Водопады реки Хакодзь | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Водопады реки Хакодзь

Наступило лето. Пышные, темно-зеленые шевелюры распустившихся крон деревьев, придали горным хребтам однотонность цвета. Яркое и жгучее солнце, загоняет нас в сумрачную тень леса. Еще не окрепшие и нежные листочки, недавно проклюнувшиеся на деревьях, как легкое изумрудное покрывало трепетно опахивают влажную землю желанной прохладой.

Цветущие травы переполнили лес густыми и острыми ароматами. Решили сделать комплексный отдых и удовлетворить в себе желания грибников, ягодников, травников, туристов и любителей рыбной ловли. Вот как выглядело наше изысканное желание. Одновременно увидеть снеговые горы, собрать лекарственные травы, землянику и грибы, наловить раков и рыбу, вдоволь напиться вкуснейшей свежей минеральной воды, струящейся из земных недр. Посетить пещеру и принести в домашнюю коллекцию красивейший палеонтологический минерал.

О реконструкции городской среды здесь

Искупаться в водопаде, реке и озере, наполненном минеральной водой. А самое главное, чтобы все это было в одном, совершенно безлюдном месте и недалеко от дороги. Долго думали, где же такое место отыскать и вспомнили о водопадах реки Хакодзь. Маршрут к водопадам реки Хакодзь, идет через станицу Дагестанскую, бывший поселок Хакодзь и поляну Фонтан. Для нас путешествие по родной Адыгее, всегда желанно и заманчиво. Каждый раз оно с головой окунает нас в мир таинственных природных явлений.

Является тем животворящим источником здоровья, силы, энергии и новых незабываемых впечатлений, который делает нашу жизнь удивительной и красивой. Выйдя в горы, как младенцы, с восхищением и радостью ощущаем окружающий нас мир, мелодию поющей горной реки, еѐ ритмичный говорок с перекатными камешками и тихий шелест скользящих струй по отполированной поверхности камня. Нам приятно видеть естественную неповторимость, каждой травинки, веточки, цветка или порхающей бабочки. Выехав из станицы Дагестанской и поднявшись на гору Табунная, остановились полюбоваться открывшейся панорамой далеких гор. Покрытые вечным снегом они призывно манили нас своей суровой таинственностью. Над зеленым ковром лесов, и альпийскими лугами Пятигорских полян, белыми островками снега возвышалось плато Лагонаки.

Широко раскинутые высокогорные альпийские луга были обрамлены черными скалами хребта Нагой-чук. Долина реки Хакодзь среди раздольной холмистой возвышенности обозначилась темной волнистой линией глухого ущелья. По нему пролегла дорога в поселок Мезмай, а на широких полянах среди извилистого русла реки раскинулись заброшенные сады, существовавшего с 1963 года, поселка Хакодзь. На самой окраине заброшенного селения, раскинулось большое озеро, доверху наполненное чистой минеральной водой, из струящегося источника. Оно покрылось непролазными зарослями из тины, водорослей и рогоза.

Шумные всплески играющих больших рыбин, говорили о том, что рыба в нем есть. Решили остановиться на берегу озера. Невдалеке свои передвижные пасеки раскинули пчеловоды. Под оглушающий хор лягушек поставили палатки. Одних отправили на сбор грибов и земляники, других на лов рыбы, а сами принялись за сооружение походной бани с настоящей парилкой и разогревом на костре речных камней. К вечеру возле палаток стояли полные ведра с сыроежками, подосиновиками, лисичками и даже белыми грабами. Две литровые банки пламенели сочной земляникой и издавали душистой аромат. Рыбаки тоже отличились, наловив удочками полведра небольших горбыльков. Отдых на природе начался с самодельной походной парилки. Уложив на «банные полки» свежескошенное сено, мы разбросали по нему чабрец вперемежку с мятой. Баня наполнилась благоухающим ароматом.

На раскаленные до красна речные камни, плеснули настой из пихтовых лап и лечебных трав. Высшая степень блаженства от щедрого жара походной бани. Распаренные и раскрасневшиеся с головой погружались в бурный поток горной реки. После бани нас ждал праздничный ужин. Наваристая уха, земляничный морс, жареные грибы, чай с целебными травами и свежим горным медом, который взяли с пасеки. Но больше всех нас удивили рыбаки. Используя раколовки и карманный фонарик, они принесли целое ведро раков. Утром отправляемся налегке к водопадам, большой пещере и на поляну Лихатено, месту гибели в 1942 году героя Советского союза Н.В. Крюкова и его самолета.

Река Хакодзь извилистая и капризная, перегороженная завалами, стремится каждый год размыть броды и дорогу. Особенно сильным было наводнение в 2004 году, когда огромный смерч, пришедший с побережья Черного моря, принес и обрушил в долину реки Курджипс, миллионы кубов соленой воды вместе с морской рыбой. Река Курджипс стала шире и полноводней Кубани. По ней плыли животные, стога сена, хозяйственные постройки, дрова и все что может держаться на воде.

Лесные поляны, выбеленные ромашковым живоцветьем, привлекали синеглазыми островками из лазурных незабудок и чабреца. Цепкая наблюдательность, тонкая и пытливая чуткость моих спутников, то и дело прерывала наше движение. Они как-то по особенному восторженно и эффектно воспринимали ритм и цвет летней природы. Безмятежно, с нежной любовью, улыбались колышущейся под ветром цветущей поляне. Их восхищали замысловатые узоры речного камня и тончайшие тона их расцветок. В воде камни блестели, как драгоценные сокровища. Обломки оплавленной и инкрустированной магмы, прошедшие полировку реки невольно привлекали внимание. Миллионы лет природа чеканила, выплавляла, композировала и калиграфировала удивительные узоры по каменной тверди, применяя различные вариации в великолепных тонах и цвете. Красочную сокровищницу земли, бесценную кладовую из изумрудов, кораллов, агата, хрусталя и жемчуга открывают нам реки. Особенно богата россыпями минералов река Хакодзь.

Ее русло буквально пестрит разнообразием окаменелого животного мира, древнего океана Тэтис. Но вот и балка Сосновая. За ней поляна Фонтан и развилка дорог на Шиверев сад и поселок Мезмай. На поляне из-под земли бьет очень холодный и сильный источник с минеральной водой. В шестидесятые годы, здесь из пробуренной скважины напористой десятиметровой струей фонтанировала вода. В далеком детстве с особым удовольствием и восторгом залезали купаться под высокий фонтан. Теперь лишь виден остаток трубы с изливающейся минеральной водой. Память о грандиозном фонтане сохранила лишь поляна.

Бесценная минеральная вода прозрачным хрустальным ручейком вливалась в реку. Нас еще не обуял бум употребления чистой природной воды без красителей и хлора. Озабоченные состоянием здоровья, рано или поздно люди начинают задумываться о том, что они пьют и как это бесценное богатство чистой природной воды использовать на благо народа. Водопады реки Хакодзь с дороги не видны. От развилки дороги на Шиверев сад, что у края поляны, они в трехстах метрах по руслу реки. Осторожно, с трепетным чувством, чтобы увидеть великолепный шедевр живой природы, пробираемся по каменистому руслу реки.

Но вот гул реки выдал спрятанные в ущелье водопады. Ничего не предвещающая, тиховодная и неторопливая каменная река вдруг резво спрыгивала со скальной гряды. Она открыла для нас еще один заветный сундучок с сокровищем. Необыкновенное очарование первого водопада производит ошеломляющее впечатление. Какая то неведомая сила отправила реку в вечный полет. Первый самый большой водопад, издавая грозный клекот, превращал водный поток в миллионы мелких барашек. Он как раскинутое золотое руно, как златовласая красавица распустил свои роскошные кучерявые пряди на покатые плечи скального уступа. Водопад купался в живой мозаике света и тени. Пофыркивая пузырями, он неистово барабанил по каменной плите, кувыркался и кипел в каменных чашах. Его белогривые пряди и пузырящиеся «кудри» трепетно переливались в лучах солнца, золотисто белыми живыми цветами.

Летящая вода, словно зеркальный шар ночной дискотеки, отражала солнце, и его блики весело плясали под зеленым куполом нависающих деревьев. Водопад высотой около 12 метров тремя каскадами падал в каменные чаши. Я с чувством восторга погрузился в кипящую купель, и она закружила меня в лихорадочной карусели, массируя тело водной пузырчатой массой. Ошеломленный силой потока воды, ее цветом и прозрачностью, я пригласил друзей к водопаду. Фотографируемся.

Но фотография, запечатлевшая мимолетное движение воды, не передает той удивительной эмоциональной содержательности от соприкосновения моего тела с водопадом, которое, я испытал. В меня бушующей водой, словно вбивается ошеломляющий заряд бодрости, высокий всплеск эмоций, удивительное ощущение радости, восхищения и благодарности природе за создание такого чуда. Я наполнился от водопада, какой то необычной внутренней силой и энергией. Здесь водопад, разбитый в водную пыль — словно дышащий живой организм природы.

Он создает атмосферу полную чувств, эмоций, мистики и фантазий, где можно хоть на время погрузиться в тонкий мир медитации, несбыточных мечтаний, иллюзий и надежд. Поднявшись над водопадом в каменную теснину ущелья, увидели небольшие каскады водопадов и сливов. Справа и слева в скальных навесах чернели дупла маленьких пещер. Следующим объектом посещения у нас была огромная пещера в верховье притока реки Хакодзь. Ее гигантский провальный вход смог бы поместить одновременно несколько грузовиков.

Тающие снега за миллионы лет выточили в подземелье причудливые залы, украсив их узорчатой бахромой сталактитов. Капельки воды, искрящиеся в свете фонарика, повисли на кончиках каменных сосулек. Они словно драгоценные кристаллики алмазов светились чистотой и прозрачностью. Пещерная стопроцентная влажность, промозглая сырость и сочащиеся мокрые стены не располагали нас к длительному пребыванию. Осмотрев уникальную достопримечательность, мы вернулись в лагерь.

Бормотов Иван Васильевич


Комментировать


два − = 0

Яндекс.Метрика