Красота как объект исследования и эстетический идеал | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Красота как объект исследования и эстетический идеал

Для современного человека его тело становится тем существенным условием, которое во многом определяет профессиональную, социальную и даже личностную успешность, другими словами, может рассматриваться как значимый ресурс продвижения себя в современной куль туре, а также выступать как способ монетизации внешних данных.

Поэтому за последние деся тилетия отмечается постоянное увеличение спроса на услуги индустрии красоты, отвечающие потребности в формировании красивого и здорового тела: спортивные залы, фитнесс-клубы, салоны красоты, пластическая хирургия, реклама и интернет-продвижение соответствующих услуг.

Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии, социальной психофи зиологии, применение телесных техник в психотерапии, искусстве, рекламе, шоу-индустрии все больше привлекают внимание к человеческой красоте как среди ученых, так и среди широ кой общественности.

В данной статье мы обратимся к анализу различных подходов и концепций, сложившихся в истории философско-культурологической мысли, посвященных осмыслению феномена красоты. В целом мы можем говорить о заметной устойчивости обращения исследователей к фено мену красоты. В истории культуры восприятие красоты рассматривалось через призму взаимо отношений объективного и субъективного, природного и общественного, физического и мета физического, земного и божественного, телесного и духовного и иных дихотомических конст рукций. При этом, несмотря на такой пристальный интерес исследователей, сам феномен кра соты оставался «ускользающим», видоизменяющимся, не всегда подвластным точной фикса ции: как отмечает О. Буткевич, красота – это «такая вечная проблема, относительно которой больше всего сказано и меньше всего ясно» [1].

Необходимо отметить, что «красота» является междисциплинарной категорией, а потому в ее анализе объединены различные философские, культурологические, эстетические, антрополо гические, лингвистические, социологические и психологические подходы и работы авторов. Прежде всего необходимо выделить некоторые определения, конкретизирующие понятие красо ты с эстетических и философских позиций. Именно с точки зрения эстетики мы можем говорить об идеалах прекрасного и безобразного (негативная эстетическая ценность). Одна из первых и наиболее плодотворных попыток математизации сущности эстетического мироотношения отра зилась в понятии античной культуры «золотое сечение», которое включало в себя такое геомет рическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей.

Ярким представителем такого подхода был ваятель Поликлет из Аргоса, живший в V в. до н. э., написавший сочинение «Канон». В философских словарях даются сле дующие определения красоты: «Красота – это универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико-гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совер шенства. Понятие “красота” выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как онтологическую, так и гносеоэтическую проблематику» [2].

В искусствоведении красота сопряжена с такими терминами, как «канон», «золотое сече ние», «пропорции», «симметрия», другими словами, закладывает в основу определения признак соразмерности, гармоничности. Первые научные попытки объяснения феномена красоты связаны с именами философов античности Платона и Аристотеля. По Платону, подлинное, неизменное, вечное прекрасное существует в комплексе Идей. В дальнейшем идеалистическая интерпретация сущности пре красного нашла свое развитие в работах Плотина, Бруно, Шефтсбери, Кольриджа, Блейка, Шеллинга, Шопенгауэра, Фишера, Гартмана, Элиота, Эмерсона, Лотце, Шлейермахера и дру гих.

Исследователь истории красоты Умберто Эко указывает, что на более зрелой стадии раз вития средневековой мысли Фома Аквинский скажет, что для красоты необходима не только надлежащая пропорциональность, но также целостность (то есть каждая вещь должна иметь все составляющие части, а увечное тело считается уродливым), сияние (ибо прекрасным считается то, что окрашено в чистый цвет), пропорциональность, или созвучие. В эпоху Просвещения тенденция к субъективистской интерпретации прекрасного усили вается. Так, Декарт писал, что восприятие красоты во многих отношениях сходно с предпочте нием одного звука другому. Оба относительны, так как зависят от различных индивидуальных мнений. То, что вызывает у одного веселье, заставляет другого плакать, потому что предпочте ния в области эстетики зависит во многом от случайных ассоциаций. Значительной долей субъективизмa была отмечена и эстетика И. Канта, в которой основное внимание переносится на субъект, а точнее, на априорность эстетического восприятия.

В культуре XIX–XX вв. особое значение приобретает общественническая концепция пре красного, представители которой опирались на марксистский подход в понимании духовных явлений. Феномен красоты с этой точки зрения рассматривался как абсолютно зависимый от способа производства материальных благ. То есть красота рассматривалась как сугубо соци альное и даже классовое порождение. Фундаментальные исследования феномена красоты можно встретить в работах Н. О. Лос ского «Мир как осуществление красоты», У. Эко «История красоты» и «История уродства», В. Ф. Мартынова «Философия красоты», Т. П. Григорьевой «Философия красоты» и многих других. Особого внимания в данном вопросе заслуживают работы И. М. Быховской, разделив шей телесность на три пространства, в которых пребывает человеческое тело – природного, социального и культурного. Соответственно выделены и описаны природное, социальное и культурное тело. Формалистическую позицию в понимании прекрасного отстаивали Л. Уитмер, Э. Пирс, Д. Р. Мейджер, И. Кон, В. Вундт, О. Кюльпе, И. Ф. Гербарт, Й. Цейзинг. В. Унгер, Р. Циммер ман, Й. Дурдик. Заслуги представителей этого направления заключались в том, что они сосре доточили внимание на объективных характеристиках эстетического объекта, которые доступны измерению, выявили определенные типы идеальных соотношений, пропорций, которые позво лили перевоссоздать мир по законам красоты, «управлять» эстетическими формами.

Значимый блок работ, связанных с исследуемым вопросом, посвящен изучению телесности и роли телес ных практик в самовосприятии человека. Здесь можно назвать работы таких авторов, как Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхо стов, А. А. Налчаджян и др. Итак, мы можем говорить о существовании нескольких ключевых подходов, в той или иной мере акцентирующих внимание на различных признаках, характеристиках и свойствах красоты: – идеалистический подход – основной посыл связан с осмыслением идеи совершенства, гармонии и бесконечности; – монотеистический подход – основной посыл связан с пониманием красоты в терминах сакрального, симметричного, духовного; – субъективный подход – гармоничность, индивидуальность, относительность; – социальный подход – целесообразность, классовость. Как видим, феномен красоты складывался на протяжении многих веков, выступал пред метом споров ученых. В целом, красота– это эстетическая (неутилитарная) категория, обозна чающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вы зывает в наблюдателе эстетическое наслаждение.

Список литературы 1. Буткевич, О. В. Красота: природа, сущность, формы [Текст] / О. В. Буткевич. – Ленинград : Худож ник РСФСР, 1979. 2. Новейший философский словарь [Текст] / сост. и гл. ред. А. А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск : Книжный Дом, 2003.

А. Д. Глазырина, студентка направления подготовки «Культурология» Челябинского государственного института культуры, г. Челябинск. Научный руководитель – Л. Б. Зубанова, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии и социологии


Комментировать


1 × семь =

Яндекс.Метрика