Налоговое администрирование в сфере услуг | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Налоговое администрирование в сфере услуг

В по следние годы реализацию налоговой политики в стране государство все больше связывает с улучшением налогового администрирования. В традиционном понимании налоговое администрирование — это деятельность налоговых органов, направленная на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства.

Но в настоящее время этого определения недостаточно, более того, оно все больше играет второстепенную роль. На первый план выходят задачи создания благоприятной среды для выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Такие задачи предполагают расширение услуг, оказываемых налогоплательщикам налоговыми органами.

В первую очередь эти услуги будут интересны и полезны организациям и предпринимателям, ставящим задачу улучшения качества представления своего продукта потребителям. Следует выделить четыре задачи налоговых органов по улучшению качества предоставляемых услуг: — оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; — создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, в том числе за счет качественного информационного обслуживания; — повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов; — создание условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования споров.

Реализацию первой задачи налоговые органы видят в совершенствовании процедур государственной регистрации налогоплательщиков через дальнейшее развитие онлайн-сервисов. Самый важный из них — «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — дает возможность в электронном виде сформировать и направить в налоговые органы для регистрации пакет необходимых документов. Применение онлайн-сервисов позволяет в ближайшее время сократить сроки государственной регистрации до трех дней.

Для решения второй задачи (создания благоприятных условий исполнения налоговых обязательств) планируются: — внедрение унифицированных стандартов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами: внедрение фирменного стиля в помещениях для приема, электронной системы управления очередью, системы оценки качества оказываемых услуг; — развитие онлайн-услуг и расширение способов исполнения налогоплательщиками своих обязанностей с помощью онлайн-сервисов. В 2013–2014 годах запущен в эксплуатацию сервис «Личный кабинет налогоплательщика» для физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Этот сервис позволяет получить справку и акт сверки по расчетам с бюджетом, решения налогового органа, а физическим лицам — получить информацию об объемах имущества и транспортных средств, уведомления и квитанции на уплату налогов, оплатить налоговую задолженность и произвести налоговые платежи через банки-партнеры; — повышение налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков путем включения в программу учебных заведений специальности «Налоги и налогообложение», создания и развития системы непрерывного образования в налоговых органах, проведения семинаров и консультаций для налогоплательщиков, адресного информирования различных групп налогоплательщиков через развитие сети информационных терминалов, печатных информационных материалов, выступлений в СМИ, проведения дней открытых дверей, работу call-центров.

Мотивация налогоплательщиков к добровольной уплате требует создания определенных условий. Прежде всего это установление взаимовыгодных партнерских отношений и налоговый мониторинг, применяемый с 2015 года. Суть этих мер заключается в принятии соглашений, предусматривающих добровольное раскрытие налогоплательщиками информации о своей деятельности, обо всех рискованных действиях в обмен на разъяснение правильности налогообложения сложных сделок и приостановление проверок. Еще одна новая форма контроля и сотрудничества — электронное взаимодействие по установлению правильного исчисления, уплаты и возмещения НДС. В 2015 году введена обязанность расширенного декларирования налогоплательщиками операций с представлением данных из книги покупок и продаж. Такой порядок дает налоговым органам возможность автоматизированного контроля и сопоставления покупок и продаж различных организаций и пресечения схем незаконного возмещения НДС из бюджета, а для налогоплательщиков значительно сокращается количество представляемых дополните льных документов по запросам налоговых органов.

Важные изменения в налоговом администрировании коснулись и споров. Если раньше претензии налогоплательщиков по результатам налоговых проверок рассматривались только в судах, то в 2009 году введен порядок досудебного урегулирования, предусматривающий рассмотрение налоговых споров в вышестоящем налоговом органе, а с 2013 года досудебное обжалование распространяется на иные действия (например, необоснованное закрытие счетов в банке, несвоевременный возврат налогов) или бездействие налоговых органов. Новый подход значительно сократил количество жалоб, в том числе и рассматриваемых в судах, так как повысил требования к качеству работы. Реализация перечисленных задач переводит на новый уровень взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками, что, безусловно, улучшит финансовое состояние организаций, качество предоставляемых ими услуг и обеспечит рост доходов бюджетов всех уровней.

В. И. Красавин, начальник Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу, профессор кафедры экономики и управления СПбГУП, кандидат экономических наук


Комментировать


+ 5 = десять

Яндекс.Метрика