В этом году отмечается 1030-летие Крещения Руси. Православие, которое Русь приняла по византийским канонам, стало нравственной силой, которая объединила русский народ и укрепила российскую государственность. Благодаря православию появилась письменность, развивалось просвещение, науки и культура, Русь приобщилась к христианскому миру, появились имена Иван да Марья, которые мы стали считать исконно русскими, называть так героев сказок и песен.
Благодаря православию появились храмы и колокольнисвечи, устремленные в небо и горящие куполами во имя Бога, сформировались богатейшие традиции русского зодчества и иконописи. Изменение языческого мировоззрения в результате принятия христианства привело к появлению удивительной силы духовных стихов и христианских народных легенд, сформировался так называемый народный месяцеслов, в котором что ни день, то праздник – почитание какого-либо святого или особый день, связанный с жизнью и учением Иисуса Христа.
Таким образом, влияние христианства на культуру Руси было, безусловно, значительным и положительным. В то же время влияние православия на народную культуру сказалось и в том, что отменены были многие языческие праздники, увеселения, обряды, ритуалы; бесовскими признавались игрища, песни, танцы, произведения устной прозы, составлявшие суть дохристианской народной художественной культуры.
Вплоть до XVI–XVII вв. сохранялось так называемое двоеверие, этап этот завершился борьбой со скоморошеством, отражавшим языческое представление о мире, веселье и радости. Церковь с ее аскетизмом и государство с его идеей единоначалия упорно боролись со старыми обычаями, старались их видоизменить. Но в народном календаре сохранялось переплетение христианского и языческого начал. Как ни старалась церковь трансформировать прежние обряды, один языческий праздник не удалось полностью искоренить. Это масленица.
Более того, если мы посмотрим материалы книги «Домашний быт русских царей в XVI– XVII вв.», издание 1904 года, то увидим, что и царская фамилия и высшее духовенство совершали особые обряды в масленичные дни. Они, конечно, имели религиозную окраску, но приурочены были к масленице. Например, в воскресенье перед масленицей совершалось «действо страшного суда» на площади за Успенским собором Кремля, а с «половины масленицы наступали прощеные дни». Позднее русские императоры устраивали масленичные гуляния. М. Забылин в книге «Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880 г.) пишет о том, что «императрица Анна Иоанновна собирала у себя на масленице гвардейских унтер-офицеров с женами, где они тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы». Но народ русский всегда широко отмечал масленицу, это был следующий за святками большой годовой праздник. Исследователи считают, что в глубокой древности масленица была весенним праздником, отмечалась в течение двух недель. С введением христианства появился запрет проводить различные увеселения в весенний семинедельный предпасхальный пост, тогда ее празднование было отодвинуто на более ранние сроки. В церковных книгах масленица называлась «сырною неделей», так как в среду и пятницу можно было есть сыр, яйца и масло. Традиционно масленицу гуляют в конце зимы, в период с конца января до начала марта. Это народный карнавал, сопровождающийся застольями, ряженьями, массовыми гуляниями, характерными обрядовыми действиями.
Главными из них были встреча, прощание и похороны Масленицы – масленичной куклы, которую наряжали в женскую одежду и первоначально всячески приветствовали, возили по деревне на санях, пели величальные песни. Насаживали чучело на шест, ставили на снежной горе посреди села, где проходили игры и катания на санках. В Калужской области, например, куклу делали во многих домах, а хоронили только одну. В разных областях России антропоморфный образ Масленицы приобретал различные формы. Масленица – самый веселый, разгульный народный праздник, отражающий как общественные, так и семейные мотивы.
Отсюда поговорка: «Не житье, а масленица». Обязательными для масленичных угощений были блины, старинное поминальное кушанье. Во многих местах Русской земли первым блином поминали мертвых. Так и говорили: «Первый блин кому», то есть покойнику. Позднее произошла трансформация данной поговорки. Печение блинов носило обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее в этот праздник будет угощение, тем богаче будет весь год. На блины звали гостей и повсюду угощали блинами. Гуляние продолжалось с понедельника по воскресенье по строго установленному порядку.
Понедельник – начало праздника – назывался «встречей». В этот день пекли первые блины. Пели мажорные, жизнерадостные масленичные песни в честь «приезда дорогой гостьи» Масленицы. Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение. Вторник – «заигрыш», с этого дня начинались развлечения: ряжение, езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои, взятие снежной крепости и др. Во всех этих играх с особой силой проявлялся удалой характер русского человека. Среда – «лакомка». Это день угощений во всех домах блинами и другими яствами. Особенно старались тещи угодить своим зятьям. Четверг именовался «широким, разгульным», «переломом». Это середина веселья и гуляний. Пятница – «тещины вечорки». В этот день зятья угощали тещ, оказывали им всевозможное почтение.
Субботний день назывался «золовкины посиделки». Молоденькие невестки приглашали в дом родню мужа. Особым днем в масленичной неделе было воскресенье. Это «проводы», «целовник», «прощальный день» – конец масленичного веселья, подготовка к начинающемуся с понедельника посту. В этот день прощались с Масленицей, совершали своеобразный обряд «похорон» Масленицы. Во многих местах соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, там его либо сжигали, либо разрывали на части.
И снова звучали масленичные песни, но уже минорные, «корильные». В них Масленица упрекалась за то, что обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост. Это были своеобразные проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. В самой смерти Масленицы заключалось символическое рождение новой жизни. Прошли столетия, а праздник сохранился, только уже забылся аграрно-магический характер масленичных обрядов. Они стали восприниматься как развлечение. Во время этих развлечений стали петь песни, которые не имели обрядового характера, были веселыми, плясовыми или лирическими. В настоящем русском празднике нет деления на «артистов» и «публику». Все вместе провожают зиму и радуются наступающей весне, едят блины и веселятся.
Е.В. ГАЙМАНОВА