Традиции празднования масленицы на Руси

Лакомства на Масленицу

Лакомства на Масленицу

В этом году отмечается 1030-летие Крещения Руси. Православие, которое Русь приняла по византийским канонам, стало нравственной силой, которая объединила русский народ и укрепила российскую государственность. Благодаря православию появилась письменность, развивалось просвещение, науки и культура, Русь приобщилась к христианскому миру, появились имена Иван да Марья, которые мы стали считать исконно русскими, называть так героев сказок и песен.

Благодаря православию появились храмы и колокольнисвечи, устремленные в небо и горящие куполами во имя Бога, сформировались богатейшие традиции русского зодчества и иконописи. Изменение языческого мировоззрения в результате принятия христианства привело к появлению удивительной силы духовных стихов и христианских народных легенд, сформировался так называемый народный месяцеслов, в котором что ни день, то праздник – почитание какого-либо святого или особый день, связанный с жизнью и учением Иисуса Христа.

Таким образом, влияние христианства на культуру Руси было, безусловно, значительным и положительным. В то же время влияние православия на народную культуру сказалось и в том, что отменены были многие языческие праздники, увеселения, обряды, ритуалы; бесовскими признавались игрища, песни, танцы, произведения устной прозы, составлявшие суть дохристианской народной художественной культуры.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Вплоть до XVI–XVII вв. сохранялось так называемое двоеверие, этап этот завершился борьбой со скоморошеством, отражавшим языческое представление о мире, веселье и радости. Церковь с ее аскетизмом и государство с его идеей единоначалия упорно боролись со старыми обычаями, старались их видоизменить. Но в народном календаре сохранялось переплетение христианского и языческого начал. Как ни старалась церковь трансформировать прежние обряды, один языческий праздник не удалось полностью искоренить. Это масленица.

Более того, если мы посмотрим материалы книги «Домашний быт русских царей в XVI– XVII вв.», издание 1904 года, то увидим, что и царская фамилия и высшее духовенство совершали особые обряды в масленичные дни. Они, конечно, имели религиозную окраску, но приурочены были к масленице. Например, в воскресенье перед масленицей совершалось «действо страшного суда» на площади за Успенским собором Кремля, а с «половины масленицы наступали прощеные дни». Позднее русские императоры устраивали масленичные гуляния. М. Забылин в книге «Русский народ.

Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880 г.) пишет о том, что «императрица Анна Иоанновна собирала у себя на масленице гвардейских унтер-офицеров с женами, где они тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы». Но народ русский всегда широко отмечал масленицу, это был следующий за святками большой годовой праздник. Исследователи считают, что в глубокой древности масленица была весенним праздником, отмечалась в течение двух недель. С введением христианства появился запрет проводить различные увеселения в весенний семинедельный предпасхальный пост, тогда ее празднование было отодвинуто на более ранние сроки. В церковных книгах масленица называлась «сырною неделей», так как в среду и пятницу можно было есть сыр, яйца и масло. Традиционно масленицу гуляют в конце зимы, в период с конца января до начала марта. Это народный карнавал, сопровождающийся застольями, ряженьями, массовыми гуляниями, характерными обрядовыми действиями.

Главными из них были встреча, прощание и похороны Масленицы – масленичной куклы, которую наряжали в женскую одежду и первоначально всячески приветствовали, возили по деревне на санях, пели величальные песни. Насаживали чучело на шест, ставили на снежной горе посреди села, где проходили игры и катания на санках. В Калужской области, например, куклу делали во многих домах, а хоронили только одну. В разных областях России антропоморфный образ Масленицы приобретал различные формы. Масленица – самый веселый, разгульный народный праздник, отражающий как общественные, так и семейные мотивы.

Отсюда поговорка: «Не житье, а масленица». Обязательными для масленичных угощений были блины, старинное поминальное кушанье. Во многих местах Русской земли первым блином поминали мертвых. Так и говорили: «Первый блин кому», то есть покойнику. Позднее произошла трансформация данной поговорки. Печение блинов носило обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее в этот праздник будет угощение, тем богаче будет весь год. На блины звали гостей и повсюду угощали блинами. Гуляние продолжалось с понедельника по воскресенье по строго установленному порядку.

Понедельник – начало праздника – назывался «встречей». В этот день пекли первые блины. Пели мажорные, жизнерадостные масленичные песни в честь «приезда дорогой гостьи» Масленицы. Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение. Вторник – «заигрыш», с этого дня начинались развлечения: ряжение, езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои, взятие снежной крепости и др. Во всех этих играх с особой силой проявлялся удалой характер русского человека. Среда – «лакомка». Это день угощений во всех домах блинами и другими яствами. Особенно старались тещи угодить своим зятьям. Четверг именовался «широким, разгульным», «переломом». Это середина веселья и гуляний. Пятница – «тещины вечорки». В этот день зятья угощали тещ, оказывали им всевозможное почтение.

Субботний день назывался «золовкины посиделки». Молоденькие невестки приглашали в дом родню мужа. Особым днем в масленичной неделе было воскресенье. Это «проводы», «целовник», «прощальный день» – конец масленичного веселья, подготовка к начинающемуся с понедельника посту. В этот день прощались с Масленицей, совершали своеобразный обряд «похорон» Масленицы. Во многих местах соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, там его либо сжигали, либо разрывали на части.

И снова звучали масленичные песни, но уже минорные, «корильные». В них Масленица упрекалась за то, что обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост. Это были своеобразные проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. В самой смерти Масленицы заключалось символическое рождение новой жизни. Прошли столетия, а праздник сохранился, только уже забылся аграрно-магический характер масленичных обрядов. Они стали восприниматься как развлечение. Во время этих развлечений стали петь песни, которые не имели обрядового характера, были веселыми, плясовыми или лирическими. В настоящем русском празднике нет деления на «артистов» и «публику». Все вместе провожают зиму и радуются наступающей весне, едят блины и веселятся.

Е.В. ГАЙМАНОВА


Комментировать


7 + = тринадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru