Механизмы влияния в процессах массовых коммуникаций

О критике

В статье рассмотрены общие принципы работы, основных механизмов влияния в процессах массовых коммуникаций. Цель данной работы изучить сложившиеся механизмы влияния в современной системе символов и знаков. Теоретически вскрыты и практически доказаны источники и причины процессов влияния и манипулирования объектами общественных отношений.

Ключевые слова: стереотипы поведения, манипулирование сознанием, аналогичное поведение, взаимный обмен, доминирование, символы и знаки. Influence mechanisms in process of mass communications In the article general principles of work of basic mechanisms of influence are considered in the processes of mass communications. The aim of this work is to study the mechanisms of influence in the modern system of symbols and signs. In theory unsealed and sources and reasons of process of influence and manipulations the objects of public relation are practically well-proven Key words: behavioral stereotype, manipulation by the social conscience, similar sentiment, mutual exchange, domination, symbol and signs.

В данной работе рассматриваются определенные общие стереотипы в поведении животных и людей. Эти стереотипы-механизмы выработаны в процессе эволюции социализации сообществ. Данные модели, являясь автоматическими, запускаются, как правило, одним элементом информации, словно спусковым крючком. Преимущество автоматизма реакции заключается в том, что этот простейший механизм позволяет экономить время и энергию. Но присутствует и недостаток – правильный результат действия не гарантирован. В данной форме реагирования отсутствует анализ, отсюда и появляется реакция уступчивости, которая является основой для механизмов влияния в процессах массовых коммуникаций.

Одним из таких механизмов, например, является механизм взаимного обмена, являющийся одновременно и одной из норм человеческой культуры. Можно привести аналогию с физикой: притяжение между протонами и нейтронами обеспечивается обменом мезонов. «Дать другому и быть уверенным в том, что это действие породит объединение и ответное действие» – это закон общего функционирования. На его основе возникает техника манипулирования. Это связано с тем, что человек ведет общественно-значимую жизнь и находится в отношениях с другими членами общества, и в его поведении необходимы последовательность и обязательность.

Причем эти два понятия связаны между собой через призму восприятия индивидуума. Именно он определяет первичную точку последовательных событий и силу влекущих за собой обязательств. Если речь идет об общении, то важно понимать внутреннюю зависимость перед собой от последовательности и от возникающей в процессе развития действий, обязанности перед участниками событий и перед собой. Различимы две стороны этих процессов: позитивная и негативная. Первая позволяет формировать ценные стереотипы поведения, принятые обществом, а также использовать уже имеющийся опыт принятия решений. Однако это же позволяет и манипулировать человеком, навязывая ему поведение. Для того, чтобы обязательства были эффективными, необходима активность и публичность последнего.

Существуют методы защиты от давления обязательств. Они связаны с оценкой внутренней удовлетворенности ситуацией. Также основным ориентиром в современном обществе при принятии решения является аналогичное поведение других людей. Такой принцип можно назвать «социальным доказательством». Для его доминирования необходимо наличие двух факторов: неуверенность в своих действиях, которая заставляет искать стандарт поведения у других или выбирать стандарт, признанный обществом, а также сходство личности, принимающей решение, с тем, кто уже оказался в подобной ситуации.

Вероятно, корнем данной стратегии поведения является роль семьи, особенно при формировании у ребенка способности принятия самостоятельных решений. И, как следствие, поиск защиты и оправдания при уже совершенных действиях. Также основой взаимоудачного личного общения является симпатия. Логика и анализ – это прерогатива одинокого размышления. Мы же общаемся с живыми людьми, и для нас важна привлекательность. Хотя мы понимаем, что последняя является лишь красивой упаковкой. Но механизмы симпатии носят характер рефлексов, и с этим необходимо считаться. Перечислим характеристики, влияющие на симпатию: во-первых, это физическая привлекательность, которая обычно ведет к первоначальной переоценке других черт и качеств человека; во-вторых, это схожесть – тот же механизм бессознательной симпатии; в-третьих, ощущение близкого знакомства; и последнее – это наличие ассоциаций с положительными моментами. Чтобы уменьшить влияние на себя, мы должны учитывать все эти факторы- манипуляторы.

Обратимся к одному из самых старых и мощных механизмов влияния! К авторитету. Что это? Каковы механизмы, скрытые и явные, которые позволяют вести толпы масс как одного человека? Почему человеческое сообщество не сильно отличается от находящихся на низшей эволюционной ступени животных сообществ? Если все остальные механизмы влияния только несут на себе отпечаток эволюционных изменений, то авторитарность порой без изменений проецируется на наше общество. Так что же заставляет нас быть безропотными и беспрекословными? И какой силой обладают те, кто вскрыл механизмы манипуляции сознанием через авторитет? Природа жизни такова, что в любой неоднородной массе происходит разделение по доминирующим признакам.

И в зависимости от уровня развития сообщества сложность этих признаков различна. Так, в наиболее простых сообществах доминирует физическая сила со всеми присущими ей атрибутами: рост, вес, агрессивность и т.д. В процессе эволюции усложняются схемы отношений между членами сообщества, и, т.к. сообщество по умолчанию имеет преимущество перед не упорядоченной массой, то это преимущество должно было проявляться и закрепляться. Поскольку на смену грубой силе приходят другие доминанты (опыт, знание, лидерские (организационные) качества), то, как следствие, в процессе закрепления в обществе этих стандартов формируются соответствующие атрибуты. Что это может быть? Внешний вид (образ старца), воинственность и сопутствующая ей обеспеченность, коммуникабельность?

Интерес представляет тот факт, что если в начале становления общества атрибуты следовали за лидером как тень, то теперь атрибуты оторвались как тень в известной сказке от своего хозяина и живут своей жизнью. При этом они наделены способностью к объединению и формированию несуществующих лидеров. Если взглянуть на нашу жизнь через призму символов и знаков, легко можно понять, что на самом деле руководит нами. Основные механизмы влияния как по паутине пробираются по нашим системам символов и знаков, захватывая нас в свои сети, навязывая нам все: от вкусов и образа жизни до политических взглядов. Знать и вскрывать скрытые механизмы подавления, внушения и навязывания образа действия через механизмы авторитарности – важнейшая задача социальной психологии. Без этого невозможно понять, что есть свобода! Свобода как осознанная зависимость от объективных общественных процессов. Свобода как принятие, а не протест и тем более преклонение перед необходимостью. Данная работа представляет интерес, поскольку в ней ясно присутствует и научность и практическая значимость. В ней переплетены одни из самых актуальных тем на сегодняшний день: механизмов влияния и символов и знаков. Указанные темы охватывают как все общество, так и конкретно взятого человека, во всей его уникальности.

Библиография

1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М., 2003.

2. Чалдини Р. 416 Психология влияния. СПб., 2001.

Марунич Людмила Игоревна


Комментировать


− 1 = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru