др. Этому способствовали и объективные условия, когда в период первой эмиграции, а особенно после Второй мировой войны, в результате исхода в США Дальневосточной ветви эмиграции, ДиПи (displaced persons, перемещенные лица) из стран Европы в крупнейших архивах США были собраны огромные фонды типа Гуверовского, Бахметевского (при Колумбийском университете) архивов, коллекций Русской православной церкви, войсковых и дипломатических корпусов. Почти все они сегодня открыты, значительная часть оцифрована и передана России. Благодаря финансовой поддержке Русского центра, эмигрантских организаций и частных лиц фонды и коллекции постоянно пополняются, здания реконструируются, осуществляется многообразная музейная деятельность [1]. Одним из крупных центров музейно-архивного типа является Архив русской культуры при Русском центре Сан-Франциско, созданный в 1948 г. и провозгласивший в числе других направлений своей миссии открытость и доступность, участие в совместных выставках и обмен материалами, бесплатный доступ публики к выставочному залу.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

На начальной стадии собирания архивные материалы касались только дореволюционного периода (история Российско-Американской компании, Русской Аляски), но музей расширил хронологию и тематику экспонатов, собрав уникальную коллекцию рукописей, дневников и писем русских писателей, религиозных деятелей, ученых. Сегодня музей обладает редким собранием документов, по-новому освещающих события Первой и Второй мировых войн. Среди экспонатов музея – археологические находки, старинные документы, царские подарки, научные достижения русских ученыхэмигрантов [2].

Примечателен и своеобразный музейный экспонат – встречающая посетителей музея вывеска, когда-то венчающая бывшее здание консульства Российской империи в Сан-Франциско. Самый большой русский военно-исторический музей и архив расположен на территории русского общественного центра «Родина» (г. Лейквуд, штат Нью-Джерси). У истоков работы по сохранению бесценных материалов русской истории и политики стоял историк-эмигрант В. П. Стеллецкий (он же и открыл музей в 1958 г.). В основном это материалы и документы, вывезенные из Европы русской военной эмиграцией. В фондах музея хранятся вещи императорской семьи, ордена и медали, оружие, образцы русской военной формы, ювелирные изделия, коллекции русских костюмов, произведений русских художников, граверов, ювелиров. Примечательно, что большая часть фондов по завещанию В. П. Стеллецкого (40 тыс. ед. хр.) в 1990-е гг. была передана России в Музей Вооруженных сил. По традиции, существующей и в России, крупнейшими центрами собирания и хранения культурного наследия являются храмы и монастыри. Эта традиция продолжилась и в годы эмиграции – как в Европе, так и в США. Практически любой приход РПЦ на Западе является хранилищем бесценных экспонатов и архивов. Для «русской Америки» таким музейным комплексом является созданный при Свято-Троицком Русском монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк)

Музей русской истории, содержащий редкие материалы по церковной истории, документы российских общественных организаций, а также личные и семейные фонды эмигрантов. Добавим к этому, что особую ценность коллекции составляет уникальный свод материалов, связанных с историей масонства. Как показывает анализ источников, до недавнего времени интерес ученых ограничивался в основном музейными коллекциями и документами, связанными с эмигрантским наследием и сосредоточенными в крупных научных центрах и общественных фондах [3]. Гораздо реже исследователи обращаются к характеристике многочисленных музеев других видов – между тем в музейных коллекциях США сосредоточен огромный корпус произведений русского искусства, этнографических и археологических материалов и артефактов, касающихся культурной памяти нашего народа и его этнонациональной составляющей. Разумеется, большая часть крупных коллекций тоже составлена из материалов, предоставленных русскими эмигрантами – произведений искусства, вещей повседневного быта, фотоматериалов, археологических раритетов, древних артефактов.

Следует подчеркнуть, что именно такие коллекции представляют интерес для самих американцев, стремящихся понять «загадочную русскую душу», о чем свидетельствует статистика посещения русских музеев в США. Так, важное место в русском историко-краеведческом конвенте американских музеев занимает относительно молодой Музей русского искусства в Нью-Джерси, где сосредоточена богатая коллекция русского искусства, в том числе и современного. Небольшие комнаты, где располагаются экспонаты, представляющие русский быт, воссоздают его с исторической точностью и скрупулезностью, с тем чтобы посетители сразу же ощутили комфортную атмосферу того или иного периода. Несмотря на преимущественное внимание к неофициальному искусству СССР (экспозиции русского быта советского нонконформизма), значительное место отводится и другим периодам русской культуры (от Древней Руси до сегодняшнего дня). «Жемчужиной» «русской Америки» не случайно называют одно из ярких историко-этнографических мест на американском континенте – Музей русской колонии в Калифорнии Форт-Росс (Fort Ross State Historic Park) – некогда русская крепость и поселение в 80 км от Сан-Франциско. Сегодня это историко-этнографический заповедник, имеющий статус объекта национального значения. В прошлом (до 1841 г.) центр Российско-Американской торговой компании, этот своеобразный музей под открытым небом объявлен историческим парком штата, национальным достоянием и объектом особой исторической ценности, поддерживаемым властями штата, общественными организациями и спонсорами. Именно в Форт-Россе стали функционировать единственные на тот период в Калифорнии ветряные мельницы, судостроительные верфи, виноградники и фруктовые сады. От русских колонистов Америка получила и такие достижения европейской цивилизации, как оконные стекла, приборы для наблюдения над погодой и другие технические новшества.

Сегодня на территории музейного комплекса воспроизведены детали русского быта, проводятся русские фестивали, ярмарки ремесел, выставки интернациональной кухни, фольклорные праздники, которые, как правило, из исконно русских перерастают в общеславянские. В тексте музейного буклета представляет интерес обращение к посетителям: «Аlso in the Call Picnic area, enjoy our International Food Bazaar. Choose from a wonderful variety of local vendors, including traditional Russian Borscht, Pelmeny (meat dumplings), Bliny (pancakes) with stuffings, Vinegret (beet root salad) from the brand new Russian House» (комментарии излишни). Историко-этнографический пласт русской Америки сохранился и на современной Аляске. Публикации, посвященные истории Аляски, представляют обширный сегмент отечественной американистики и русистики. Отсылая читателя к некоторым из этих работ [4], следует подчеркнуть, что несмотря на «американизацию» основной части населения (в том числе и в сфере языка), в местах бывших русских поселений сохранились историко-этнографические комплексы, находящиеся под охраной штата как имеющие особый историкокультурный статус. Так, в современном Кадьяке, городе, основанном русскими в 1793 г., функционируют два исторических музея, где представлены предметы быта русских поселенцев: орудия труда, предметы вооружения XIX в., церковная утварь, редкие иконы, колокол, отлитый на Аляске в 1812 г.

В городе Ситхе (в прошлом Ново-Архангельск), бывшей столице «русской Америки», сохранилась постройка русского периода – «Епископский дом», ставшая музеем, где воссозданы жилые комнаты владыки Иннокентия, его библиотека, церковные реликвии. На месте сгоревшей старинной деревянной церкви в 1966 г. построен Свято-Михайловский собор, обладающий коллекцией уникальных икон, золотых и серебряных изделий (собор знаменит тем, что в нем хранится редкая икона кисти В. Боровиковского). Подводя итоги, отметим, что изучение и поддержка историко-культурного наследия «русской Америки», знакомство с ее историческим прошлым, традициями, литературными достижениями является уникальной основой для развития положительного имиджа России, который, несомненно, может играть большую роль в диалоге культур и народов, в продвижении отечественной истории и культуры за рубежом.

Примечания

1. Петров Е. В. Архивная россика в США в первой половине ХХ века // Россика в США: Сб-к статей. Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. 7. М., 2001. С. 146–160.

2. Подробнее см.: Хисамутдинов А. А. Музей русской культуры в СанФранциско: материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. 1999. № 5. С. 22–29; Меняйленко М. К. Деятельность русской эмиграции по сохранению историко-культурного наследия (по материалам Музея русской культуры в СанФранциско). Дисс. … канд. ист. наук. М., 2008.

3. Муромцева Л. П. Типология российских эмигрантских музеев // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 49–59.

4. История Русской Америки (1732–1867): в 3-х т. Т. 3 / под ред. Н. Н. Болховитинова. М., 1999; Корсун С. А. Русское наследие на Аляске // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 13. СПб., 2003. С. 57–70.

Н. О. Осипова, г. Киров


Комментировать


6 + = семь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru