Проблемы с преподаванием в наших школах таких предметов как русский язык и литература подтверждают вывод о том, что в них недостаточно хорошо учат читать, писать и говорить.
Можно было бы что-то и выделить в лучшую строну, но все эти умения очень хорошо взаимосвязаны и недостатки в них взаимозависимы. Если человек обладает слабыми навыками письма, то его навыки чтения имеют такой же уровень. Такой интерес, как «чтение в свободное время» школы не развивают.
Следующая проблема — читают очень мало.
Давайте попробуем оценить ее масштаб для нашей страны. Проведенный опрос Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал тревожный результат - 35% российских граждан не читают книг. Причем показатель рассчитан с преимущественным охватом молодежи, которую мы всегда называем нашим будущим.
65% читающих граждан создают внешне благополучную ситуацию на отечественном книжном рынке. Но на самом деле последний отличается весьма низким качеством ассортимента выпускаемой литературы. Издательская политика смещается в сторону производства тиражей литературы, которую характеризует сниженную информационную и духовную ценность. И еще один полезный показатель: по мнению Карена Шахназарова (журнал «Собеседник» от 08 сентября 2012 №33) серьезно читают» всего 5-10% людей и именно по ним определяется движение жизни. Если это так, представляете какой потенциал движущей силы в нашей стране скрыт за нечитающими гражданами?
Интересная ситуация складывается вокруг рынка электронных книг. Статистика показывает, что примерно 9 из 10 книг пользователи интернета скачиваются нелегально. От этого книгоиздательской отрасли наносится ущерб в размере от 3 до 4 миллиардов рублей, а если учитывать темпы роста рынка электронных книг в России, то уже через несколько лет ущерб может достичь отметки в 15-20 миллиардов рублей.
Далее. У «читающей» части граждан возникают проблемы из-за неумения понять смысл печатного текста. Приводят в растерянность такие тексты, как например, серьезные научные исследования или аналитические пояснения. Они требуют критического изучения, но среднему старшекласснику трудно определить основную мысль небольшого прочитанного текста или распознать моменты в дискуссии, на которых акцентируется смысл.
В чем причина утраты интереса к чтению? Уже привычная нам «нехватка времени», легкий доступ и многообразие развлечений, высокие цены на литературу в книжных магазинах. Конечно, те кто любят читать преодолеют любые преграды и искушения.
Но как должна появиться эта любовь? Она прежде всего зависит от семьи, в которой говорят о книгах, читают и обсуждают их. В семье, где дети помимо обязательных школьных учебников читают художественную литературу, развивая чувство языка, формируя нравственное мировоззрение и внутреннюю позицию. Художественные тексты кроме всего прочего хорошо тренируют эстетическое чутье. Однако, то что мы имеем сейчас — это утрата семейных читательских традиций.
Люди все больше предпочитают читать беллетристику (от франц. belles-lettres — изящная словесность), ведь очень легко читается повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.). Этот выбор зачастую делается под воздействием рекламы (ее слишком много), по рекомендации, полученной случайно.
Зарубежный опыт говорит о том, что интерес к чтению книг эффективно стимулируется хорошо продуманными программами поддержки чтения и читателей. В РФ действует национальная программа поддержки и развития чтения (хотя она уже устарела), проходят соответствующие тематические конференции. Подробной аналитической информации, кроме небольших заметок-отчетов мне найти не удалось.
Однако и в них отмечается, что имеющиеся «негативные тенденции» и «ухудшающееся состояние с чтением» сохраняются и усугубляются. В частности, истощается слой «читателей с высокой квалификацией», отсутствует взаимодействие с системой образования, и что вообще печально, в нашей стране не существуют и даже не исследуются технологии формирования мотивации к чтению.
В последующих материалах я продолжу исследования проблем чтения. Актуальных вопросов, требующих рассмотрения еще очень много…
Весьма порадовал проект chtenie-21.ru «Книги моей жизни», который позиционируется как общероссийская акция в поддержку чтения. На сайте создаются именные коллекции книг, которые предполагается популяризовать, при этом известные творческие люди называют здесь произведения, которые повлияли на становление их характера и жизненно важные принципы.
Ресурс предоставляет информацию об интересных конкурсах и мероприятиях, «самая читающая семья», «конкурс чтецов», «общегородской день чтения», «растим читателя вместе». Хочется пожелать всемерного развития подобным проектам, в настоящее время этот сайт имеет не более нескольких сотен уникальных посетителей в сутки.