Формирование моделей устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Формирование моделей устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Устойчивость достигается в том случае, когда часть выгод, получаемых от туризма, идет на возобновление (охрану) ресурсов и ликвидацию отрицательного воздействия процесса производства на окружающую среду и качество ресурсов. Одной из ключевых проблем внедрения принципов устойчивого развития является отсутствие ясности руководящего видения и политики по устойчивому туризму в большинстве регионов Российской Федерации, особенно на муниципальном уровне.

Процесс планирования и реализации проектов по созданию туристских кластеров связан с решением задач инфраструктурного характера и развитием системы сетевого взаимодействия между его участниками. Основу данной системы составляют бизнес- процессы, эффективное использование которых способно оказать существенное влияние на качество планирования, эффективность использования бюджетных средств и достижение целевых показателей государственных программ. В современных условиях требуется определить оптимальную структуру бизнес-процессов, дать им характеристику и разработать модели их реализации и оптимизации на всех этапах планирования. Туристская сфера в России за последние 10 лет добилась значительных результатов.

В туристской сфере идут важные процессы «импортозамещения», раскрывающие огромный рекреационный потенциал нашей страны. В этих условиях, когда многие регионы и муниципальные образования впервые принимают на своих территориях значительные или даже массовые туристские потоки, как никогда важно сразу формировать их туристские системы в соответствии с принципами устойчивого развития. В Российской Федерации процессы внедрения моделей устойчивого развития идут несколько медленнее, чем в странах Европейского союза и других развитых странах. Ни в одном нормативно-правовом акте, регулирующем развитие туризма, задач устойчивого развития не предусматривается. Причем, важно понимание того, что принципы устойчивого развития должны распространяться на все виды туризма и все территории включая города, искусственно созданную инфраструктуру, морские курорты, национальные парки и курортные местности и т.п.

Нами разработана методология формирования процессных моделей устойчивого развития туризма на региональном уровне по базовым направлениям: организация системы управления устойчивым развитием; системы привлечения и управления инвестициями; системы маркетинга устойчивых продуктов; системы формирования принимающего сообщества и стабильного кадрового потенциала; системы управления экологической эффективностью проектов устойчивого развития туризма. Управленческая модель объединяет цели, задачи, принципы и методы управления туристкой дестинацией. Цель управления устойчивым поддерживающим развитием: создание системы взаимодействия субъектов дестинации с органами государственного и муниципального управления, предприятиями и бизнес-структурами, местным сообществом, основанной на четком распределении ролей, ответственности, долей участия в соответствии с принципами устойчивого развития. Задачи управления устойчивым развитием туристской дестинации: структурно-функциональная интеграция предприятий туристской индустрии;

формирование единого образовательного пространства туристской дестинации; обеспечение условий для внешнеэкономической интеграции туристской дестинации; вовлечение общественности в решение проблем развития туристской дестинации; формирование образа на основе принципов устойчивого развития. Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики в туристской дестинации должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков. Первый блок – это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики. Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Все стороны должны четко понимать и уважать интересы субъектов отношений, и при этом у них должна быть общая цель – эффективное устойчивое развитие. В этом случае, мы выделяем основные факторы, которые позволят в полной мере реализовать предложенную модель инвестиционной политики в туристской дестинации.

При рассмотрении инвестиционных проектов с точки зрения управления устойчивым развитием важнейшую роль, наряду с традиционными коммерческой, бюджетной и общественной эффективностью приобретают параметры социальной и экологической эффективности. Формирование модели рынка труда и занятости производится с учетом специфики рынка труда в туризме, которая определяется его особыми функциями и спецификой туристского продукта. Социально-экономическая природа туризма связана также с особым принципом прямой и обратной трансформации.

При этом одновременно с экономической функцией – должна реализоваться в аналогичной пропорции социальная функция туризма: физическое и духовное оздоровление нации, в том числе повышение качества человеческих ресурсов. Это в свою очередь трансформируется через повышение производительности труда и увеличение доходной части бюджета – в экономическую составляющую. Предлагаемые модели бизнес процессов позволяют проводить оценку эффективности государственных, муниципальных и коммерческих управленческих решений используя систему индикаторов.

Рассохина Татьяна Васильевна


Комментировать


+ 6 = одиннадцать

Яндекс.Метрика