Место фейковых новостей в глобальных медиа (на примере издания Mirror)

В исследовании рассмотрены приемы формирования фейковых новостей и критерии оценки социальной значимости публикаций издания Mirror. Гипотеза состоит в том, что культура желтой журналистики возводит фейковые новости в статус социально-значимой информации, а сами фейк-ньюз выступают способом получения дохода за счет удовлетворения информационных потребностей и обеспечения конкурентоспособности на современным рынке глобальных медиа. Процесс глобализации в желтой прессе сформировал мышление и восприятие действительности в рамках мирового масштаба.

Говоря о степени «фейковости» новости, мы можем судить только об относительной степени объективности информации, выражающейся в формуле «меньше субъективных элементов в методе сбора и обработки информации — большая степень объективности и достоверности». Социально-значимая информация максимально приближена к самым разным группам аудитории, вне зависимости от уровня образования. У разных типов изданий на практике она имеет специфическое проявление, но в обязательном порядке включает обеспечение реальной конкурентоспособности и ориентацию на аудиторные интересы больших общественных групп (например, массовой аудитории). Для реализации этих базисных элементов формирования социальной значимости издание продумывает собственную информационную политику и «содержательную стратегию».

Редакция Mirror пользуется жанровой формой фейковой новости для поддержания эффекта эксклюзивности материалов, стимулирующего интерес аудитории. Издание использует три ключевых приема формирования фейковых новостей: апелляцию к эмоциям, фотоколлаж и присутствие кричащего заголовка, который не соответствует дальнейшему содержанию текста. Из 410 публикаций 379 (92 %) содержат фотоколлаж в качестве стартовой презентующей материал иллюстрации, располагающейся над заголовком текста. 120 заголовков из 410 содержат количественное числительное (это 29%, больше четверти публикаций). В 19 публикациях заголовок не соответствовал содержанию текста. По всем из трех ранговых категорий популярности сайта в Интернете за октябрь Mirror находится в плюсе, что говорит о повышении популярности медийного ресурса и интереса аудитории.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Суммарный показатель посещений с десктопа и мобильных устройств так же вырос на 23,94% и составил 110, 22 миллиона человек. Более чем миллионный тираж печатной версии и 1,1 миллионный показатель онлайн-посещений, прирост всех трех индексов популярности, превалирующий рост трафика над его снижением, наличие трафика от рефералов и социальных сетей свидетельствует о социальной востребованности издания среди аудитории. За две недели читатели издания оставили онлайн 2375 комментариев. Самыми популярными темами для обсуждений стали: сенсационно-скандальный материал о возможной лжи на мировом уровне, текст о насилии над животными и публикация об исламистах. Именно подобная тематика в форме таблоидных новостей оказалась социально востребованной аудиторией издания и имела значительный отклик. Относительно высокая цена за рекламу в печатном издании и одна из самых низких в онлайн-версии — коммерческая стратегия, выбранная изданием для обеспечения конкурентоспособности, которая была бы нереализуемой без специфических особенностей фейковых новостей, которые имеют на практике большой отклик со стороны аудитории, соответствуют ее информационным вопросам и потребностям, тем самым закрепляя место фейковой информации как социально значимой в медиакоммуникации.

Я. И. Соболь


Комментировать


− три = 6

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru