Социологическое исследование образа «женщина – руководитель»

1

Аннотация. В статье представлен социологический анализ образа женщины-руководителя. Показано, что в процессе карьеры женщина сталкивается с массой стереотипов, препятствующих ее росту и развитию как специалиста и особенно как руководителя. Представлены результаты анализа восприятия руководителя мужчинами и женщинами, выявлены особенности женского стиля мышления и управления. С помощью опроса, наблюдения, анализа и синтеза, анализа литературных источников и данных Интернета выявлено, что в глазах общества в целом существует отрицание необходимости выдвижения женщин на руководящие должности. Ключевые слова: женщина, карьера, руководитель, бизнес, стиль управления. Принято считать, что женщинам намного труднее, чем мужчинам, дается построение успешной карьеры, так как им необходимо прилагать для этого больше усилий.

В общественном мнении сложился стереотип, что мужчины по природе своей – добытчики, их главной целью является обязанность прокормить свою семью, в то время как женщинам необходимо создать семью, родить и воспитывать детей. Актуальность проблемы «женщина и карьера» нарастает с каждым годом, как только женщины стали работать. В наш век информационных технологий и глобальных изменений в экономике и социальной сфере это стало еще заметнее. Сейчас профессии уже не делят на мужские и женские, женщины могут проявить себя во всех отраслях и производствах. Американские ученые Маргарет Хеннинг и Анн Жарден изобразили портрет идеальной «Ледибосс». По их мнению, женщина-руководитель − это яркая личность, она женственна, не холодна и не жестока, физически и интеллектуально развита, сама принимает решения. Она целеустремленна, уверенна в себе, готова рисковать, достойно реагирует на критику и замечания. Умеет быстро переключаться с одной социальной роли («деловая женщина, руководитель») на другую («мать, дочь, жена»).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин – в неумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей. И еще одно немаловажное условие: проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина-лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно обретая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее эта территория принадлежала ему. Это заведомо бесперспективный ход, путем которого женщина-лидер лишает себя «опыта предыдущего поколения», что неверно по сути. Однако у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе.

Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины, реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она четко различает дело и развлечения. Занимая руководящий пост, женщина должна являть собой личность стабильную и успешную. Далеко не всем представительницам прекрасного пола, обладающим отменным вкусом, удается создать современный образ женщины-руководителя. Манеры, речь и уровень интеллекта – немаловажные компоненты целостного образа. В идеале женщина-начальник должна хорошо разбираться в психологии, уметь поддержать темы, не связанные с работой. Изучение иностранных языков и другие интересные увлечения (фотография, путешествия, спорт и т. д.) активно приветствуются и лишь добавляют дополнительные баллы в копилку деловой дамы. Современный образ женщиныруководителя включает в себя также: 1) развитие и совершенствование коммуникативных навыков – умение вести деловые переговоры и выступать перед публикой, развитие дикции, постановка артикуляции и правильной речи; 2) совершенствование профессиональных навыков – посещение семинаров, тренингов, самообразование. Для современной женщины, желающей добиться успеха при заключении контрактов, в деловых переговорах и в целом в своей карьере, очень важно помнить о деловой этике. Деловой этикет − это компас поведения деловой женщины, показывающий, как вести себя и как поступать в каждой конкретной ситуации, в соответствии со служебным и общественным положением участников общения.

Деловому этикету присуще свои особенности, отличающие его от общественного этикета. Одно из условий успеха − это создание в глазах потенциального партнера имиджа уверенного в себе человека, умеющего поддерживать деловые отношения. Деловая женщина не должна вызывать своими поступками недоумение и пренебрежительной улыбки, она должна делать бизнес красиво. Манеры должны соответствовать кодексу поведения, принятому для хорошо воспитанных людей во всех странах. В деловой жизни женщина сталкивается с тем, что практически все нормы, принятые в обществе, − мужские. Мужчины, занимающие руководящее положение, подсознательно считают, что быть деловым человеком − значит быть мужчиной. На этой основе и формируется «стеклянный потолок» − препятствие, которое не дает женщине продвигаться по служебной лестнице в соответствии со своими способностями. Данный термин из теории гендерных исследований, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера («потолка» в карьере), ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Уже при приеме на работу женщина чувствует дискриминацию.

К примеру, мужчинам вовсе не обязательно сообщать работодателю свое семейное положение и степень занятости семейными делами, женщин же подробно расспрашивают о семье, детях и о том, кто о них заботится, когда они болеют. Эта особенность отчетливо проявилась при изучении процесса приема на работу. Экспертов просили по анкетам расставить оценки претендентам. Одним из них сказали, что претенденты мужчины, а другим – что женщины. По тем же данным мужчины получили более высокие оценки компетентности. Вывод: для получения одинаковой с мужчиной оценки женщина должна была намного превосходить его. В другом исследовании волонтеров просили представить себя в роли работников фирмы. Их заранее разделили на две группы. В первой группе объявляли, что новый сотрудник − это мужчина, во второй – что женщина. Они должны были составить свое представление о новом сотруднике по следующей информации: 1) на рабочем столе он держит семейную фотографию; 2) его бумаги всегда разбросаны, но отчет он подал раньше всех; 3) начальник пригласил его на ужин; 4) он собирается поменять место работы. В первой группе большинство пришло к выводу, что он хороший семьянин, творческий человек, умен, скоро пойдет на повышение, нашел себе место получше и скоро уйдет туда. Во второй группе отмечали, что новая сотрудница, вероятно, не склонна думать о работе, неряха, выскочка, пытается заигрывать с начальником, к тому же вынуждена поменять работу, поскольку здесь «не тянет». Исходя из этик экспериментов, становится ясно, что в современном обществе действуют традиционные ролевые стереотипы, жестко и по-разному сформулированные для мужчин и женщин.

Они определяют предвзятое отношение к женщине и оправдывают противодействие мужчин («все так поступают», «так было испокон веков»). Важным фактором активного проникновения женщин в сферу управления бизнесом исследователи считают особенности свойственного им стиля лидерства и управления. Мужское управление бизнесом носит более стратегический и инновационный характер, отличается готовностью к серьезному риску и личной ответственности, жесткостью осуществления принятых решений. Преимуществами же женского руководства предприятиями и фирмами признаются тяготение к стилям, отли-

чающимся меньшей дистанцией власти, умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников, использовать технологии «знаков внимания». Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения, отказ от слишком рискованных стратегий, умение выстраивать более осторожные отношения с партнерами. По мнению исследовательницы менеджмента Дж. Роузнер, женщины пользуются своим умением общаться и руководят не так, как мужчины. Они добиваются успеха, используя именно «женские» качества. Мужчины-менеджеры воспринимают свою работу как серию дел (или сделок) с подчиненными, с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает им занимаемая должность. Женщины-менеджеры руководят так, чтобы подчиненные преобразовали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели.

Свою власть женщины связывают с личными качествами − обаянием, контактностью, умением общаться и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Дж. Роузнер назвала их стиль «преобразовательным». Основной характеристикой этого стиля является активное взаимодействие с подчиненными, которых приглашают к участию в управлении фирмой, делятся властью и информацией, пробуждают интерес к выполняемой работе. Этот стиль руководства в нашей стране обозначается чаще всего как демократический. Работники видят, что руководство доверяет им, воспринимает их идеи, в результате возрастает преданность подчиненных делу. В принципе, ничего специфически женского в этом стиле руководства нет, поэтому следует говорить не о женском стиле, а о том, что женщины чаще, чем мужчины, склонны использовать демократический стиль руководства. Мужчины же более склонны пользоваться авторитарным стилем руководства, но это не исключает использования ими и демократического («женского») стиля, так же как женщинами − авторитарного стиля. «Преобразовательный» стиль, по Дж. Роузнер, имеет и другую характеристику, а именно − поддержание в сотруднике уважения к собственной персоне. Правда, эта характеристика является лишь производной от первой: когда руководитель приглашает сотрудников к процессу принятия решений, возникает побочный положительный эффект − возрастание осознавания своей значимости. Женщины-менеджеры стараются как можно чаще отмечать заслуги подчиненных в письменном виде или устно в присутствии других сотрудников. Третьей характеристикой «преобразовательного» стиля является поддержка сотрудников в сложных ситуациях, связанных с постоянной конкуренцией на рынке и работой с клиентами. Эта поддержка проявляется в создании программ по поддержанию здоровья, по профилактике состояния «выгорания», в совместном проведении свободного времени, создании благоприятного социальнопсихологического климата на работе.

Возможно, поэтому в последнее время на Западе, принимая на работу руководителя, стали отдавать предпочтение женщинам, потому что, в отличие от мужчинбоссов, которые любят подгонять сотрудников и настраивать их друг против друга, женщиныруководители не только объединяют сотрудников, но и умеют вдохновлять их, демонстрируя восхищение даже самыми незначительными успехами. Кроме того, женщины-менеджеры более готовы к нестандартным решениям, к структурным (кадровым) преобразованиям, к изменению методов руководства в критических ситуациях, считает Дж. Роузнер. Однако выводы Дж. Роузнер подверглись критике со стороны ряда авторов, и прежде всего за то, что стили руководства описывались самими менеджерами, а не наблюдались со стороны. Тем не менее, как бы то ни было, многие исследования показывают, что склонность к авторитарному и авторитарно-демократическому стилю руководства, ориентированному на задачу, чаще встречается у мужчин, чем у женщин; последними же чаще используется демократический стиль руководства. Кто лучше: мужчина или женщина руководитель? Чтобы ответить на этот вопрос и понять, кому больше отдают предпочтение: женщинеруководителю или мужчине-руководителю, был проведен опрос. Опрос проводился среди аудитории посетителей, использующих информационный ресурс www.ingvarr.net.ru. В опросе приняло участие 20 посетителей сайта, и их мнение разделилось следующим образом: 1) из 20 человек 14 предпочитают видеть главного мужчину-руководителя; 2) 4 опрошенных отдали свой голос женщине-руководителю;

3) лишь только двум людям было без разницы, кто руководитель, их главный аргумент – чтобы человек был умным. На вопрос «почему мужчина?» они отвечали, что он более решителен, хладнокровен, быстрее принимает решения в критических ситуациях, в то время как женщина эмоциональна, у нее есть другие заботы, такие как семья, дети, дом. Несколько комментариев мужчин: «Женщины более склонны ориентироваться на чувства, а мужчина более рационален, ориентируется на разум, важно, чтобы в коллективе была атмосфера хорошая, не было конфликтов, занимались своей работой, а не ерундой»; «Женщина обычно эмоциями думает, а мужчина рационален». Комментарии женщин: «С мужчиной всегда можно договориться»; «Работает умом, а не чувствами».

Те, кто решил, что лучше женщина, аргументировали свой ответ следующим образом. Комментарии мужчин: «Женщина – хозяйка, она всегда хорошо всем управляется, и с деньгами, и со всем хозяйством», «Я считаю, что женщина более внимательна к мелочам». И два мнения, которым пол был не важен, и оба мужчины: «Лучше, когда начальник умен, пол не важен»; «Ответственность превыше всего, а мужчина он или женщина – в работе роли не играет». Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что большинство из опрошенных предпочитают все же мужчину начальника, не сомневаясь, что его решения будут точны и верны.

Женщинаначальник, по их мнению, слишком нестабильна в эмоциях, чтобы руководить. В заключении можно сказать, что людьми правят стереотипы – «Потому, что мужчина», так отвечали многие. На самом деле хорошо образованные, целеустремленные женщины, как и мужчины, могут добиться многого в плане карьерного роста. С каждым годом в связи с нынешней трансформацией общества становится все больше женщин, которые смогли построить успешную карьеру. Эти женщины адаптировались к новым стандартам жизни и смогли решить проблему совмещения семейных обязанностей и карьерной лестницы. Вопрос – быть или не быть руководителем – должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров.

Литература 1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – М., 2003. 2. Хенниг М. Леди-босс / М. Хенниг, А. Жарден. – М.: Дело, 2001. 3. Ушаков А. Судьбу надо выбирать, а не испытывать / А. Ушаков // Управление персоналом. – 2000. – № 5. – С. 49–52. 4. Виткин Дж. Правда о женщинах / Дж. Виткин. – СПб.: Питер Пресс, 1996. 5. Коробейников А. Жизнь и карьера / А. Коробейников // Пробл. теории и практики управления. – 2001. – № 6. – С. 77–8. 6. URL: www.studfiles.net. 7. URL: www.studwood.ru.

Абдуллина К.В., Аракелян А.А.


Комментировать


3 − два =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru