Автор в поэтическом творчестве Марины Цветаевой

Марина Цветаева – одна из самых ярких поэтов своего времени. Её художественный мир малоизучен и поэтому представляет большой интерес для современного читателя, литературных исследователей и критиков. Также относительно малоизученным остается творчество М. Цветаевой в годы эмиграции (1922-1939), так как её произведения были запрещены к печати в Советской России. М.И. Цветаева никогда не примыкала ни к одной литературной «группировке». В ней есть чтото и от символистов, и от акмеистов, и от футуристов.

Это скрещивание феноменально и говорит о гениальности поэтессы. Еще одним феноменом является авторское «Я» произведений Цветаевой. Оно противоречиво, необычно, экспрессивно. Его эмоции живые, яркие, как взрыв, они дают необыкновенную возможность читателю погрузиться в художественный мир поэта. Целью нашего исследования является характеристика и сравнительный анализ образов автора в творчестве Марины Ивановны Цветаевой (на материале дооктябрьского цикла стихотворений «Стихи о Москве» и поэм «Поэма Горы» и «Поэма Конца», написанных в эмигрантский период).

Задачи исследования: 1) проанализировать понятия «автор», «лирический герой», «лирический субъект» в специальной литературе; 2) рассмотреть эволюцию образа автора в русской литературе; 3) провести анализ авторского «Я» в дооктябрьской лирике М. И. Цветаевой (на материале цикла стихотворений «Стихи о Москве»); 4) рассмотреть субъект лирики в эмигрантских поэмах М. Цветаевой (на материале поэм «Поэма Горы» и «Поэма Конца»); 5) провести сравнительный анализ образов автора (на материале дооктябрьского цикла стихотворений «Стихи о Москве» и поэм «Поэма Горы» и «Поэма Конца», написанных в эмигрантский период). В ходе исследования мы проанализировали образ автора в художественном мире М.И. Цветаевой (на примере цикла стихотворений «Стихи о Москве» и поэм «Поэма Горы» и «Поэмы Конца»). Заданной цели мы добились путём анализа и изучения в специальной литературе терминов «Автор», «Лирический герой» и «Лирический субъект». Мы привели известные точки зрения исследователей, выбрали наиболее приемлемую для нас классификацию, созданную Борисом Корманом [1; 2]. Он различает автора-повествователя, собственно автора, лирического героя и героя ролевой лирики. Исходя из данной классификации, за основу мы взяли следующие рабочие определения. Собственно автор и автор-повествователь. «В стихотворениях, где носителем речи является собственно автор, для читателя на первом плане какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

С «собственно автором» Корман сближает «автора-повествователя», который рассказывает о каком-то другом человеке и его жизненной судьбе. Читатель, прежде всего, видит того, кто изображён, о ком рассказывается, и порой вовсе не замечает того, кто повествует. «…Повествователь существует для читателя как некто, воспринимающий героя; он видит героя, обращается к нему, размышляет о нем, но не является каким-либо лицом» [2, с. 122]. Лирический герой. Он одновременно является «и носителем сознания и предметом изображения, он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр. [2, с. 123]. Ролевой герой. Он носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно: фактически «“ролевые” стихотворения двусубъектны.

Одно, более высокое сознание, обнаруживается, прежде всего, в заглавиях; в них определяется герой стихотворения (например: «Косарь», «Пахарь», «Катерина» Некрасова) и иногда – прямо или в иронической форме – выражается отношение к нему [2, с. 124]. Далее мы рассмотрели эволюцию образа автора в русской литературе и пришли к выводу, что с течением времени в литературе образ автора претерпел значительные изменения: от анонимности и как такового отсутствия в произведении до автобиографичности творчества, как прозы, так и поэзии. Затем мы выявили тенденцию к отождествлению лирической героини с образом автора – самой Мариной Цветаевой, путём подробного рассмотрения биографии поэтессы и её творчества, доказали автобиографичность её произведений. Примеры из произведений Марины Цветаевой доказывают нашу точку зрения. Например, стихотворения, посвященные матери Марины, её дочерям, Константину Родзевичу и пр. Проанализировав образ автора поэтического цикла «Стихи о Москве» и поэм «Поэма Горы» и «Поэма Конца» Марины Ивановны Цветаевой, мы можем заключить следующее.

Цикл стихотворений «Стихи о Москве» Марина Цветаева посвятила А. А. Ахматовой, но он также включает в себя стихотворения, посвященные дочери М. Цветаевой Але и Осипу Мандельштаму. Москва для Марины Ивановны Цветаевой – сердце русской земли. Она бережно хранит историю этого города в своем творчестве и передает ее наследникам, воспевая родную землю в цикле стихотворений «Стихи о Москве». Данный цикл стихотворений является автобиографичным, так как Марина Цветаева описывает в нем день своего рождения (26 сентября – день Иоанна Богослова), детские воспоминания, которые прошли в Москве. Третье стихотворение данного цикла М. Цветаева посвятила Осипу Мандельштаму, с которым ее связывали близкие отношения. В нем Марина Ивановна Цветаева описывает внутренний конфликт, связанный с чувствами, которые она испытывает по отношению к нему. В четвертом стихотворении поэтического цикла «Стихи о Москве» называет себя «болярыней Мариной», что также доказывает автобиографичность данного цикла.

Образ автора данного стихотворения представляется нам женщиной, безгранично любящей свой родной город – Москву, завещающей его своей дочери и дарящей его своему возлюбленному. Торжественность повествования, глубокое уважение к Родине, любовная страсть, печальные пророчества о своей судьбе, гордость за свое происхождение – все это говорит о многообразии проявлений чувств и эмоций лирической героини данного цикла стихотворений. Далее мы рассмотрели «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Путём анализа этих лиро-эпических произведений мы пришли к выводу, что лирическая героиня в данных поэмах тождественна образу автора, то есть самой Марине Цветаевой. В них М. Цветаева описывает разрыв с Константином Родзевичем, произошедший в 1923 году. Сравнивая между собой поэтический цикл «Стихи о Москве» и поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца», можно выявить следующие общие черты: 1. И цикл стихотворений, и поэмы являются автобиографичными. 2. Исследуемые в данной работе произведения посвящены близким людям Марины Цветаевой: поэтический цикл «Стихи о Москве» – Анне Ахматовой, «Поэма Горы» и «Поэма Конца» – Константину Родзевичу. 3. Как цикл стихотворений «Стихи о Москве», так и поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца» ярко выражают чувства лирической героини, в первую очередь, собственности и любви: к родной земле – к любимому человеку.

4. Москва для Марины Цветаевой – святое место, так же как и гора, которая стала для нее символом счастья. Также находим и различия в проявлении образов автора в данных произведениях: 1. В поэтическом цикле «Стихи о Москве» М. Цветаева описывает родную землю, чувства, которые она испытывает, говоря о ней. А в поэмах «Поэма Горы» и «Поэма Конца» события, происходящие в указанном месте, имеют большее значение, чем место, в котором они происходят. Отсюда различия в настроениях лирической героини: в поэтическом цикле – это торжественность, а в данных поэмах – всепоглощающая печаль и безысходность. 2. В исследуемых поэмах лирическая героиня, говоря о своих чувствах, обращается не только к библейским мотивам, но и к мифологическим образам, тогда как в цикле стихотворений «Стихи о Москве» звучали только библейские христианские мотивы. 3. Если в цикле «Стихи о Москве» Марина Цветаева готова подарить свою Москву близкому человеку, утверждает, что Москва – это дом для всех странников, то в исследуемых поэмах, напротив, – гора, с которой лирическая героиня связывает свое счастье, принадлежит только ей, и всех, кто когда-либо будет жить вблизи ее, она проклинает и пророчит отсутствие семейного счастья 4. Поэтический цикл «Стихи о Москве» заканчивается жизнеутверждающим стихотворением, которое повествует о дне рождения лирической героини, тем самым, говоря о продолжении ее истории, жизни. В свою очередь, «Поэма Горы» заканчивается обещанием мести последующим возлюбленным ее избранника, а «Поэма Конца» – окончательным разрывом с любимым. Всё это говорит об эволюции в целом автобиографичного самой М. Цветаевой образа автора в её творчестве.

Литература 1. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов. Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. 2. Корман Б.О. О целостности литературного произведения. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992

Е.Н. Банникова


Комментировать


4 + три =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru