Некоторые аспекты культурной жизни города Архангельска первых двух десятидетий XX века

Проблема сохранения культурно-исторического наследия является одной из важнейших проблем современного российского общества. Следует помнить, что преемственность – одна из важнейших закономерностей социального развития. Обращаясь к бесценному культурно-историческому наследию нашей страны, невозможно обойти вниманием такой феномен, как культура Русского Севера. Это многослойное явление не перестает вызывать восхищение своей цельностью, гармоничностью, художественной выразительностью.

Научное изучение проблем истории культуры Русского Севера велось довольно широко в советское время, ведется оно и сейчас. Большой интерес художественное наследие Русского Севера вызывало и в дореволюционной России. Так, например, в статье А.А. Каретникова «Судьба старого церковного зодчества в Архангельской губернии» говорится об оригинальности и самобытности Севера [1, с. 17]. Автор подчеркивает, что культурные и исторические ценности являются «вещественными показателями, как бы свидетелями былых переживаний наших предков, в некоторых случаях в наше время одни лишь могут раскрыть таинственную завесу многих непонятных явлений из прошлой жизни нашего отечества» [1, с. 19]. Представляется совершенно справедливым утверждение автора, что за «искусство можно быть спокойным, когда общество само и ценит, и охраняет его»[1, с. 27].

Как же обстояли дела в данной сфере в те дни, когда эти строки писались? Необходимо уточнить, что ниже будут затронуты лишь некоторые аспекты культурной жизни города Архангельска первых двух десятилетий XX века. Культурному развитию горожан способствовал Архангельский публичный музей, который вел активную просветительскую деятельность. Краеугольным камнем для вышеназванного музея послужили, во-первых коллекции музея при Архангельской палате государственных имуществ, а также коллекции небольшого музея, существовавшего при Архангельской публичной библиотеке под именем «Кабинет произведений Архангельской губернии». Губернатор А.П. Энгельгардт приложил немало усилий, чтобы придать музею статус городского публичного музея. 4 декабря 1897 года на заседании Городской думы было вынесено решение «предоставить для … музея помещения в нижнем этаже здания городской управы» с сохранением ежегодного денежного пособия в сумме 200 рублей [2, с. 10].

Также Городской думой был одобрен проект правил Архангельского городского публичного музея. Свое главное назначение музей видел в том, чтобы наглядно представить промыслы местного населения Архангельской губернии, естественное богатство и этнографию края и тем самым служить средством к усвоению полезных знаний и облегчать для посетителей дело самообразования и изучения края. Большой вклад в развитие культуры города внесло Архангельское общество изучения Русского Севера. Устав Общества был утвержден 4 сентября 1908 года, а «14 декабря того же года в зале Городской думы состоялось» его торжественное открытие [3, с. 302]. Помимо изучения Русского Севера в историческом, бытовом, культурном и экономическом отношениях, Общество намеревалось привлечь внимание правительства к нуждам и особенностям Севера.

Членами общества были представители как интеллигенции, так и обывательской среды. Стремясь «демократизировать свой состав в видах возможно широкого культурного воздействия на местное население», Общество всегда прилагало особенное старание к привлечению в свои ряды местных крестьян-поморов [4, с. 149]. Печатный орган общества – журнал «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» начал выходить с 6 мая 1909 года. С докладами и сообщениями, которые заслушивались и обсуждались на ученых собраниях, выступали известные исследователи Северного края (полярник В.Ю. Визе, археолог К.П. Рева, историк М.М. Богословский, историк-архивист Б.И. Николаевский, этнограф П.А. Сорокин, гидрограф Г.Я. Седов, полярник В.А. Русанов и многие другие). Устроенные Обществом выставки «Русский Север» привлекли многочисленных посетителей из самых разнообразных кругов населения.

Среди экспонатов первой выставки, открытой 11 августа 1910 года, были картины, акварели, образцы ископаемых, старинные монеты, образцы старинных нарядов населения, модели промысловых судов и орудий, фотографии. Именно фотографии, в большом количестве переданные Обществу после окончания выставки, послужили основой для будущего музея. Члены Общества полагали, что в задачу музея «будет входить отражение всей полноты жизни Русского Севера» [3, с. 215]. Вторая выставка «Русский Север» состоялась в 1917 году. Как писали местные газеты, она давала «очень хорошие представления о красоте Северного края, эстетических вкусах его обитателей и о высоком состоянии кустарной промышленности Севера» [5, с. 329]. Следует отметить, что с художественным творчеством северных мастеров были знакомы и за рубежом.

Так, например, на Берлинскую выставку русских кустарных изделий (1914 год) Обществом были отправлены изделия народных промыслов, домашняя утварь, картины художника С.Г. Писахова [6]. Выставка «имела большой успех и дала возможность широким кругам здешнего населения близко ознакомиться с русскими кустарными изделиями, благодаря чему сбыт этих изделий в Германии значительно увеличился» [7, с. 31]. Значимым событием в художественной жизни города стало основание в 1913 году Архангельского кружка любителей изящных искусств. Своей целью данное объединение ставило развитие северного края в области изящных искусств [8].

Стремясь содействовать процветанию как «чистого, так и прикладного искусства», кружок занимался устройством художественных выставок, лекций по искусству, архитектуре и художественной старине, проводил музыкальные вечера. Выставки, предлагавшие вниманию посетителей произведения известных русских художников, в том числе мирискусников, работы местных мастеров (С.Г. Писахова, Б.В. Шергина), имели большой успех [9]. Характеризуя культурную жизнь города, следует особое внимание уделить деятельности Архангельского епархиального церковно — археологического комитета. По приказу Архангельской духовной консистории от 12 декабря 1886 была учреждена Комиссия для собирания, разбора и приведения в порядок церковных памятников [10]. В 1891 Комиссия переименована в епархиальный Церковно-археологический комитет.

Комитет занимался изучением истории религиозной и церковно- общественной жизни Севера, собиранием письменных и вещественных памятников и выявлением памятников архитектуры. Главным деятелем Комитета был И.М. Сибирцев, своим примером, «своей пламенной приверженностью к любимому делу» и в других пробуждавший любовь к русской старине [11, с. 187]. Именно благодаря его подвижнической собирательской деятельности при комитете возникло древнехранилище, в котором находились письменные и вещественные памятники бытового характера и церковной древности, а также старинные предметы бытового характера.

Одним из направлений деятельности Комитета являлась работа по охране памятников старинной церковной архитектуры. Постепенно из простого собирателя и хранителя древностей Комитет превратился в известное в научных кругах России учреждение [3, с. 212]. Мысль о соединении всех местных музеев Архангельска в одном помещении циркулировала не один год. Предпринимались попытки создания художественного музея. Так, в 1916 году в музее Императорской Академии художеств на заседании комиссии по распределению картин в провинциальные музеи было принято решение о передаче коллекции художественных произведений во вновь открываемый музей в Архангельске.

Однако в те годы открытие музея так и не состоялось, и коллекцию определили в Ольгинскую гимназию. Только в 1929 году она была передана в Северный краевой музей [12]. Таким образом, исторические реалии тех лет: революция, интервенция на Севере – на долгие годы отодвинули идею образования в Архангельске художественного музея, но не идею о соединении всех местных музеев в одном помещении. В начале июля 1918 года Союз кооперативов обратился к Обществу изучения Русского Севера с предложением поместить музей и библиотеку Общества в объединенный музей, для которого Союз собирался построить особый дом. Город предлагал отвести для музея помещение в доме городской милиции. Этот вопрос заинтересовал комиссию по внешкольному образованию, которая провела несколько заседаний с участием представителей соответствующих учреждений.

Особенно содержательно было собрание, состоявшееся 20 июля. На нем были сообщены сведения о существующих в городе музеях, а именно: Рыбопромышленном музее, Городском музее, музее Общества изучения Русского Севера, Церковное древнехранилище. Также на собрании было указано на печальное состояние данных музеев. Так, например, Городской музей подвергся полному расстройству при переселении в первые дни революции, и хотя был приведен в порядок стараниями Н.А. Голубцова, но не имел достаточного помещения. После всестороннего обсуждения вопроса собрание постановило: образовать из себя «музейную секцию», которая должна временно двигать дело. Также собрание высказало пожелание, чтобы будущий объединенный музей был признан государственным достоянием [13, с. 139]. И, наконец, в 1920 г. было принято решение о создании Северного краевого музея на основе Архангельского городского публичного музея и объединения в его составе Епархиального древнехранилища при Архангельском Церковно-археологическом комитете, Рыбопромышленного музея Крайнего Севера и музея Архангельского общества изучения Русского Севера [14].

Таким образом, основой для современных собраний Архангельских музеев (в том числе, областного краеведческого и Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»), послужили коллекции нескольких музеев, функционирующих в первые десятилетия XX века. Деятельность этих музеев, равно как и деятельность вышеназванных обществ и любительских объединений не только оживила художественную жизнь города Архангельска, но и способствовала сохранению и приумножению лучших традиций культурного наследия прошлого.

Список литературы

1. Каретников А.А. Судьба старого церковного зодчества в Архангельской губернии //Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1909. – № 4. – 1 июля.

2. Голубцов Н.А. Записка об Архангельском Публичном музее. – Архангельск, 1910. – 49 с.

3. Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера. 988 – 1917. – Архангельск, 2004. – 552 с.

4. Бартенев В. Очерк деятельности Архангельского общества изучения Русского Севера. (Доклад на общем собрании 19 августа 1918 г.) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1918. – № 8-9.

5. Отзывы местной прессы о выставке «Русский Север»// Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1917. – № 7-8.

6. См.: ГААО. – Ф. 83. – Оп. 1. – Д. 61.

7. Беляновский А. Выставки как последняя надежда на мир… К 100-летию Русской кустарной выставки в Берлине и участие России в уникальной международной выставке Baltiska utstallningen в шведском городе Мальмэ // Экспо-Ведомости. – 2014. – №2-3.

8. См.: Устав Архангельского кружка любителей изящных искусств. – Архангельск, 1913. – 16 с.

9. См.: Каталог I художественной выставки картин. (Архангельский кружок любителей изящных искусств). – Архангельск, 1913.- 13 с. А также: Каталог 2 художественной выставки картин. (Архангельский кружок любителей изящных искусств). – Архангельск, 1914. – 19 с.

10. ГААО. – Ф.510. – Д.114 [Электронный ресурс]. Режим доступа: arkhiv@dvinaland.ru. (Дата обращения: 30.08.2015).

11. Торжественное заседание Церковно-археологического комитета и Общества изучения Русского Севера // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1918. – №№ 5-7.

12. Музейное объединение Художественная культура Русского Севера г. Архангельск [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arhmuseum.ru/history. (Дата обращения: 02.09.2015).

13. Музейный вопрос в Архангельске // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1918. –– № 5-7. 14. Архангельский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.aokm.ru//about 2. (Дата обращения: 02.09.2015).

Л.С. Капитанова


Комментировать


четыре × 6 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru