Основа образования — доверие молодежи | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Основа образования — доверие молодежи

Исходя из критического осмысления политики Европейской комиссии в отношении образования, проводимой в течение последних двух десятилетий, акцентируются противоречия в понимании ценности образования. В связи с растущей ролью финансовых идеологов, уделяющих основное внимание вопросам конкуренции, Ж. Делор как глава Европейской комиссии попытался привлечь внимание экономистов к проблемам образования, подчеркивая его актуальность в условиях экономической конкуренции.

В качестве главы комитета ЮНЕСКО по образованию он стремился напомнить об истинной ценности образования, пусть даже и с некоторым опозданием. В опубликованной под эгидой ЮНЕСКО работе Делор особо подчеркивал необходимость более внимательного отношения к молодежи и привития им понимания ценности и общественного значения простого труда. При этом только допущенные серьезные педагогические просчеты заставляют экономистов задуматься об образовании как о способе инвестирования в человеческий капитал.

Ключевые слова: конкуренция, сотрудничество, трудовая деятельность, общественные ценности, педагогические просчеты, отсутствие понимания.

20 лет назад Жак Делор (Jacques Delors) возглавил Комиссию ЮНЕСКО, поставив себе целью разработать программы поддержки образования в грядущем тысячелетии. В январе 1995 г., после завершения третьего срока полномочий Делора на посту Европейской комиссии, он возглавил Международную комиссию ЮНЕСКО по образованию для XXI в. На своей новой должности Делор полностью посвятил себя подготовке одного очень интересного документа, в сотрудничестве с другими членами комитета. Документ, озаглавленный «L’éducation: un Trésor est caché dedans» («Образование: Скрытое сокровище»), содержит глубокий анализ и описание важнейшей роли образования для будущих поколений. «Перед лицом целого ряда проблем, которые уготовило нам будущее, человечество в своем стремлении к идеалам мира, свободы и социальной справедливости рассматривает образование как необходимый инструмент.

В заключении к работе Комиссия подчеркивает важнейшую роль, которую образование играет в развитии отдельной личности и всего общества. Комиссия рассматривает образование не в качестве панацеи или волшебного заклинания, открывающего двери в идеальный мир, но в качестве одного из главных инструментов воспитания более глубокой и гармоничной личности, благодаря чему мы сможем победить бедность, социальное отчуждение, невежество, угнетение и войны» [1]. В документе перечислены краеугольные камни образовательного процесса: • получение знаний; • получение практических навыков; • развитие навыков сотрудничества; • овладение умением жить. В последующие годы на этот документ неоднократно ссылались различные европейские институты; однако поставленные в нем задачи образования возглавляют список проблем, до сих пор не решенных на европейском пространстве. Только два из четырех основных принципов, которые были сформулированы Делором, реально заинтересовали политиков: получение знаний и получение практических навыков, поскольку они представляют собой инвестиции в человеческих капитал. Частичный неуспех доклада ЮНЕСКО имеет глубокие корни, берущие начало как в истории создания этого документа, так и в предыдущей деятельности его автора. Делор в основном запомнился своей «Белой книгой», посвященной проблемам экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения занятости, которая была опубликована в 1993 г.

В этом докладе он уделил огромное внимание проблемам образования, которые интересовали Делора в силу его личного и политического опыта. Делор сделал реальную попытку убедить сильных мира сего в важности образования, и он добился своей цели, ссылаясь на значение образования для повышения конкурентоспособности. Слово «конкурентоспособность» используется в «Белой книге» многократно, в то время как слово «сотрудничество» встречается в ней намного реже. Так, слово «конкурентоспособность» фигурирует в «Белой книге» 129 раз, а слово «сотрудничество» — только 58 раз, хотя в докладе ЮНЕСКО по вопросам образования слово «конкурентоспособность» можно встретить только 17 раз, а слово «сотрудничество» — целых 80 раз. Многие повторили ошибку Делора, и в 1990-е гг. мы, педагоги, пытались убедить политиков и экономистов в том, какую высочайшую ценность несет в себе образование. Для этих целей мы использовали их же язык; мы согласились называть молодежь «человеческим капиталом»; мы приняли идею гибкости, смысл которой заключается в готовности принять что угодно, пренебрегая требованиями безопасности и охраны труда: «человеческий капитал» — это сокровище, которое следует захватить любой ценой.

Делор широко использует это выражение, начиная с заголовка своей работы «Образование: Скрытое сокровище» и заканчивая отсылкой к басне Лафонтена о «сокрытом в поле кладе». Эта басня — классическое произведение Эзопа, одного из основных баснописцев в нашей культурной традиции. Отец перед смертью позвал себе сыновей и рассказал им о том, что зарыл клад в наследственной земле. После смерти отца сыновья отправились в поле и перепахали его вдоль и поперек. Клад они так и не нашли, зато на следующий год поле принесло им двойной доход.

Так отец показал им, что труд и есть настоящий клад1 . Подобно отцу из басни Делор пытается убедить других в том, что на ниве образования следует искать сокровище, которое станет залогом повышения конкурентоспособности европейской экономики. При этом басню Эзопа следует рассматривать в качестве отрицательного педагогического опыта как по сути, так и с точки зрения способов достижения цели: и результат, и мораль, помимо прочего, имеют довольно натянутую трактовку. Давайте вдумаемся: отец, находясь при смерти, понимает, что так и не смог привить своим сыновьям искреннюю любовь к труду и к земле — важным для него ценностям, которые он желает передать своим детям. Поэтому, не видя других способов добиться своей цели, он решает прибегнуть к обману. Мы имеем все основания предположить, что отец не доверяет своим сыновьям. Возможно, он их избаловал и считает их алчными. Поэтому он и сказал им, что зарыл клад под виноградной лозой.

После смерти отца сыновья немедленно отправились на поиски клада. Нетрудно представить, что эти алчные и недалекие люди перекопали землю, при этом уничтожив все посадки. Вполне очевидно, что в поисках клада, при полном равнодушии к земледелию и к труду вообще, они перекопали все поле, разорили виноградник, и нет никаких оснований полагать, что после этого они, раздосадованные своей неудачей, снова посадили лозу и возделывали поле. Но без труда, сам по себе, виноград не вырастет. Поэтому достигнутый эффект далек от морали этой басни: мы могли наблюдать, как экономисты, банкиры и политики принялись превозносить до небес ценность образования, пытаясь отыскать сокровище — человеческий капитал, но без какой-либо культуры труда и без любви к возделываемому полю. Неудивительно, что со временем лоза зачахла, а созидательный труд, благодаря которому наша страна стала одной из самых богатых и просвещенных в мире, был полностью искоренен.

Вероятно, нам недостает именно этой культуры; вероятно, обманутые дети решили, что можно разбогатеть без особого труда, как на фондовой бирже. Последствия оказались удручающими. С педагогической точки зрения отец совершил целый ряд ошибок. Безусловно, он не смог достойно воспитать своих детей; возможно, он их избаловал, позволив им расти в праздности, без любви к земле и к виноградной лозе. Они выросли настолько глупыми, что поверили, будто клад решит все их проблемы и позволит безбедно прожить жизнь без необходимости трудиться.

Перед смертью отец осознал, что ему не остается ничего другого, как обмануть сыновей ради их же блага, рассказав о зарытом на поле кладе. Скорее всего, он не верит в них и опасается, что к другим его словам они просто не прислушаются. Сыновья, со своей стороны, с пренебрежением относятся к отцу. Трудно восстановить доверие, вырвавшись из этого порочного круга. Очевидно лишь то, что намерения педагогов отражаются на их воспитанниках. Сейчас трудно поверить в то, что воспитание может быть построено на обмане.

Однако недавно мы имели возможность наблюдать, как министр образования, бывший ректор Политехнического института, превозносил подход «кнута и пряника». Главное в воспитании — это доверие. На втором месте — обязательное сотрудничество учителя с учениками, при этом учитель не должен думать за своих учеников; фактически, способность ученика к самостоятельному суждению — это не только конечная цель образования, но также один из способов достижения этой цели.

Все исследования, посвященные вопросам образования, служат подтверждением тому, что именно ученик является ключевой фигурой образовательного процесса2 [2]. Наконец, обман ради достижения благой цели абсолютно неприемлем, поскольку средства и цель неразрывно связаны друг с другом и образуют единый континуум. В отличие от отца из басни Делор не умер, а с 1993 г. взялся за решение проблем Европейского союза, хотя и без особого воодушевления, действуя в интересах Министерства финансов и алчных банкиров, желающих разбогатеть без труда. Документ ЮНЕСКО стал попыткой исправить ситуацию, однако воспользуемся образным выражением из области сельского хозяйства: поздно запирать стойло, когда лошадь ускакала. В последние годы молодые и взрослые специалисты много рассуждали о том, как добиться успеха в жизни: нужно соревноваться, конкурировать и пытаться одержать победу любой ценой.

При этом редко слышен голос самой молодежи. Мы часто наблюдаем, как в разговорах о молодежи на первом месте упоминаются их проблемы и недостатки. Прослеживается явное стремление перечислить все, чего молодые люди не знают и не умеют. При этом мы мало озабочены тем, о чем они думают и что они собой представляют. Еще одна расхожая практика — сравнивать молодежь с молодыми людьми других поколений. Наши искаженные воспоминания о прошлом рисуют нам молодых людей, наделенных способностями и вниманием, которых лишено современное молодое поколение. И молодежь воспитывается под гнетом недостатка уважения. При этом, как мы видим, в том числе под влиянием семьи и школы, они вступают в возраст сознательного выбора, будучи исполнены хороших принципов, однако они скорее всего не знают о том, что эти принципы не согласуются с требованиями общества, к которым они должны приспосабливаться.

Аналогичный подход применятся и к образовательным учреждениям, которые сталкиваются с острым недостатком средств, отсутствием доверия и официального признания. В этой сфере ситуация намного сложнее, поскольку перед школами и вузами ставятся все новые и новые задачи без выделения необходимых средств для их достижения, при этом их работа пристрастно оценивается на основании выявленных в ней недостатков.

Все просчеты относят на счет педагогов и молодых людей, а специалисты в это время «выписывают рецепты» с указанием правильных действий. Великий педагог сэр Роберт Баден-Пауэлл (Robert Baden-Powell), основатель скаутского движения, так отвечал на вопрос о секрете своего педагогического метода: «Спросите самих ребят!». Именно это мы и пытаемся сделать. Однако мало просто спросить — нужно задать вопрос с уважением, выслушать собеседника и действовать сообразно полученным ответам.

Литература 1. Delors J. L’éducation : un trésor est caché dedans. Paris : UNESCO, 1996. 46 p. 2. Delors J. The Treasure within: Learning to know, learning to do, learning to live together and learning to be. What is the value of the treasure 15 years after its publication? // International Review of Education. 2013. Vol. 59. P. 319—330. 3. Lucisano P. Postfazione // Lucisano P. (Ed.) Tееn’s Voice. Roma: Nuova Cultura, 2016. P. 105–110.

П. Лучисано


Комментировать


4 + два =

Яндекс.Метрика