Культурная жизнь Москвы и Осташкова в первые годы советской власти: некоторые аспекты сравнительной характеристики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Культурная жизнь Москвы и Осташкова в первые годы советской власти: некоторые аспекты сравнительной характеристики

Москва - столица России

Москва — столица России

В России преобразования в социальной и экономической сферах шли всегда параллельно с изменениями в сфере духовной. Политика большевиков в этой сфере в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции». Перед властью стояли две проблемы: идеологизация культуры и отношение к старой российской интеллигенции.

При этом у власти не было единого понимания в решении данных вопросов. В этих условиях московская художественная интеллигенция пыталась подстроиться под новую административную систему, создавая различные творческие объединения, в которых идеологическая составляющая занимала весьма значительное место. Российская провинция более многомерное явление. Здесь жизнь более размеренная и, на первый взгляд, менее насыщенная интеллектуально. Зато духовная среда более плотная. В провинции деятели культуры чутко улавливали любые свежие веяния в искусстве, но возможностей для их реализации имели меньше по сравнению с их коллегами в Москве или Санкт-Петербурге.

Сопоставление процессов становления и развития «новой культуры» на материалах Москвы и Осташкова позволяет установить исторические закономерности и выявить особенности развития духовной жизни центра и провинции в контексте меняющейся государственной политики. С первых дней установления советской власти огромное значение в работе с населением Осташкова стал играть местный драматический театр. Причины значимости театрального искусства общеизвестны. Воздействуя на зрителя, оно является одним из мощных пропагандистов различных течений и направлений в культурном пространстве эпохи. По замыслу организаторов культурно-просветительных кружков на местах, постановки спектаклей должны были содействовать не только просвещению, но и воспитанию крестьян, чтобы «дать местному населению разумное развлечение и отбить у него охоту к картам и вину» . На заседании учителей г. Осташкова и представителей агитационно-просветительного отдела уездного военкомата при принятии решения о создании постоянной драматической труппы из учителей отмечалось, что «живые примеры могут скорее, чем мертвое слово, дать желаемые результаты в целях воспитания граждан» .

Театральное искусство, обращающееся непосредственно к чувствам человека, было наиболее доступно для восприятия малограмотной аудиторией. Громадный интерес народа к театральным постановкам вызывал массовое возникновение самодеятельных театров. Несмотря на отсутствие профессиональной подготовки, достаточной материальной базы, удобной сцены, необходимого реквизита, в деревнях появлялись все новые драматические кружки, ставились спектакли. Как правило, члены труппы сами доставали все необходимое для постановки спектаклей.

Так, образованный еще в 1918 г. культурнопросветительный кружок в селе Новые Ельцы Осташковского уезда только благодаря деятельности партийной ячейки и «напряженной энергии товарищей коммунистов, без возмездия работающих в кружке, …обзавелся маленьким театром, декорациями, гримом для актеров и т. д.». Наибольшей популярностью пользовались пьесы А. Островского, Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова. Например, в репертуаре осташковского театра за 1919 г. значились такие пьесы, как «Медведь» А. Чехова, «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «На дне» М. Горького. В 1920 г. были поставлены спектакли «Осенняя скука» Н. Некрасова, «Не все коту масленица» и «На бойком месте» А. Островского . Реже, но все же в своем репертуаре театр использовал произведения советских авторов.

Среди них преобладали пьесы на революционную тематику, такие как «Гибель монархии», «Семидесятник», «Каторжник» – о русских революционерах и др. Как правило, современные пьесы служили средством политической агитации и отражали события, связанные с революционной борьбой, с боевыми действиями на фронтах гражданской войны. Нередко перед показом спектакля проводились лекции и беседы на политические темы. Иногда ставили пьесы собственного сочинения. Так, в 1920 г. члены культурно-просветительного кружка написали пьесы «Позор дезертирам» и «Восставшие рабы». Впоследствии эти пьесы были поставлены и в ряде других деревень, в том числе и в Новых Ельцах . Таким образом, в 1918–1925 гг. культурно-просветительные кружки получили широкое распространение среди крестьянского населения Осташковского уезда. Московская художественная интеллигенция в данных условиях гораздо в большей степени пыталась подстроиться под новую административную систему, создавая различные творческие объединения, в которых идеологическая составляющая также занимала весьма значительное место.

Одними из первых заявили о себе конструктивисты. Первая рабочая группа конструктивистов (ПРГК) была создана по инициативе художника А. М. Гана весной 1921 г. Большинство ее членов составили студенты мастерской А. М. Родченко во ВХУТЕМАСЕ (Высшие художественно-технические мастерские). ВХУТЕМАС, как учебное заведение, был создан в 1920 г. в Москве путем объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Группа имела строгую иерархию и включала в себя производственные ячейки: «Арматуры повседневного быта», «Детской книги», «Проз и спецодежды», «Типографского искусства», ячейки «Материальных сооружений», «Массовое действо» и «Кино-фот»5 . В основу идейной платформы группы легли теоретические положения, развитые А. М. Ганом в книге «Конструктивизм» .

Его теория была поддержана А. В. Луначарским. Она сводилась к отрицанию духовной ценности изобразительного искусства и к «рационализации художественного труда», т. е. к сведению задач творчества к обслуживанию материального производства и оформлению массовых празднеств. Сам А. М. Ган писал: «Интеллектуально-материальное производство устанавливает трудовые взаимоотношения и производственную связь с наукой и техникой, вставая на место искусства…»7 Начиная с 1921 г. работы членов ПРГК экспонировались на выставках прикладного искусства в Советской России и за рубежом, в частности на Международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге. Таким образом, «Первая рабочая группа конструктивистов» показала, что в новой ситуации попытки отгородиться от политики успеха не имели. Но ПРГК была не единственной группой, которая образовалась в 1921 г. как объединение лояльной власти интеллигенции. Сами члены ПРГК активно противопоставляли себя прочим художественным объединениям в изобразительном искусстве, театре и литературе, которых они обвиняли в «искусстводелании» и «эстетической ворожбе».

Ярким примером явилось «Новое общество живописцев» (НОЖ), которое было основано в конце 1921 г. С. Я. Адливанкиным, А. М. Глускиным, А. М. Нюренбергом, М. С. Перуцким, Н. Н. Поповым и Г. Г. Ряжским. Его члены, в прошлом ученики В. Е. Татлина, К. С. Малевича и А. М. Родченко, заявили об отказе от всех форм беспредметного искусства и возврате к сюжетной изобразительности. В их манифесте «Наш путь», опубликованном в октябре 1921 г., провозглашалось: «Мы, бывшие левые в искусстве, были первыми почувствовавшими всю беспочвенность дальнейших аналитическо-схоластических блужданий… Вот почему нам не по дороге с “конструктивизмом”8 . У общества состоялась всего одна выставка в Центральном доме работников просвещения в 1922 г. На ее примере хорошо видно, что отношения даже весьма лояльной власти художественной интеллигенции и большевиков носили весьма сложный и противоречивый характер. На выставке демонстрировалось 72 работы. В большинстве из них сквозила сатирическая тенденция, основанная на традициях народного лубка, примитива и городского изобразительного фольклора. Экспонировались также пейзажи в духе постимпрессионизма.

Открытию выставки предшествовал конфликт художников с руководством ЦДРП, усмотревших в картинах С. Я. Адливанкина «контрреволюционное содержание» и сатиру на революцию. Выставка состоялась только после вмешательства наркома просвещения А. В. Луначарского, который заявил: «Приветствую НОЖ: 1. За его манифест; 2. За то, что первый шаг сделан действительно в направлении этого верного манифеста; 3. За общую свежесть и талантливость выставки; 4. За полные живой и реальной поэзии, насыщенные юмором работы товарища Адливанкина»9 . Создаваемые в 1921 г. общества художественной интеллигенции пытались в своем творчестве объединить накопленные традиции прошлых лет и новые революционные веяния. В этих обстоятельствах творческая интеллигенция, как в центре, так и в периферии, стала объединяться в профессиональные объединения по интересам и направлениям творчества, тем самым помогая себе выдержать суровые условия жизни в России.

Веселов Александр Александрович, к. и. н. (Национальный исследовательский университет «МЭИ»)


Комментировать


шесть × 1 =

Яндекс.Метрика