Особенности медиапотребления: мобильная эпоха «новых медиа» | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности медиапотребления: мобильная эпоха «новых медиа»

Развитие компьютерной сети и интернет-технологий привели к социокультурным изменениям. Интернет сформировал глобальную инфраструктуру, которая существенно поменяла информационное пространство и повысила интенсивность распространения информации и воздействия её на людей. В этом году по данным Internet World Stats, Россия заняла восьмую строчку в рейтинге стран с высоким количеством пользователей Интернета [1]. По данным исследовательской компании Mediascope, аудитория Рунета в 2019 году достигла 93 млн. человек, что составляет практически две трети населения страны, за последние три года количество пользователей выросло на 7% [2]. Рост аудитории Интернета в России обеспечивают жители регионов, небольших населенных пунктов, представители старших возрастных групп. Стоит отметить, что в городах с численностью населения меньше 100 тысяч человек больше всего человек выходит в сеть только с помощью мобильных устройств.

Новые технологии стремительно меняют социальные практики медиапотребления и изменения продолжаются. Исследования пользователей Рунета имеет теоретическое и практическое значение, потому что позволяют проследить скорость проникновения инноваций и адаптированность людей к ним. В данной статье мы проанализируем тенденции развития Интернетаудитории, а эмпирической базой послужат исследования компаний Mediascope, Deloitte и ВЦИОМ. Современные средства коммуникации, прежде всего Интернет, «создают условия для превращения межличностной опосредованной (медиальной) коммуникации и так называемой «массовой» в единый поток медиапотребления, для которого более релевантной характеристикой становится наличие или отсутствие интерактивности» [3]. Интернет стал новой коммуникационной средой, которая медиатизировала межличностное общение, а также дала толчок для возникновения «новых медиа». Обычно под этим понятием подразумевают социальные сети, блог-платформы, интернет СМИ и поисковые агрегаторы. А интерактивность стала главной качественной характеристикой коммуникационной среды.

С появлением Интернета начали развиваться онлайн-медиа, и у аудитории появилась новые социальные практики. Люди продолжают смотреть телевизионный контент, слушать радио и читать прессу, только теперь используют для этого другие носители (дисктопы, планшеты, мобильные телефоны). «Цифровой прорыв» значительно расширил возможности и дал больше выбора пользователям, как и когда им удобнее потреблять контент. На сегодняшний день сам пользователь выстраивает индивидуальную «сетку программного вещания». Таким образом, расширяя традиционные практики медиапотребления. На сегодняшний день социологи активно изучают новую коммуникативную реальность, однако результаты исследований разняться. Неоднозначность можно объяснить разной методологией и не изученностью темы, что подчеркивает важность проводимых исследований.

В данной статье мы попробуем сравнить данные и вывести общие тенденции. По результатам опроса ВЦИОМа, почти четверть всех опрошенных проводят в интернете более 4 часов ежедневно и 44% используют интернет чуть меньше указанного времени. И если в первом случает самая большая доля опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет, то во втором от 25 до 59 [4]. Наиболее популярным средством доступа к Интернету является смартфон – 52% пользователей назвали его в качестве обычного устройства для выхода в глобальную сеть. По данным Mediascope за декабрь 2018 года, прослеживается похожая тенденция. Возрастная категория от 12 до 34 предпочитает больше использовать мобильные устройства. А в среднем в день на дисктопах и мобильных телефонах мужчины и женщины проводят около 160 минут. Причем женщины меньше уделяют времени компьютеру и больше мобильным телефонам, а у мужчин разница незначительная, всего одна минута [5]. Такую динамику можно объяснить, прежде всего, целями пользователей для выхода в Интернет, стоит отметить, что за год они практически не изменились. На первом месте остается поиск информации по запросу, т.е. по работе, учебе и в личных целях. Кроме этого, общение в социальных сетях вторая по значимости социальная интерне-практика [4].

Однако по данным исследования ВЦИОМ в сравнении с 2014 годом пользователи на 3% стали меньше общаться в социальных сетях и чатах, а на первом месте также использование интернета для работы или учебы. Причем этот показатель вырос на 7% [4]. Исследования ВЦИОМа показывают, что почти ежедневно пользуется социальными сетями молодежь: 18-24 – 91%, 25-34 лет – 69%. В группе старше 60 лет – только 15%. Самая популярная в России социальная сеть ВКонтакте – ежедневно ее посещают 28%, второе место занимают Одноклассники (19%), третье – Instagram (14%). А по исследованиям компании Deloitte второе место занимает YouTube, на третьем – «Одноклассники», «ВКонтакте» остается на лидирующем месте. Зато Интернет СМИ в сравнение с 2017 годом теряют позиции, что связано с тем, что респонденты предпочитают получать новости по подписке через официальные паблики в социальных сетях [6]. Так ли это на самом деле, давайте проверим по статистике Яндекс. Метрике. Для более детального анализа мобильного медиапотребления мы обратимся к статистике «ЯндексМетрики» нескольких Интернет СМИ.Мы выбрали два портала – 29.ru и 74.ru. Оба СМИ по статистике liveinternet занимают лидирующие позиции в своих регионах, а также по данным «Медиалогии» являются самыми цитируемыми. Итак, в прошлом месяце этого года 49% посетителей сайта 29.ru читали новости с мобильных устройств, что на 5% больше пользователей десктопов.

А если посмотреть статистику за март прошлого то ситуация изменилась кардинально – лишь 38,2 % использовали смартфоны против 53,9 % ПК. В городе-миллионнике Челябинске похожая тенденция – мобильные телефоны обогнали компьютеры на 5% и вышли на лидирующие позиции, хотя год назад ПК – 63,4 %, Смартфоны – 31,9 %. Итак, подведем итоги. На сегодняшний день Интернет-аудитория продолжает расти за счет небольших городов и старших возрастных групп населения, что позволяет говорить о высоком уровне проникновения ITтехнологий и адаптированности к ним. Основная потребность пользователей – получать оперативную информацию по запросу, т.е. теперь пользователь выбирает контент, исходя из своих информационных предпочтений. А наилучшим образом удовлетворить эту потребность могут мобильные устройства, которые становятся новыми медианосителями, придя на смену телевидению, радио, газете, а также компьютерам и планшетам. В нашем полном исследование, которому будет посвящена магистерская работа, мы подробно исследуем технические и информационные предпочтения пользователей сетевых СМИ.

Список литературы 1. Top 20 countries with the highest number of internet users [Электронный ресурс]// Internet World Stats [официальный сайт]. – Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/top20.htm (дата обращения: 01.04.2019). 2. Аудитория Рунета выросла на 7% за три года [Электронный ресурс] // Mediascope [официальный сайт]. – Режим доступа: https://mediascope.net/news/1031561/ (дата обращения: 01.04.2019). 3. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика [электронный ресурс]// Научная монография. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. – 328 с. – Режим доступа: http://www.os.x-pdf.ru/20sotsiologiya/299646-1-mediasociologiyateoriya-praktika-moskva-2014-udk-316-bbk-6056.php (дата обращения: 01.04.2019). 4. Просторы интернета: для работы или развлечений? [электронный ресурс] // ВЦИОМ [официальный сайт]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322 (дата обращения: 01.04.2019). 5. Аудитория интернета в России [электронный ресурс] // Mediascope [официальный сайт]. – Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/ (дата обращения: 01.04.2019). 6. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Медиапотребление в России – 2018 [электронный ресурс] // Deloitte [официальный сайт]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.- com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/media-consumption-inrussia-2018-ru.pdf (дата обращения: 01.04.2019).

Полевая К.О.


Комментировать


один + 3 =

Яндекс.Метрика