«Школа», «Училка» и караван верблюдов: куда идет российское образование? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


«Школа», «Училка» и караван верблюдов: куда идет российское образование?

Фраза «Искусство лучше предсказывает будущее, чем научное исследование» общеизвестна. Советское кинематографическое искусство часто обращалось к разговору о советской школе. Качество образования во второй половине XX в. не вызывало сомнения, подтверждаясь лидерством СССР в космической отрасли. Признав это, США проделали огромную «работу над ошибками», затратив 60 лет на достижение мирового первенства в эффективности национальной системы образования. За это же время Россия не просто уступила свои позиции в образовании, но и разучилась конструктивно воспринимать какие-либо критические высказывания по этому поводу.

Телевизионный сериал «Школа» (2010, реж. В. Гай Германика, Р. Маликов, Н. Мещанинова) вызвал негативные отзывы политиков, религиозных деятелей и резкое неприятие со стороны учительского сообщества. Вышедший пять лет спустя фильм «Училка» (2015, реж. А. Петрухин) показал дальнейшее ухудшение ситуации с образованием. Примерно в это же время в школах России зазвучали выстрелы, а на телевидении появились сюжеты, как ученики избивают учителей или своих товарищей, издеваются над ними, а потом выкладывают видео в Сеть. Если во второй половине XX в. выпускники вузов массово становились учителями, то современные студенты воспринимают школу как «зверинец» и высказывают критику в адрес всей системы российского образования. Подтверждением мрачной образовательной картины является последовательное перемещение России в рейтинге стран мира по индексу уровня образования: с 3-го места в 1991 г. на 33-е место в 2020 г. Из 198 мест рейтинга лучших университетов мира за 2020 г. только один вуз России — МГУ имени М.В. Ломоносова — сумел занять 189-е место. К неутешительным выводам о невысоком уровне доверия к управленческим решениям в сфере высшей школы и о кризисе государственного школьного образования пришли в 2019 г. авторы монографии «Социология высшего образования».

На конкретные проблемы школьного образования указала Е.М. Плюснина в сборнике научно-методических трудов «Концепция начальной грамотности XXI века». Устаревшие методы обучения, несбалансированные учебные планы, информационные перегрузки ведут к росту числа «труднообучаемых» школьников, а затем и студентов. Согласно данным Г. Е. Зборовского и П. А. Амбаровой, у студентов отсутствуют необходимые компетенции по овладению научно-образовательным знанием, они не обладают навыками и умениями писать, анализировать, заниматься научными исследованиями, т. е. необходимой культурой образования и знания.

О пагубности бесконечных тестов, о необходимости занятий искусством, о важности философии, культурологии, истории и других гуманитарных дисциплин говорится на многочисленных научных конференциях. Разработаны психологическая и культурологическая экспертизы образовательной среды, необходимые для любой педагогической системы. Однако от теоретических разработок до внедрения их в образовательную практику дистанция огромного размера, которая продолжает увеличиваться, но даже кинематограф это уже вряд ли волнует.

Щеброва Светлана Яковлевна


Комментировать


четыре + = 13

Яндекс.Метрика