В условиях вариативности образования, учитывающей различные возможности и способности учащихся, идет процесс формирования разнообразных образовательных институтов, которые обеспечивают полноценное развитие ребенка, создают условия для его социальной реализации. При этом сегодня нельзя строго закрепить определенные функции за отдельными образовательными институтами. Только интегрированная деятельность их может привести к прогрессивному развитию образовательной системы в целом. Площадками, на базе которых осуществляется данный процесс интеграции, развивается интеллект, умение работать с информацией, коммуникативная культура, готовность к интеллектуальному труду в любой сфере деятельности, являются образовательные учреждения, позитивная позиция которых заключается в том, что школьное образование обогащается достижениями
науки и культуры. В их числе особую роль сегодня призваны играть музеи различного ранга и уровня [1]. Музей сегодня – это место, где осуществляется специальная образовательная деятельность, а также формируются множественные связи и отношения, способствующие развитию личности учащегося, педагога, родителя. Музей является не просто важнейшим фактором приобщения к опыту поколений, но фактором личностного, социального развития [2]. Кировский областной музей истории народного образования отвечает как традициям российской школы прошлого, так и гуманистическим идеям современной педагогики. По профилю это историко-педагогический музей. Основная его концептуальная идея – продолжение положительной традиции, заложенной педагогическими музеями России в конце XIX – начале ХХ столетия, призванными не только документировать историю образования, но и стать настоящими общественными центрами, разрабатывающими и пропагандирующими актуальные проблемы педагогической науки, обеспечивающими единение педагогов, как теоретиков, так и практиков. В 1911 г. в Вятке были открыты педагогический музей наглядных пособий и педагогическая библиотека. Заведующей была назначена учительница начальных классов, выпускница Вятской женской Мариинской гимназии Мария Николаевна Полкова. У музейного пространства есть элементы, которые не осознаются, однако оказывают большое влияние на развитие человека. Очевидно, что они стоят в одном ряду с такими педагогическими категориями, как атмосфера или дух школы. На основе требований, предъявляемых к современному образованию и воспитанию, можно говорить о том, что музейные ценности, среди которых главные – человеческая личность и продукты ее высшего мастерства, становятся в ходе формирования пространства музея значимыми для каждого его субъекта [3].
Осознание особой роли музея в системе современного образования требует особого подхода к созданию программ работы не только с самыми различными категориями учащихся, но педагогами, населением региона в целом. В основе разрабатываемых программ как одна из основополагающих лежит идея постепенного продвижения от музейного просвещения к музейной педагогике. Это позволяет успешно решать проблемы, связанные с вопросами наукоемкости, психологизации, индивидуализации, гуманизации, непрерывности образования. Важнейшей составляющей данной деятельности является постоянный мониторинг музейной аудитории. В результате чего выявлено, что 40% посетителей музея составляет студенческая молодежь, 30% – учащиеся общеобразовательной школы, 4% – дошкольники, 26% – другие категории граждан. Каждая из названных социальных групп требует реализации собственных запросов в специальных музейных программах. При этом идет процесс, направленный, с одной стороны, на обновление базовых форм работы музея с посетителем, с другой – на применение новых технологий музейного образования. Школа очень живой, постоянно развивающийся организм. Поэтому педагогический музей должен быть в курсе как новых педагогических технологий, так и вновь создающихся образовательно-воспитательных моделей. Становлению инновационных форм музейного образования способствует партнерство с другими образовательными институтами, результатом чего является создание школы юных исследователей «Триз» и Областной очнозаочной историко-краеведческой школы. Отмечая особую роль музея в формировании исследовательской культуры, приобретении опыта творческой деятельности и развитии ценностноэмоционального отношения к миру у учащихся, необходимо остановиться на деятельности Областной очно-заочной историко-краеведческой школы и создании творческой лаборатории для педагогов, занимающихся исследовательской, проектной деятельностью.
Итоговым продуктом образовательной деятельности обучающихся в историко-краеведческой школе, подлежащим публичной защите и независимой экспертизе, является исследовательская работа по избранной проблеме. Она строится не на традиционном усвоении прописанных в учебнике истин, а на изучении исторических источников. Немаловажное место в их числе занимают музейные предметы, семейные реликвии. Поэтому стало необходимым ввести в учебную программу школы изучение основ музееведения. В частности, для того, чтобы постичь язык музейного предмета, прочитать закодированную в нем историческую информацию, обучающиеся должны хорошо разбираться в таких понятиях, как его атрибуция и интерпретация, монографическое исследование. Мы обучаем тому, как в громадном многообразии предметов реального мира выявить те, которые призваны носить особый статус музейного экспоната. Познание сути музейного предмета, интерпретация содержащейся в нем информации невозможна без опоры на основные положения герменевтики, науки, нацеливающей на выявление за вещью конкретно-исторического события, понимание знаковой его сущности. Знаковая сущность тяготеет к общественной сфере, выражает принятые в ней нормы: социальный статус владельца или мастера, его этическое происхождение, образование… Следовательно, музейный предмет может рассматриваться знаконосителем или знаковым средством, что означает, что в его предметности содержится семиотическая функция, а именно функция знака, которая состоит в учитывании культуры прошлого в культуре настоящего.
Успешной работе музея с учащимися в области проектно-исследовательской образовательной технологии способствует местонахождение музея, дающее интереснейшие темы для самостоятельного исследования и проекта. Это знаменитая на памятники истории и культуры улица Московская. Именно по ее деревянным тротуарам бежала в Вятскую женскую Мариинскую гимназию Нина Агафонникова, а на пересекающей Никитской ул. стоит дом, где жила ее семья. В коллекции музея хранится часть личных дневников Нины, рисунки, фотографии, письма друзей, позволяющие реально ощутить себя ее современником, увидеть себя в числе ее друзей, прочитать книги и пережить те чувства, которые испытала она, рисовать вместе с ней театральные программы и очень желать, чтобы приобрела их госпожа губернаторша. Погружение в музейно-историческую предметно-пространственную среду оправданно считается системой параллельного обучения. И, что не менее важно, открытие времени через музейные образы, предметы, документы, городскую среду формирует потребность общения с культурными ценностями, формирует идеалы, развивает нравственно-эмоциональную сферу личности. Необходимость развития музейной культуры у учащихся начальных классов заставило разработать цикл интеллектуальных игр с музейными предметами, в которые активно включаются и дошколята: «Я – ученый», «Пуговка», «Первоклассница», «Тетрадь Оксаны Бугаевой» и др.
Для студенческой молодежи на протяжении последних лет результативно действует спецкурс по музееведению. В ходе его прохождения подробно рассматривается история становления музееведения как науки; складывание культурного феномена музея; определяются свойства, информационный и духовный потенциал музейного предмета. Студенты на практике овладевают основами музейного дела, создают продукты интеллектуальной деятельности, связанные с монографическим исследованием музейных предметов, участвуют в создании музейной издательской продукции, вносят реальный вклад в просветительную программу музея. Многоступенчатость, многогранность, громадный образовательный потенциал музейного образования связан с поиском новых форм общения с педагогом. На протяжении последних трех лет музей является членом регионального отделения общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Музей принимает активное участие в развитии системы подготовки педагогов к исследовательским методам обучения. В этом аспекте необходимо отметить работу двух экспериментальных площадок, позволяющих эффективно реализовывать исследовательскую деятельность: «Инновационные технологии в сельской школе» (Малоконыпская школа Кирово-Чепецкого района и средняя школа с. Полом – базовая по развитию краеведения в Кирово-Чепецком районе)». В целом музей чутко и мобильно реагирует на все новации, которые переживает сегодня школа. Нередко он становится тем местом, где впервые апробируются и «начинают свою жизнь» в педагогическом сообществе региона технологии, вырастающие из проектов, пионерских по своей сути. Работая на имидж системы образования, музей не только фиксирует вчерашний опыт учительства, но и стремится сосредоточить в своих фондах материал, документирующий современность. На протяжении последних лет музей активно формировал персональный фонд главы департамента образования А. М. Чурина (1988–2015), большую часть которого составляют его статьи, тексты выступлений. Несомненно, для будущего историка образования эти материала позволят достоверно сказать о реформировании системы регионального образования в 1990-е гг. – начале ХХΙ в. Историко-педагогический профиль музея определяет его позицию в образовательном пространстве как места, не только реализующего современные педагогические технологии, но и активно внедряющего основы музееведения в практику школьного музейного строительства. В данном отношении необходимо особо отметить участие в создании школьного музея истории с. Среднеивкино Куменского района, который уже на стадии разработки документации был удостоен медали Януша Корчака.
В сфере научно-методических интересов педагогов музея вопросы организации проектно-исследовательской деятельности, учебниковедения, музейной педагогики, вещеведения, организации музейного пространства, использования информационно-культурного потенциала музея в образовательной сфере, патриотического воспитания граждан и др. В данном контексте важными являются встречи с учеными и педагогами, работающими по авторским программам, комплектование в библиотеке раздела их методических наработок, их персональные выставки. Не оставлены без внимания и люди «зрелого возраста». Пример и опыт ветеранов педагогического труда необходим современной школе, педагогу, родителям. Без сомнения, в данном случае музей может гордиться тем, что на протяжении многих лет является местом, где ежегодно в день рождения заслуженного учителя РСФСР, кавалера двух орденов Ленина А. Н. Тепляшиной собираются ее ученики. Ежегодно проходит церемония вручения премии ее имени лучшим учителям начальных классов области. Свою эстафету сегодня тепляшинцы – так называют себя ее воспитанники, а свое общество «Теплушкой» – передают лауреатам премии А. Н. Тепляшиной, которые создали свою Ассоциацию. Они организуют форумы, слеты под названием «Педагогика сердца», проводят мастер-классы, праздник Первого учителя. Характеризуя основные направления деятельности музея, нельзя не остановиться и на вкладе педагогов музея в историческое наследие вятской школы и учительства, что по достоинству оценено научным, краеведческим, педагогическим сообществом края. В числе музейных изданий особое место занимают каталоги, содержащие подробное описание наиболее ценных и уязвимых для времени фондовых коллекций. Обязательной частью каталога являются методические рекомендации для организаторов школьных музеев по обработке музейных коллекций, их описанию, хранению, использованию в просветительных целях. Результаты музейных изысканий находят место на страницах научных сборников конференций, инициатором и организатором которых нередко является музей. В их числе «История музыкального образования и музыкальная культура Вятки», «Традиции православной педагогики», «Вятка: народное образование и благотворительность» и др.
Раскрывая значимость позиции педагогического музея в современной системе образования нельзя забывать, что музей – это интереснейшее зрелище. Кажущееся заимствование многого у театра, библиотеки, самой школы не лишает его свойственной только ему неповторимости, уникальности. И связано это, конечно, с феноменом музейного предмета. Он – главный герой наших экскурсий, по сути моноспектаклей, актовых лекций, мастер-классов, семинаров, конференций, интеллектуальных игр. Беспроигрышна ставка и сегодня, при наличии медиа-средств, именно на него. Но диалог с ним может состояться при одном условии: знания языка музейных предметов. Этому стремимся мы научить нашу аудиторию. И более того, осознание музейного предмета частью национального достояния является важным с точки зрения не только образования, но и воспитания. Поэтому глубинное познание предметов окружающего мира имеет нравственный, воспитательный аспект, направленный на формирование исторического сознания, определение своего места в мире как свободно мыслящей личности. В целом уникальность, современная востребованность, глубокий образовательно-воспитательный, научный потенциал, наличие широкого диапазона уникальных возможностей эмоционального воздействия позволяет Областному музею истории народного образования вместе с другими учреждениями успешно строить в области единое образовательное пространство.
Примечания 1. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие. Ижевск, 2007. C. 78. 2. Создание воспитательного пространства (концепция, программы, технология, методики). СПб., 2005. С. 314. 3. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2010. С. 21.
Н. Л. Головизнина, г. Киров